Разработка внеклассного занятия для младших классов «Лес - край загадок и чудес»
Цель:
Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
1. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе, его
целостности и уникальности.
2. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных, проявляя самостоятельность, инициативность, ответственность принимать правильные решения.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе.
Предварительная работа:
1. наблюдения в природе в разное время года;
2. экскурсии и целевые прогулки в природу;
3. работа с календарями природы;
4. подборки познавательной и художественной литературы;
5. сюжетно – ролевые и подвижные игры;
6. совместная деятельность детей и родителей по изготовлению поделок;
7. оформление выставок, альбомов.
Ход занятия
(На доске)
Лес – это наше богатство!
Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы.
Учитель:
Дети сегодня у нас необычное путешествие. Мы сейчас с вами отправимся в лес. Нас ждёт много интересного, а может даже сказочного.
Входишь в лес – и открываешь невидимую дверь, перед которой оставляешь неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в храм. Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься.
3.Работа по теме.
Ученик:
-Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Учитель:
– Хотите, ребята, побывать в таком чудесном, сказочном лесу?
– Ребята, прежде, чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу:
– Не срывать в лесу цветы.
– Не ломать ветки.
– Не ловить птиц.
– Не топтать траву, цветы.
– Не оставлять мусор в лесу.
– Ребята, необходимо внимательно вслушиваться и всматриваться в лесу, чтобы обнаружить красивое и интересное. Если что-то случится с лесными жильцами – необходимо оказать помощь.
Ученик:
В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков —
Разве не чудо?
Учитель:
Берёза... именно об этом необыкновенно красивом и женственном дереве сложено большое количество песен и стихов, мифов и легенд, былин и преданий. Берёза – это гордость и символ народа, живущего на Руси. Её часто называют деревом жизни.
А знаете ли вы, что: (дети срывают с ветки березы листочки и зачитывают)
1. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила.
2. Часто из бересты мастерили вёдра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.
3. В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был берёзовый.
4. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.
5. Уже давно известно, что берёза – дивный лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.
6. При простуде пьют чай из берёзовых почек.
7. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.
8. В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой. Например, по случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей.
Викторина
– Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
– Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
– Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.)
– У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.)
– Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
– Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
– Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
– Трава от 99 болезней. (Зверобой)
– Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
– Какую траву любят кошки? (Валериана)
– Какое растение называют часами? (Шиповник)
Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)
Учитель:
Ромашка - это символ семьи, верности, простоты и нежности.
Ромашка – один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов. Из нее плетут венки, ее собирают в букеты, на ней гадают девушки: «Любит – не любит». О многих цветах сложены легенды, в том числе и о ромашке.
Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный – молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон – один мудрец подарил ему удивительный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.
– А кого же можно встретить в лесу на деревьях? (Птиц)
Звучит фонограмма «Пение птиц».
– Слышите пение птиц – это лесной оркестр. Ранним утром все лесные жители поют и играют кто на чём и кто как умеет. Тут услышишь и звонкие голоса синичек «тинь-тинь». Можно услышать и барабанную дробь дятла «тр-р-р, тр-р-р».
Интересные факты о птицах( дети из корзины достают листочки и зачитывают)
1.Оказывается, что розовые фламинго по своему окрасу далеко не розового цвета. Этот необычный оттенок пера придают им зеленые водоросли, которые становятся розового цвета во время переваривания.
2. Пингвины, страусы, казуары, киви и додо не могут летать.
3. Самый большой размах крыла имеет странствующий альбатрос - 3 метра 63 см
4. Форма клюва птицы прямо соответствует типу пищи, которую он употребляет в дикой природе.
5. Чайки могут пить соленую воду, потому как у них гланды способны фильтровать соль.
6. Ни одна птица не может соперничать с синичками по уничтожению вредителей деревьев леса, парка и сада.
7. При приближении человека или животного, сорока начинает громко стрекотать. Так что это не просто «сорочья болтовня», а сигнал тревоги для других птиц.
8. Единственной птицей, которая летает назад, является колибри.
4. Физкультминутка
- Что ты делаешь мой лес?
Дети: Целый день качаю кроны (движение руками вверху).
- На кого похож ты лес?
Дети: На высокий дом зелёный (встают на носочки и потягиваются вверх).
- Почему ты зелен лес?
Дети: Чтоб меня любили дети (обнимаются друг с другом).
- Сколько лет тебе, мой лес?
Дети: Больше всех на белом свете (руки разводят в стороны).
- Сколько птиц ты знаешь лес?
Дети: Сколько листьев, трав и ряски (попеременно размахивают руками).
- А когда запел ты лес?
Дети: В миг, когда возникли сказки.
Учитель:
Ребята, в нашей стране очень много разных растений и животных. Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей.
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.
На красных листах - помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.
На желтых листах — уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
На белых листах - помещены сведения о редких видах растений и животных.
Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.
На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.
На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. Например:
Какой же ты душистый!
Какой же ты красивый!
Но почему дрожишь ты?
Ты что такой пугливый?
Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты – лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью.
Ландыш – ядовитое растение. Растёт в основном в лесах. Многие народы почитали ландыш как символ весны. Во французских деревьях и по сей день первое майское воскресенье отмечают как праздник ландышей. У нас ландыш всеобщий любимец. Его соком девушки натирали щёки, чтобы быть румяными. Слово ландыш произошло от слова гладкий, наверное, из – за гладких мягких листьев. Используется в медицине при заболеваниях сердца. Используется в парфюмерии. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда ассоциируются с чистотой, нежностью, верностью, любовью, с самыми возвышенными чувствами.
– Вот и заканчивается наша прогулка. Богата природа нашей страны, но её богатства не бесконечны, поэтому её нужно беречь и охранять.
“Рыбе нужна вода, птице – воздух, зерно и лес, а человеку нужна Родина”
– Охранять природу – значит охранять Родину!
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты.
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Л. Дайнеко.
5.Итог урока:
Ученики:
- Растения выделяют кислород, которым мы дышим, и поглощают газ. Лес очищает воздух от пыли. Значит, ЛЕС – ЛЁГКИЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.
- Там, где растёт лес, не мелеют реки, он питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни не дают почвам разрушаться. Значит, ЛЕС – ЗАЩИТНИК ВОДОЁМОВ, ПОЧВ.
-В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть родниковая вода. Значит, ЛЕС – ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ.
- Человек в лесу заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом. Значит, ЛЕС – ЭТО ИСТОЧНИК ТОПЛИВА.
- В лесу растут разные растения, живут всякие животные. Значит, ЛЕС – ЭТО ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ.
6. Рефлексия:
- Оцените свои достижения на уроке.(Учащиеся показывают тучку, дождик или солнышко и объясняют свой выбор)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь
Конспект открытого занятия для учащихся 1- 5 классов «Кто такие скауты?»
Познавательное развлечение для младших школьников «Разгадай загадку»
Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Формула счастья
Похожие статьи:
Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»
Воспитательная работа в начальной школе
Ученическое самоуправление в начальной школе
Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе
Интересная информация для младших школьников