Внеклассное занятие в начальных классах "Дорогою добра"
Внеклассное чтение на тему «Дорогою добра»
Цели:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
• Понимание учащимися отличия доброго и бескорыстного поступка от поступка на основе выгоды.
• Помочь детям понять, почему нужно избегать зла и стремиться к добру.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Построение знаний о зле и о том, какие есть наиболее распространённые его проявления.
• Установление логических связей, причин и следствий, умение делать выводы из предложенной информации и заданий, предлагаемых учителем.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Воспитание потребности к совершению добрых поступков.
• Воспитание нравственных качеств личности, добросовестности.
• Воспитание культуры речи.
Оборудование: словарь С. И. Ожегова, выставка творческих работ, индивидуальные карточки.
1. Вступительное слово учителя.
Словарь С. И. Ожегова:
«ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Человек от природы склонен к добру, милосердию, благу, добросердечию.
Как вы понимаете данные пословицы?
-Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
- Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
2. Основная часть урока.
Разговор о доброте мы проведем в форме устного журнала. Давайте откроем первую страницу. Доброта и милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем легче было жить, общаться друг с другом. В русском языке очень много добрых слов и выражений.
Вспомните слова, в которых «спряталось добро».
Добродушный
Добропорядочный
Добросердечный
Добросовестный
Добронравный
Доброжелательный
Основа всех этих слов «добро».
- Вторая страница: притча о добре
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
- Третья страница: индивидуальная и групповая работа
( раздаются карточки – собери пословицы!)
(Доброе слово лечит, а злое калечит. Не одежда красит человека, а его добрые дела. От добра - добра не ищут. Учись доброму- так худое на ум не пойдет.)
- Четвертая страница: Собери РОМАШКУ! (на лепестках написаны слова – найди о добре)
Доброта, злоба, любовь, сопереживание, справедливость, милосердие, сочувствие, забота, безразличие, ненависть, верность, зависть, предательство, равнодушие, эгоизм, обман, неуважение, трудолюбие, лень, доброжелательность, добросовестность, добродушие.
- Пятая страница: Копилка добра.
• Скажите, пожалуйста, чего на земле больше-добра или зла? (ответы детей) Зло- это зависть, жадность, грубость, лень, ложь. А добро будем собирать «по капелькам». Это ваши добрые дела, которые вы уже успели совершить.
• Сейчас ребята мы прослушаем ваши сочинения на тему «Зачем творить добро?», в которых вы рассказываете о своих добрых поступках. (учащиеся рассказывают о своих добрых делах)
- Шестая страница: Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”. Дети передают цветок и говорят комплименты.
- Как вы думаете, где находится царство вежливости и доброты у каждого человека?
- В сердце!
Законы дружбы:
*Не обзывай и не унижай своего друга.
*Помогай другу в беде
*Умей с другом разделить радость
*Не смейся над недостатками друга
*Выбирай друзей по душевным качествам
*Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде
*Умей признать свои ошибки и помирись с другом
*Не предавай своего друга
(Дети получают памятку.)
- Седьмая страница: Страничка мудрости.
- Тему доброты затрагивали известные во всём мире люди. Давайте посмотрим, что об этом говорили мудрецы:
«Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»
Л.Толстой
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта»
М.Сервантес
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»
Ж.Ж.Рус
- Зачем творить добро?
Человек должен спешить делать добро потому, что в этом мире зло часто бывает активней добра. Деятельная любовь и проявление милосердия требуют не только трудов, но порой и подвига. Зло же приманивает людей мнимыми благами и засасывает человека. Поэтому зло умножается в мире.
Жизнь быстротечна. Надо уметь использовать драгоценное время.
3. Вывод.
- О чем мы сегодня беседовали?
- Что такое добрые дела?
4. Итог.
- На свете нет ничего дороже доброты. Путь к доброте нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования добра и зла. Даже взрослому человеку не всегда удается быть добрым. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
Самоанализ
Тема « Дорогою добра» выбрана не случайно, так как умения общаться, быть отзывчивым, правильно строить свое суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции, что очень важно с точки зрения ФГОС.
Высокая мотивация обучающихся достигалась за счет необычной формы заданий. По ходу занятия я старалась разнообразить виды деятельности. Работают с пословицами, читают стихи, делятся рецептами от злости и обиды, строят дорогу добра. Занятие способствовало формированию представлений детей о добре и зле.
Содержание занятия способствовало расширению кругозора учащихся; так же ставились цели:
- воспитывать
- доброе отношение к окружающим людям;
- стремление совершать добрые поступки, дела;
- стремиться стать лучше.
Материал мероприятия был подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Во время занятия я постаралась создать условия для исследовательской деятельности учащихся за счет таких вопросов как «Объясните, сравните». Моя роль заключалась в создании условий, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с такой проблемой реальной жизни как добро и зло.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость
Экскурсия в стихах для школьников "Предметы старинного быта"
Праздник День именинника. Сценарий для 2 класса
Сценарий летней спортивно-игровой программы для младших школьников
Похожие статьи:
Воспитательная работа в начальной школе
Ученическое самоуправление в начальной школе
Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе
Интересная информация для младших школьников
Учёт психологических особенностей младших школьников в организации учебной и игровой деятельности