Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по окружающему миру с презентацией и самоанализом, 4 класс. Краснокнижные растения Алданского района

Краснокнижные растения Алданского района. Конспект урока окружающего мира для детей 8 – 10 лет с самоанализом
Автор: Лычангина Любовь Владимировна; учитель начальных классов «МБОУ СОШ № 5 п. Ленинский» Алданского района РС (Я)
Урок проведен в рамках районного конкурса открытых уроков, занятий и проектов, посвящённых 90-летию Алданского района.
В данной методической разработке я освещаю свою работу по окружающему миру и краеведению с учениками начальной школы.
Публикация может быть полезна учителям начальных классов, педагогам-экологам, учителям дополнительного образования, организаторам и творческим людям.


Направление: экология, краеведение, окружающий мир
Образовательная система: «Школа России»
Тип: обобщение знаний, полученных на уроках окружающего мира; закрепление навыков и умений по изодеятельности
Цель: формирование навыков краеведческой и природоохранной деятельности у младших дошкольников.
Задачи:
- расширить представление учащихся о редких растениях Алданского района;
- вызвать интерес к краеведческой деятельности;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
Педагогические технологии: технология коллективно-творческого дела, элементы информационно-коммуникативной технологии, личностно – ориентированного обучения; объяснительно – иллюстративного обучения.Планируемые результаты
Предметные: распознавать исчезающие виды растений среди прочих представителей местной флоры по внешним признакам; обосновывать правильность соотнесения растения и его названия.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения поставленных задач.
Личностные: демонстрировать личностный смысл природоохранной деятельности.
Ресурсы урока для учителя:
- Рабочая программа по окружающему миру
- Информационные справки о редких растениях родного края
Ресурсы урока для обучающихся:
- Авторская презентация учителя
- Авторский стихотворный материал педагога
- Материалы для изодеятельности
Оборудование: компьютер, проектор; презентация с редкими видами алданских растений; видео клип песни «Моя Якутия» (О.Подлужная, Саина); краски, карандаши, альбомные листы.

Вступление
Давно известно, что в наших суровых северных краях живут люди с доброй душой и отзывчивым сердцем.
Дети - это маленькие взрослые, но ещё - без достаточного жизненного опыта.
Их трепетные сердца наполнены состраданием ко всему живому. Они способны искренне сопереживать родной природе, и нам, взрослым 1так важно сохранить эту чистоту детской души…


Подготовительная работа
«Охранять природу –
значит охранять Родину!»
(М.М. Пришвин)

Для краеведческой работы с младшими школьниками я выбрала тему «Растения из Красной книги Якутии».
Сначала ознакомила учеников с Красной книгой Республики Саха, вместе мы изучили справки из Википедии о растениях южной Якутии, прочли специальную литературу, публикации из интернета.

Далее предложила ребятам для рассматривания статьи из Красной книги Якутии. Для приобщения детей к миру флоры я выбрала растения, произрастающие в окрестностях нашего родного города Алдана.
Подготовила для ребят яркую наглядность. И постепенно они создали себе представление о редких растениях Алданского района.
Не забыли мы и об экологическом природоохранном аспекте.
Ребята приготовили сообщения о редких видах местных растений.
В рамках обобщения работы над нашим коллективным краеведческим проектом был проведен этот урок.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание положительной мотивации.
Звучит лирическая музыка.
Стихотворение о Якутии читает ученик.


Моя Якутия
Край суровый, северный, любимый,
Буду славить я тебя повсюду!
Речек красота неповторима
В свете солнца – ласкового чуда.
Родники, прозрачные озёра
Землю чистой влагой освежают,
И лесов бескрайние просторы
Красотой своею поражают.
По ночам округу освещает
Как небес подарок, звездопад,
Смотришь в небо-сердце замирает,
И ты, будто бы ребёнок, рад!
Первозданна ароматов тайна
Трав душистых, полевых цветов,
И ласкает взгляд поток бескрайний
Лютиков, ромашек, васильков…
Величавость гор - необычайна,
Снегом вековым они покрыты…
Люди золотые неслучайно
Здесь живут - отзывчивы, открыты,
Помыслы чисты и облик ясен,
Человечны, искренни, ранимы…
Для меня ты истинно прекрасен,
Край суровый, северный, любимый!
(Автор Л. Лычангина)

