Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок окружающего мира 4 класс "Наши подземные богатства" с презентацией

Разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства". Школа России
Автор: Полехина Любовь Семеновна, учитель начальных классов МКОУ Венгеровской СОШ № 1 Новосибирской области
Описание: Разработка будет интересна учителям начальных классов, рассчитана для детей 10 - 12 лет
УМК «Школа России»
Учебник «Окружающий мир» 4 класс, автор А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва «Просвещение» 2020

Тема: Наши подземные богатства
Цель: конкретизировать знания учащихся о полезных ископаемых.
Задачи:
1. Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами.
2. Активизировать познавательные способности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
- определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем;
- работая в группах, находить в учебнике сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по плану, готовить сообщения и представлять их классу;
- делать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои успехи на уроке и достижения товарищей.
Оборудование:
• мультимедийный проектор;
• компьютер;
• образцы полезных ископаемых и их условные обозначения;
• карточки для самостоятельной работы;
• карта полезных ископаемых Новосибирской области и Венгеровского района.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
1. 1 ученик – отчёт об обитателях водоёмов в виде загадок.
2. 2 ученик – презентация о растениях водоёмов.
«Клад» на дне реки
Экологи исследовали дно реки. Сейчас вы образуете 6 групп учёных-экологов (по вариантам каждого ряда). И от того, как слажено вы будете работать, зависит успех всей группы, узнаем – получите ли вы зарплату. 1 человек получает маршрутный лист и план выполнения задания. Каждому из вас присвоен порядковый номер. Вы решаете примеры и озвучиваете конечный результат (составляется цепочка примеров, где ответ предыдущего является началом следующего примера).
Итог: 1 вариант _ 1 группа – 2214 – консервных банок
2 – 814 - разбитых стеклянных банок
3 – 2486 - разбитых бутылок
4 – 36 - сковородок
5 – 108 - котелков, чайников и кастрюлек
6 – 112 - санок
И ещё 14 строительных плит нашли экологи на участке реки в 4.8 км. Какой бы вы сделали вывод?

2 этап. Мотивация и целеполагание.
«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
- Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.
- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
- А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.
- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать» (Ф. Кривин)

- Кто уже сможет предположить тему урока?
- Какие проблемы хотелось бы осветить по данной теме? Какие поставим для себя задачи?
(Какие полезные ископаемые нам знакомы? Где находятся? Для чего люди используют их в своей жизни? Варианты охраны полезных ископаемых. Способы добычи)
- Так о чем же спорили между собой полезные ископаемые?
- Если бы у вас была возможность поучаствовать в споре, что бы вы сказали?
- Выскажите свою точку зрения, почему полезные ископаемые так называются?
- А как называют людей, которые изучают недра Земли и разыскивают полезные ископаемые?

3 этап. Планирования поиска способа решения.
- Перед началом урока каждый из вас выбрал себе одну из 5 геометрических фигур. Сейчас дети, выбравшие квадраты, объединяются в 1 группу, треугольники – во вторую и так далее. Итак, у нас получилось 5 групп.
- С чего мы начнем работу в группах, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (распределим обязанности в группе: назначим командира, секретаря, собирателей информации).

4 этап. Реализация плана.
Фронтальная работа.
Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”
- Теперь, работая в группе, попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют для своей деятельности).
- Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, что еще мы должны о них знать, чтобы понимать, как их использовать, где применять, как вы считаете? (свойства).
- Правильно! Каждое полезное ископаемое обладает каким-либо свойством. Мы попробуем эти свойства определить, и результат занесем в тетрадь геолога.
- Кто из вас запомнил, кто такие геологи?
- Итак, каждая группа будет геологами. И не просто геологами, а геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и, через несколько минут, сделаете сообщение нам о свойствах полезных ископаемых, образцы которых уже находятся на ваших рабочих местах. Вам могут помочь учебник и памятка, а также карты полезных ископаемых.

Памятка «Свойства»
1. Жидкое, твёрдое или сыпучее вещество
2. Горючее или негорючее
3. Тяжёлое или лёгкое
4. Прочное или непрочное (для всех, кроме нефти, песка и глины)
5. Пластичное или непластичное (для глины и песка)


- Напомню, результат заносите в тетрадь геолога по следующему плану:
• Название полезного ископаемого
• Как образовалось
• Свойства
• Применение
• Условное обозначение на карте


5 этап. Отчёт групп - презентация итога исследования.
- Итог оформим как плакат. Мы с одним из ваших товарищей заранее нарисовали улыбающуюся планету Земля. И, чтобы она осветилась солнцем, расположим ваши отчёты по кругу вокруг неё.
- Рассмотрите карту полезных ископаемых Новосибирской области и скажите, какое полезное ископаемое преимущественно добывают в Новосибирской области? А в Венгеровском районе?
- Об одном из полезных ископаемых нашего района – сапропеле – расскажет ученик нашего класса, он заранее получил задание к сегодняшнему уроку.

Физминутка
- Итак, впереди у нас еще много вопросов, ответы на которые нам предстоит найти.
- Как считаете, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают) (работа по учебнику).

