Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ

Методическая консультация на тему "Проблемы реализации инклюзивного образования в условиях ДОО"
Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных организациях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности.
Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышая эффективность обучения и воспитания.

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения. Важно чтобы ребенок получил не только богатый социальный опыт, но и были реализованы его образовательные потребности, чтобы его участие не снизило общий уровень образования других детей.

Нормативно–правовая база
В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья.

Положения об инклюзивном образовании закреплены в Российских государственных документах.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Согласно Закону об образовании - инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 ФЗ №273 «Об образовании»).

С 2011 года в России, действует программа «Доступная среда», цель которой интеграция инвалидов с обществом, создание системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для инклюзии: квалификация кадров, отсутствие нормативной базы, достаточно затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.

Основная цель дошкольного образовательного учреждения при реализации инклюзивного образования – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями.

Поэтому при принятии решения о инклюзивной практике в дошкольном учреждении должны учитываться следующие условия:
- психологическая готовность руководителя и педагогов к инклюзии
- наличие необходимых специалистов (дефектологов. психологов, логопедов)
- наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе, при необходимости без барьерной среды
- возможность повышения квалификации педагогов в данном аспекте

Проблемы инклюзивного образования
1. Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. В настоящий момент решение этого вопроса наименее обеспеченно как организационно так и методически. Педагог не имеет в арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, соответствующих задачам инклюзивного обучения.

2. Еще одна серьезная проблема это необходимость изменения образовательной среды которая непосредственно связанна с проблемами финансирования. Многие сады с трудом могут себе позволить создание инклюзивных групп, как раз потому что, есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования. К ним относятся специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки, тактильные панели , а также необходимые средства для организации без барьерной среды и т. д

3. В ДОО комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Трудностью на пути решения о разворачивании инклюзивной практике дошкольного учреждения является психологическая неготовность педагогического состава к принятию ребенка с ОВЗ.

Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а также знакомства с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

4. Процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании очень сложный. Необходимо создание конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволяют сделать этот процесс адаптивным и пластичным.

Организация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе дошкольного учреждения опирается на решение следующих задач:
- создание общности детей и взрослых, основанной на уважении и интересе личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям.
- формирования умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми
( младшими, сверстниками, старшими, взрослыми)
- формирование умения поддерживать друг друга.
- развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя.
- активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, распределять роли и обязанности.
- формирование навыков саморегуляции и обслуживания.

Образовательные учреждения в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня образовательной системы. Важно чтобы все члены общества не только лучше понимали друг друга, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

Рекомендуем посмотреть:

Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации Кинезиология в детском саду Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму

Похожие статьи:

Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников

Консультации для родителей в детском саду. Характер ребенка зависит от вас | Метод наглядного моделирования в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 2068 дней назад (9 марта 2019)
Просмотров: 2933
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!