2. Постановка целей и задач, мотивация к познавательной деятельности учащихся
Звучит песня о Якутии (клип)
"Моя Якутия" Ольга Подлужная и Саина



Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Какое событие отмечает наш Алданский район в этом году? (Алданский край отмечает свой 90-летний юбилей со дня образования.)
- Этому событию я посвятила своё стихотворение.
Учитель читает стихотворение. Слайд № 2

Алдан родной
В Якутии, поэтами воспетой,
Есть маленький, уютный городок.
Когда-то здесь был прииск Незаметный,
Он отработал свой немалый срок...
Геологи здесь золото искали,
Строители дома сооружали,
Поселок вырос, «возмужал»,
И городом Алданом стал.
С годами становился больше, краше,
Ведь многое зависит от людей,
И вот пора пришла алданцам нашим
Родной земли отметить юбилей!
Так много в славном Золотом Алдане
Достойных, добрых, золотых людей
Разных профессий, и чинов, и званий,
Принесших славу родине моей!
Наш город круглый год хорош собою,
Он снежно-белый - долгою зимой,
Черёмухою пахнет он весною,
А осенью - багряно-золотой!..
Ещё ни разу я не пожалела,
О том, что здесь бегут мои года,
Всем сердцем я к Алдану прикипела,
И думаю, что это - навсегда!
Алдан родной! Ты будь всегда красивым,
Всё краше - год от года! Процветай!
Пусть каждый житель будет здесь счастливым,
Живи и славься, мой любимый край!
(Автор Л. Лычангина)
Демонстрируется слайд №3
Учитель:
- Природа нашего края сурова, но прекрасна. Сегодня мы с вами поговорим о красоте родного края, запечатленной в цветах и других растениях, занесённых в Красную книгу Якутии.

3. Актуализация знаний учащихся
Учитель:
- Какие редкие растения Алданского района вам известны? (Выслушиваются ответы детей).
Загадки об исчезающих растениях. (Автор загадок Лычангина Л.В.)
Учитель:
- Предлагаю вам отгадать загадки о цветах из Красной книги.
Рос на грядке алый огонёк,
Девочка понюхала цветок,
И над нею брат смеётся звонко -
Стал оранжевым нос у сестрёнки!
(Лилия-саранка)

Шла Венера по опушке,
Возвращаясь от подружки,
Потеряла башмачок,
Превратился он в цветок.
(Венерин башмачок)

Белые капли,
Нежные слёзки
Проклюнулись в мае
Под нашей березкой.
(Ландыш)

Этот цветик непростой,
Его корень – «золотой»!
Корневище пахнет розой,
Не боится он мороза,
Способствует растение
От хвори излечению!
(Родиола розовая или золотой корень)

4. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Сообщения о редких растениях читают дети в сопровождении презентации
Алданские подснежники. Слайд №4
Первоцветы, которые цветут в мае в нашем суровом северном краю, в народе называют подснежниками, т.е. – вышедшими из-под снега.
Они фиолетового цвета. Очень декоративные, нежные и одновременно - выносливые пушистые комочки.
Конечно, первоцветы бывают и белые, и синие, и других цветов, но в нашем Аланском районе в дикой природе растут именно фиолетовые.
Другое их название – прострел или сон-трава.
Это растение – лекарственное, оно занесено в Красную Книгу.
Никогда не срывайте эти цветы в лесу, лучше сделайте красивую фотографию или симпатичную поделку.
Берегите подснежники!