6 этап. Бережное использование.
- Может ли экономика нашей страны обойтись без природных богатств?
- Верно, ли говорят: «Полезные ископаемые – это источник нашей жизни?»
- Скажите, а что произойдет, если полезные ископаемые с нашей Земли пропадут?
- Что же должны делать люди, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
- Какой вклад можете внести вы, дети, в дело охраны природы?
- Кто сможет сказать, а использует ли ваша семья какие-либо полезные ископаемые? Если использует, то какие и как?

7 этап. Рефлексия.
- Полезные ископаемые – поистине великий клад нашей Земли. Поэтому их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле, к сожалению, иссякаемы. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Есть ли у вас предложения, как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
- Чтобы вы точнее смогли оценить свои знания, проведем небольшой тест.

Тест
Узнай полезные ископаемые по описанию.
Напиши названия.
Отметь те, которые добывают в нашем районе.


а) Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов.
__________________________________________ (известняк)

б) Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.
___________________________________________ (песок)

в) Обычно он темно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит.
В нем заметны остатки растений, из которых он состоит.
___________________________________________ (торф)

г) Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом.
Хорошо горит.
__________________________________________ (нефть)

д) Твёрдый, чёрного цвета, хорошо горит.

_______________________________________ (уголь)

Взаимопроверка.
- Вспомните задачи, поставленные в начале урока, и скажите, смогли ли мы их решить?
- Что помогло нам в работе?
- Какие открытия для себя сделали?

8 этап. Оценивание работы.
Ученик: Мы предлагаем:
1) Выпустить листовку-обращение к жителям села с просьбой объединить усилия для решения актуальной экологической проблемы: бережное отношение к подземным богатствам.
Уважаемые жители нашего села!
Мы обращаемся к тем, кто забыл о том, что нужно заботиться о здоровье нашей матушки Земли. Мы не должны жить сегодняшним днём, чтобы наши ошибки пытались исправить наши дети и внуки.
Убедительно просим вас: бережно и по-хозяйски относитесь к полезным ископаемым! Остановите человека, который своими действиями ухудшает экологию. Всё в ваших руках и в ваших силах!
Ученики 4 «Б» класса МКОУ Венгеровской СОШ №1
2) Распространить листовки среди учащихся школы.

9 этап. Домашнее задание.
1 вариант – Написать мини-сочинение на тему «Что бы вы посоветовали человеку по вопросу сохранения природных богатств?»
2 вариант – Сделать сообщение о полезных ископаемых, речь о которых не шла на уроке.
3 вариант – Найти пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека, например: лучистый, как горный хрусталь.
Презентация на тему: Наши подземные богатства

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока окружающего мира в 4 классе с презентацией: Что такое Бенилюкс? Урок окружающего мира, 4 класс с презентацией. Трудные времена Русской земле. УМК Плешакова («Школа Конспект урока по окружающему миру 4 класс с презентацией. Приспособление животных и растений к усло Конспект урока по окружающему миру с презентацией и самоанализом, 4 класс. Краснокнижные растения Ал
Участник №14 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 ноября 2020 года по 30 января 2021 года
Урок литературного чтения с презентацией Э. Успенский «Чебурашка», 2 класс
Опубликовано: 1192 дня назад (20 января 2021)
Просмотров: 2823
+5
Голосов: 5
Виктория Александровна Иванова # 22 января 2021 в 16:23 +3
Любовь Семёновна, спасибо за разработку! Очень интересная методическая работа. Урок познавательный, много времени отведено деятельности учащихся, интересное подведение итогов урока.
Любовь Семеновна Полехина # 22 января 2021 в 16:24 +4
Спасибо большое, Виктория Александровна!
Елена Витальевна Андриенко # 26 января 2021 в 18:10 +2
Уважаемая Любовь Семеновна, с удовольствием посмотрела разработку Вашего урока. Очень понравилось как построена работа с учениками. Успехов!
Любовь Семеновна Полехина # 27 января 2021 в 15:49 +1
Спасибо, Елена Витальевна!
Куськова Ольга Семёновна # 27 января 2021 в 05:32 +1
Любовь Семёновна! Спасибо за разработку урока. Мне очень понравилось!Содержание урока научно обосновано, соответствует требованиям программы, учитывает возрастные особенности младших школьников.Урок сопровождался красочной презентацией.Применение компьютерных технологий позволило сделать урок ярким, насыщенным, полным. Следуя требованиям ФГОС, вы на каждом этапе планируете личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся.Следует отметить, что каждый этап сопровождается целеполаганием. С методической точки зрения урок был направлен на активизацию деятельности обучающихся.
Любовь Семеновна Полехина # 27 января 2021 в 15:51 +1
Большое спасибо, Ольга Семёновна, за такой подробный анализ урока!
Федоршина Надежда Ивановна # 27 января 2021 в 05:41 +1
Уважаемая Любовь Семёновна! Спасибо за разработку урока. Очень понравилось. Вы сумели продумать проведение урока таким образом, чтобы позволить обучающимся проявить свое творчество, мастерство. Успехов!
Любовь Семеновна Полехина # 27 января 2021 в 15:52 +1
Надежда Ивановна, спасибо большое!