Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
Одной из основных задач, решаемых коллективом, является воспитание любви к своей малой Родине.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение.
Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам
Цель: Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с народно- декоративно-прикладным искусством, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи:
Главными задачами ознакомления детей с народным декоративно – прикладным искусством являются следующие: 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного дек – прикл. искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство местного края.
2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
3. Формирование умений различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, Городецкой, жостовской). Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
4. Умение составлять выразительные узоры на бумаге, объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
5. Воспитание активности. Самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.
Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, в результате которого дети усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества. Создать условия для активации творческого мышления детей.
Направление: Первоначально процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление. Восхищение, радость от общения с таким искусством – чувства , которые необходимо вызвать у детей.
Какие формы и методы можно использовать?
В нашей группе ведется кружковая работа по приобщению детей к Русской народной культуре. Создан мини – музей, в котором имеется полочка декоративно - прикладного искусства. Подбор предметов, изделий пополняется и меняется соответственно теме. Цель экскурсии - активизация детских чувств . А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении, особенностях, своеобразии узоров, технологическом процессе изготовления. Детей встречает хозяйка избы, или Марья - искуссница, в лице воспитателя группы, которая покажет им чудо превращения (куска глины ) в изделие искусства , а затем поведет их в мир декоративного творчества. Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, художественных альбомов, открыток.
- разработан тематический план.
- цикл дидактических, подвижных и народных игр;
- тематику консультаций для родителей и для педагогов ДОУ.
- использование литературных произведений.
(поговорок, прибауток, пословиц, загадок для развития желания познать и сохранить семейные, родовые традиции, речевую культуру русского народа).
Начала свою работу с составления перспективного плана. При этом определила наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства, учла возможность посещения детьми выставочных залов и музеев с родителями.
На первом этапе большое внимание уделяла знакомству с народно-прикладным искусством и культурой, природой, с литературным краеведением. Дети с рождения слышат от своей мамы колыбельные песни, потешки, сказки, поэтому значительно легче, опираясь на определенные знания детей, поддерживать их активность на занятиях. Одновременно дети получают общее представление о нашем городе, стране, углубляют знания о своей семье.
На втором этапе особенности своего края мы изучали более детально, подробно. Продолжала формирование познавательного интереса к историческому прошлому, к народно-прикладному искусству ближайшего Подмосковья. Дошкольники знакомятся с традиционной одеждой, предметами старины, ремеслами.
Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.
При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом я использую следующие
формы работы:
- организация выставок;
- беседы по ознакомлению с искусством;
- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;
- проведение праздников и досугов.
При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации использую следующие методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.
Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок познавательного развития. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое.
В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей по теме опыта к концу обучения (дети 6-7 лет).
К концу обучения дети много знают о народно декоративно-прикладном творчестве:
- умеют различать разные виды народно-прикладного творчества;
- владеют навыками и умениями расписывания игрушки;
- у детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Рекомендуем посмотреть:
Олимпийские сувениры своими руками
Конспект НОД по декоративному рисованию. Старшая-подготовительная группа
Декоративно – прикладное творчество для детей дошкольного возраста
Дидактические игры по приобщению старших дошкольников к Урало-Сибирской росписи