Алданские саранки. Слайд №5
Сардаана – это даурская лилия, удивительно красивый, нежный и хрупкий цветок. Цветение этой лилии якутский народ издревле считает знаком наступления лета. Сардаану называют символом красоты северной природы, также якутяне верят, что этот цветок приносит счастье и благополучие тому, кто его выращивает. Есть такая якутская легенда: «Сардаана была гордостью Творца. Решил Он дать людям Счастье, разбросав его по всему свету. На самой северной земле Счастье обернулось прекрасным огненным цветком. А если посадишь у себя цветок Счастья, то в доме навсегда поселятся любовь и согласие». (Источник: Сайт Минприрода РФ)
Любимый цветок народа саха воспет в многочисленных песнях и стихах, его красоте посвящен танец, у него даже есть день рождения-30 июня (День сардааны).
Кстати, русское слово “саранка”, которым алданцы называют эту лилию, происходит от слова «сардаана».
Людям очень нравится эта лесная красавица. Они не могут удержаться оттого, чтобы не сорвать себе букет лилий. Поэтому саранка и попала в Красную книгу растений Якутии, как исчезающий вид.
Не срывайте саранки, ведь после этого в полый стебель цветка может попасть дождевая вода и клубни в земле могут загнить, а потом и вовсе - погибнуть,!

Алданские ирисы. Слайд №6
Касатик мечевидный (ирис) представляет собой необычное многолетнее растение из семейства Касатиковых. Высота его может достигать 80 см. Листья у него необыкновенного голубовато-зеленого цвета.
Цветет касатик на нашей Алданской земле в июне-июле месяце. Его цветки окрашены в голубой, синий, фиолетовый оттенки. Ирис выбирает для произрастания сырые места – берега болот и рек.
Касатик – лекарственное растение - замечательное отхаркивающее средство, из него приготовляют лекарство от кашля.
Не срывайте ирисы, пусть себе растут! Лучше сделайте на память красивое фото.

5. Игровая деятельность
Игра «Я садовником родился» (Называем цветы из Красной книги Якутии.)
Правила игры:
С помощью считалочки выбирается водящий, он становится «садовником».
Остальные игроки становятся «цветами», растущими на «грядке».
Каждый ребенок выбирает себе название цветка (свое новое имя) и сообщает всем остальным.
Далее происходит такой диалог:
– Я садовником родился,
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме…
(Называет любой цветок из присутствующих на грядке)
«Названный цветок тут же должен отозваться:
– Ой!
– Что с тобой?
– Влюблена...
– В кого?
– В… (тут игроку важно вспомнить, какие еще цветы есть на грядке рядом с ним).
Названный цветок тут же должен отозваться.
– Ой!
Далее диалог ведется со следующим цветком.
«Влюбляться» можно и в садовника, но только не сразу после того, как он назвал цветок.
Если игрок не отозвался на имя своего цветка или не смог придумать, в кого он «влюблен», он становится садовником и игра начинается сначала.

Кроссворд «Лекарственные растения». Слайд №7
Учитель:
- В наших лесах произрастает множество лекарственных растений. Предлагаю отгадать кроссворд «Аптека». Для этого образуем две команды, каждая из которых получит кроссворд и по моему сигналу начнет его разгадывать. Работайте быстро и дружно!

6. Промежуточный итог
Повторение правил культурного поведения на природе
"Мы не в наследство мир от предков получили,
А у потомков лишь на время одолжили…» Слайд № 8
(Л.Лычангина)

Учитель:
- Объясните смысл этого изречения.
Назовите правила поведения на природе. (Выслушиваются ответы детей).

Игра «Можно и нельзя в стихах и прозе»
(Автор игры Лычангина Л.В.)
Правила игры:
Дети слушают высказывания стоя; если считают, что услышанное делать можно, то ритмично топают ногами, а если нельзя, то энергично хлопают в ладоши.

Изречения в стихах
1. Мальчишки прострел
В лесу отыскали,
Часть вырвали с корнем,
А часть затоптали.

2. Мальчик вилы в руки взял,
Ягодник перекопал.

3. Горечавку снять я рад
На свой фотоаппарат!

Изречения в прозе
- Мусор после пикника уносите из леса с собой.
- Приехав в лес на отдых, нарвите понравившихся вам цветов (желательно с корнями).
- Прошлогоднюю сухую траву убирайте граблями.
- Сухую траву нужно сжигать.
- Если вам не симпатично растение, уничтожьте его!
- Покидая лес после пикника, залейте костёр водой!

7. Творческое задание
Учитель:
- Нарисуйте понравившееся вам растение.
Ребята нарисовали рисунки. Вот они.



