Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока-лекции «Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова»

Конспект урока – лекции «Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова»
Описание материала: данный материал будет полезен учителям-филологам на уроках русской литературы в 7-9 классах при изучении творчества М. Ю. Лермонтова
Конспект урока – лекции
Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место.
Будучи патриотом своей страны, Лермонтов посвятил немало стихов именно Родине. Он любил ее народ, ненавидел тех, кто держал страну в цепях рабства, желал России счастья и благополучия.
Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей. Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта.
Цель урока-лекции:
Проследить, как передается духовное состояние М. Ю. Лермонтова при описании пейзажа.
Пейзажная лирика Лермонтова своеобразна. Картины природы у поэта всегда связаны с переживаниями лирического героя, его философскими раздумьями, воспоминаниями о прошлом. Но, вместе с тем, эти картины живут своей самостоятельной жизнью: они необыкновенно живы, одухотворены, притягательны.
Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе. Во-вторых, во многих стихах он передает свои чувства и состояние души с помощью природы.

В стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века. Очень точно подобранные фразы, описывающие движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за «вольномыслие», то есть за поддержку идей декабристов. В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург.

Более спокойная и умиротворяющая природа изображена поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть.
В стихотворении передана природа позднего лета или ранней осени и весны.
Природные явления, всплывающие в сознании Лермонтова, объединены не календарным временем, а значительностью их эмоционального воздействия на поэта. Через яркие эпитеты поэт передает свое восхищение красотами типичных русских пейзажей.

Белинский включил это стихотворение Лермонтова в число тех, где «гармонически и благоуханно высказывается душа поэта».

Еще один яркий пейзажный стих «Тучи» написан поэтом в 1840 году, перед отъездом в ссылку на Кавказ.
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В очередной раз Лермонтов как бы сливается с природой, становится даже не её частью, а ею самой.
В 1941 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко...». Оно выражает глубокое одиночество поэта.

К этому же году относится и стихотворение «Утес». И снова творение поэта буквально «пропитано» нотами одиночества и сожаления, и свое несчастье Лермонтов выражает в образе «старого утеса».

Наиболее ярко выраженное олицетворение пейзажа просматривается в стихотворениях “Утес” и “Ангел”. Лермонтов одушевляет неживые предметы и наделяет их способностями, присущими живым существам:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано…
и л и
задумался глубоко,
и тихонько плачет он в пустыне
В стихотворении “Утес” пейзаж является способом показать трагизм героя, обреченного на одиночество и на страдания от неразделенной любви.

В стихотворении “Ангел” смысл описания пейзажа тоже, в какой-то степени, заключается в изображении трагизма
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Вновь поэт грустит в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где «торжественно и чудно!». Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, «свободу и покой».
Стихотворение “Выхожу один я на дорогу” открывается романтическим пейзажем. Для изображения гармонии в мире поэт прибегает к использованию такого литературного приема, как олицетворение:
…пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В этом стихотворении создан такой пейзаж, в котором лирический герой Лермонтова отталкивается от окружающей красоты. Мысленно он осознает ее: “В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом…”, но не может в этом пейзаже найти вдохновение, слиться с красотой. “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?”.

Также с помощью пейзажа Лермонтовым вводится философская проблематика. В стихотворении “Родина”, благодаря пейзажу, возможно осмысление любви к родине как проблемы. Лирический герой утверждает, что любит родину надо истинной любовью, доказывая это описанием пейзажа, в котором находит себя: “Проселочным путем люблю скакать в телеге…”, “люблю дымок спаленной жнивы…”.

Пространство повествования сужается практически до точки. Предметом описания становится “чета белеющих берез” и “с резными ставнями окно”. Обращение к такому новому способу создания пейзажа обусловлено потребностью Лермонтова изобразить новый образ России, а точнее, образ народной России
Лермонтов развивает тему родины, мотив обращения к ее историческому прошлому и в стихотворении “Бородино”. Здесь автор создает батальный пейзаж. С помощью описаний природы устанавливаются временные рамки:
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Благодаря батальному пейзажу мы сами становимся свидетелями происходящих событий и с легкостью мысленно представляем само сражение:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.

Поражает мастерство автора в описании эмоционального состояния солдат перед боем. Это напряжение и накал подобно приближающейся грозе или буре, когда природа беснуется, а человек находится в полном неведении того, что должно произойти. Одно ясно – будет страшно.
М.Ю. Лермонтов умело передает атмосферу батальных сцен. Ему так четко удалось передать чувства и эмоции, что читатель буквально на себе ощущает волнение, напряжение и драматизм происходящего. Воздух наполнен тревогой и плохим предчувствием. В стихотворении автор показал все свое мастерство и с помощью батального пейзажа смог передать атмосферу битвы.

Множество пейзажных зарисовок Лермонтова посвящено Кавказу.
Как поэт-романтик, Лермонтов часто рисует картины великолепной южной природы: огромные цепи синих гор, голубые долины, ослепительно белоснежные снега, далекие льдины утесов, сияющие в лучах восходящего солнца, розовый блеск утра, пустынные громкие бури, чистый прозрачный воздух — для него все в этом крае прекрасно и величаво.
Великолепные картины южной природы предстают перед нами в стихотворениях «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Люблю я цепи синих гор...», «Три пальмы». Этой же теме посвящено и стихотворение «Дары Терека», вызвавшее восхищение Белинского.

В романтических стихотворениях Лермонтов часто изображает буйство природных стихий:
Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.
Героя не пугает буйство стихии и темная морская бездна — это человек мужественный и сильный духом. Точно так же не страшны ему и темные бездны человеческих душ, несущие в себе губительное, разрушительное начало:

О нет! — летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.
(«Гроза»)

Один из любимых образов Лермонтова — образ далекой звезды, вызывающий у поэта различные ассоциации. Это и воспоминание об ушедшей любви, и дума о несбывшемся счастье, о беспокойном, неуловимом призраке светлой радости. Поэт завидует ясным, далеким звездам, их спокойствию и безмятежности.
В стихотворении «Небо и звезды» слышится искренняя, глубокая тоска героя, порожденная неосуществимостью его желания слиться с вечным миром природы, с миром неба и звезд:
Чем ты несчастлив? —
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!..

Таким образом, мы видим, насколько разнообразными были функции пейзажа в лирике Лермонтова. Это создание и романтического, и реалистического, и батального пейзажей, и раскрытие особой ситуации пребывания лирического героя между сном и явью, и обращение к теме родины, к философской проблематике, и создание образа народной России для определения ее значимости для поэта.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Обобщающий урок по былинам, 7 класс

Как сохранить здоровье современного школьника на уроках русского языка
Опубликовано: 855 дней назад (19 июня 2019)
Просмотров: 878
+1
Голосов: 1
Любовь Николаевна Зубко # 21 июня 2019 в 15:29 0
Материал раскрывает тему "Пейзажная лирика Лермонтова", выделяя основные и самые важные вопросы и проблемы. Он имеет важное значение при изучении жизни и творчества поэта.
Скосарь Ольга Алексеевна # 24 июня 2019 в 14:30 0
Спасибо.Очень интересный материал.
Ирина Топчиева # 1 июля 2019 в 22:17 0
Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей.Ваш урок, как нельзя точно,это все передает. Спасибо