8. Итог урока
Учитель:
- Как вы понимаете цитату М.М.Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину»? (Выслушиваются ответы детей.)
(Снова демонстрируется слайд №3)
- Сегодня вы были все молодцы! Я очень довольна каждым из вас! Надеюсь, вы не забудете о культуре поведения в лесу, на природе, и к 100–летнему юбилею Алданского района наша местная флора не оскудеет.

Послесловие
Классный класс окончился…
А работа над проектом продолжилась и во внеурочной деятельности!
Итогом нашего совместного творчества стало появление миниатюрной «Алданской Красной книги растений».
К её созданию мы подошли креативно. В книгу вошли фото растений и тематических поделок, рисунки растений с описанием как с лицевой, так и с изнаночной стороны, сообщения и мини-проекты; некоторые детские работы я сопроводила своими авторскими комментариями в стихотворной форме:

1. Название: Дриада
Описание:
Дриада – сказочная нимфа,
Окраска жёлто-белая,
Я не сорву домой букет,
Поделку лучше сделаю!

2. Название: Первоцветы своими руками
Описание:
Сон-трава, прострел, подснежник,
Всех нас удивил,
Стойкий, сильный, хрупкий, нежный,
Снег собой пробил.
Нипочём мороз и лёд,
Он на радость нам цветёт!
Рассмотрели, изучили…
И поделку смастерили!

3. Название: Лилия (саранка)
Описание:
Хороша якутская саранка
Цвета летнего заката,
Неспроста она занесена
В книгу красную, ребята!

4. Название: Ландыш майский
Описание:
Ландыш – он лечебный,
Хотя и ядовит.
Ты его не трогай!
Исчезает вид!

5. Название: Сибирская бруннера (незабудка)
Описание:
Цветочек-незабудка
Не зря зовётся так.
Увидишь – не забудешь
Хоть красота проста,
За нами наблюдает
Голубенький глазок,
А ветерок качает
Листочек-лопушок.

6. Название: Первоцветы в самодельной вазе
Описание:
Сами вазу смастерим,
Первоцветы разместим.
Милые, блестящие,
Словно настоящие!

7. Название: Касатик мечевидный (ирис)
Касатик – означает
Хорошенький и милый,
А мы зовём его ирис,
Он воплощенье силы -
В нашем ледяном краю
Зимой не вымерзает,
Ему вредит лишь человек-
С корнем вырывает!

8. Название: Сардаана (лилия)
Описание:
Каждый год этот момент
Очень долгожданный:
Распускается в саду
Нашем сардаана,
И в лесу она цветёт,
Не срывайте, пусть растёт!

Предлагаю вашему вниманию несколько страниц из нашей «Красной книги растений Алданского района».


Заключение
Работа над темой «Краснокнижные растения Алданского района» вызвала у ребят живейший интерес и желание сохранять и приумножать флору родного Алданского края.
Искренне надеюсь на то, что из моих учеников вырастут экологически грамотные и культурные жителей нашей малой родины!
Самоанализ урока
Тема урока: «Краснокнижные растения Алданского района»
Направление: экология, краеведение, окружающий мир
Образовательная система: «Школа России»
Тип: обобщение знаний, полученных на уроках окружающего мира; закрепление навыков и умений по изодеятельности.
Цель: формирование навыков краеведческой и природоохранной деятельности у младших дошкольников.
Задачи:
Образовательная: расширить представление детей об исчезающих растениях Алданского района.
Развивающая: содействовать повышению интереса к краеведческой деятельности, развивать внимание, логическое мышление, память, грамотную речь.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
Педагогические технологии: элементы коллективно-творческого дела, элементы информационно-коммуникативной технологии; личностно – ориентированного обучения;
объяснительно – иллюстративного обучения.
Средства обучения: компьютерная презентация, наглядность, информационный материал.
Планируемые результаты
Предметные: распознавать исчезающие виды растений среди прочих представителей местной флоры по внешним признакам; обосновывать правильность соотнесения растения и его названия.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения поставленных задач.
Личностные: демонстрировать личностный смысл природоохранной деятельности.
Ресурсы урока для учителя:
- Рабочая программа по окружающему миру
- Информационные справки о редких растениях родного края
Ресурсы урока для обучающихся:
- Авторская презентация учителя
- Авторский стихотворный материал педагога
- Материалы для изодеятельности
Оборудование:
- Проектор
- Компьютер

Содержание урока
На организационном этапе урока я создала положительный эмоциональный настрой у учащихся через прослушивание стихотворения о Якутии в сопровождении лирической музыки.
На этапе постановки целей и задач, мотивации учебной деятельности учащихся ребята настроились на работу и определили тему, цели и задачи самостоятельно, аргументируя их. Учащиеся учились слышать друг друга, высказывать свои мысли в устной форме.
На этапе актуализации знаний использовалось фронтальное повторение изученного материала об исчезающих растениях.
Этап обобщения и систематизации знаний учащихся я сопроводила слайдами презентации, что способствовало развитию эстетического вкуса у учащихся.
Игровая деятельность исключила переутомление детей, обеспечив им достаточную двигательную активность.
Творческое задание способствовало самовыражению детей в рамках изучаемой темы.
На этапе рефлексии и подведения итогов урока я дала положительную словесную оценку работе учеников на уроке (дифференцированно). Ребята сами подвели итог урока и сделали для себя выводы на будущее.
Презентация, используемая на протяжении всего урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

Методы обучения, использованные на уроке:
• словесно-репродуктивный;
• беседа, диалог;
• наглядность;
• групповая технология;
• информационно – коммуникативная технология;
• здоровье сберегающие технологии;
• рефлексия.

На уроке реализованы следующие принципы:
1. Принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности во время рисования растений и при представлении сообщений).
2. Принцип развития реализовывался на разных этапах урока.
3. Принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков окружающего мира).
4. Принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания).
5. Принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).

Универсальные учебные действия реализованы.
Личностные: учащиеся показали способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; проявляли доброжелательность.
Познавательные: ориентировались в своей системе знаний; находили ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развивали операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные: учились оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; учились взаимодействовать в группах.
Метапредметные: умело различали и находили конкретные растения по их отличительным признакам.
Регулятивные, коммуникативные, познавательные: ребята умело определяли и формулировали цель на уроке; высказывали свое мнение на основе работы с материалом, планировали, координировали, контролировали и оценивали свою деятельность.
Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.
Поставленный целевой блок полностью реализован.
Презентация на тему: Краснокнижные растения Алданского района

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока окружающего мира в 4 классе. Вредные привычки Урок окружающего мира, 4 класс с презентацией. Трудные времена Русской земле. УМК Плешакова («Школа Конспект урока по окружающему миру 4 класс с презентацией. Приспособление животных и растений к усло Урок окружающего мира 4 класс "Наши подземные богатства" с презентацией
Внеклассное мероприятие по экологии в начальной школе «Красная книга», 2-3 класс. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 257 дней назад (7 января 2021)
Просмотров: 415
+6
Голосов: 6
Нина Васильевна Соболева # 8 января 2021 в 07:58 +3
Добрый день, Любовь Владимировна! С удовольствием познакомилась с методической разработкой Вашего занятия по окружающему миру! Вы большая умница и не лишены поэтического дара! Мне тоже близка эта тема и даже есть несколько тем в программе по этой тематике и разработано несколько занятий, но я позаимствовала у вас некоторые стихотворные материалы. Спасибо Вам! Дальнейших творческих успехов Вам! Примите мой голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 8 января 2021 в 15:07 +1
Нина Васильевна, спасибо за Ваш комментарий и голос!
Валентина Францевна Сенканец # 9 января 2021 в 16:15 +2
Спасибо за интересный урок (классный час). Очень подробная разработка и самоанализ. Все построено грамотно. И тема актуальная. Успехов вам! Голосую.
Любовь Владимировна Лычангина # 12 января 2021 в 11:08 +1
Валентина Францевна, спасибо!
Любовь Семеновна Полехина # 22 января 2021 в 16:38 +2
Любовь Владимировна, Вы - молодец! Спасибо за красочный, содержательный урок! Голосую!
Любовь Владимировна Лычангина # 26 января 2021 в 13:57 0
Любовь Семеновна,спасибо!