Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок окружающего мира, 4 класс с презентацией. Трудные времена Русской земле. УМК Плешакова («Школа России»)

Конспект урока по окружающему миру 4 класс, тема: "Трудные времена Русской земле" к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Урок: Окружающий мир, 4 класс.
Тема: «Трудные времена на Русской земле».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование урока: Мультимедийный проектор, презентация к уроку, индивидуальный раздаточный материал.
Форма организации учебной работы: Фронтальная и групповая.
Цель: Сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества.
Задачи:
Предметные:
- Формировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества;
- Формировать у учащихся стремление больше знать об истории своей страны;
- Формировать познавательный интерес к историческим материалам.
Метапредметные - Формируемые на уроке универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- Определять цель деятельности на уроке;
- Выполнять задание по отбору материала к данной теме;
- Адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные:
- Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- Формировать у учащихся стремление больше узнавать об истории своей Родины;
- Проводить ознакомительную работу с понятиями «Золотая Орда», «дань», «крестоносцы».
Коммуникативные:
- Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;
- Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Личностные:
- Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям в группе;
- Понимать причину успеха в учебной деятельности.
Ход урока
I. Мотивационный этап
- Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения «Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах, давайте проверим, как мы изучили страницы истории Древней Руси.

II. Актуализация опорных знаний
1. Тест
1. Летопись — это:
а) запись важнейших событий
б) первая рукописная книга
в) славянская азбука

2. На Руси первые книги писали на:
а) папирусе
б) бересте
в) пергамене

3. Славянскую азбуку создали:
а) Минин и Пожарский
б) Кирилл и Мефодий
в) Геродот и Нестор

4. Киноварь — это краска:
а) зеленого цвета
б) оранжево-красного цвета
в) голубого цвета

5.Как назывались заостренные палочки для письма?
а) скребок
б) писала
в) ручка

- Взаимопроверка (Слайд 2)

2. Повторение «Блиц опрос»
- Вспомним некоторые события и людей в истории Древней Руси. От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных)
- Как звали языческого бога грома и молнии у древних славян? (Перун)
- Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев)
- Кто был главой Руси? (Великий князь киевский)
- Как называлось войско князя? (Дружина)
- Как звали князя, при котором принято христианство? (Владимир)
- Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счет торговли? (Новгород)

III. Постановка цели и задач урока
- Ребята, послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопросы.
Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу, даль полей зеленеется.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

- Это стихотворение «Русь» написал известный поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства хотел передать поэт читателям? (Мнение детей)
- А когда враг нападал, то для людей русских какие наступали времена? (Мнение детей)
- Вы догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (Высказывания детей)
- Тема урока: «Трудные времена на Русской земле».
(Слайд 3)

А цель урока такова:
1) Мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества;
2) Узнаем, как Русь отстаивала свою независимость, и познакомимся с именем великого полководца.

IV. Первичное усвоение новых знаний
1. Фронтальный опрос
- Сейчас мы совершим путешествие на 8 веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись? (Ответы детей)
- Кто управлял городами? (Ответы детей)
- Что вы можете сказать об отношениях между князьями? (Князья были заняты междоусобицей, боролись между собой за расширение своих владений)

(Слайд 4)
- Посмотри на карту Русского государства. Почему одно государство обозначено на карте множеством цветов? Миновали времена князей-строителей государства и богатырей-защитников Русской земли. Их дети и внуки - новые князья - больше сил тратили на борьбу друг с другом, чем на защиту родного края. Русь была разрознена на многие княжества, в каждом был свой князь, своя дружина.
- Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна? (Мнение детей)

(Слайд 5)
- В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары. Летописец того времени писал: «Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, и кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера».

2. Работа в группах. Сообщения учащихся
- Более подробно вы узнаете о монголо-татарах, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

Этапы работы:
1. Прочитать вопросы.
2. Распределить задания между членами группы.
3. Найти ответы на вопросы.
4. Пересказать участникам группы.
5. Выступить группой перед классом.

(Детям раздать летопись № 1 и вопросы для каждой группы, время для подготовки 4 минуты)
1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.
План:
- Кто такие монголо-татары? (Слайд 6 – монголо-татары)
- Какие у них были жилища? (Слайд 7 – юрты)
- В чем заключалась сила монгольских племен? (Слайд 8-9 – монголо-татары воины)

2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь.
План:
- Кто возглавлял войско завоевателей? (Слайд 10 - В войске царила железная дисциплина. Эта армия была построена на основе родственных связях - в десяток входили братья, в сотню -представители одного рода, в тысячу - племени. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья, казнили весь десяток)
- Какое княжество подверглось первому удару? (Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год)
- Почему пала Рязань? (Слайд 11 - Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли)
- Какие еще города заняли монголо-татары? (Слайд 12 - Коломна, Москва, Владимир, Торжок, Козельск)

(Слайд 13)
- Сто километров не дошли монголо-татары до Новгорода. Весенняя распутица сделала непроходимыми дороги для монгольской конницы. Хан Батый повернул свое войско обратно. На пути лежал Козельск. Семь недель Батыево войско провело под маленьким городом Козельском. История обороны Козельска — одна из самых героических страниц в истории нашего народа. Небольшой городок, который насчитывал в то время менее четырех тысяч жителей, в течение семи недель оказывал сопротивление самой мощной армии своего времени. Этот подвиг жителей Козельска стоит того, чтобы мы о нем помнили и через тысячу лет.
Город Козельск был настоящей неприступной крепостью. Располагался он на высоком холме, который с трех сторон спускался к трем рекам крутыми обрывами.
Защитой города всегда руководил князь. Но в Козельске в это время князем был малолетний ребенок - Василий. И жители города решили: «Хотя князь наш молод, однако положим живот свой за него, и здесь славу и небесные венцы от Христа Бога получим».
И вот 49 дней осаждали монголо-татары город, уже ров был забит убитыми. Наконец им удалось хитростью выманить защитников за пределы крепости. После ужасной сечи монголо-татары прорвались в крепость. Но и на крепостных стенах жители сражались до последнего.
Озлобленные враги не оставили в живых ни одного человека. Все - старики, женщины, младенцы - были перебиты; юный же князь потонул, по преданию, в крови.
Жители его оказались храбрыми защитниками, упорно сопротивлялись. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Были истреблены все горожане. Монголы прозвали Козельск «злым городом».
(Слайд 14)
- Такая же участь ожидала Киев. Батый поставил свои стенобитные орудия-пороки и беспрестанно бил ими день и ночь, пока городские стены не были разрушены.
Киев был разрушен до основания.
В следующие два года, 1239–1240, монголо-татары разграбили и сожгли всю западную Русь от Чернигова до Киева. Приближение татар приводило людей в необычайный ужас. Жители городов и сел бежали, сами не зная куда

(Слайд 15)
- Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? (Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности, его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов)

(Слайд 16)
- После этого закончилось завоевание Руси. Почти вся Русь была разорена, попала в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголо-татар. Русь должна была платить дань Орде.
- От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар) (Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника).

VI. Физкультминутка

VII. Организация познавательной деятельности
(Слайд 17)
- Народная мудрость гласит: беда не приходит одна. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
Ближе всего находился к северо-западным границам Руси город Новгород, который не разграбили монголо-татары.
- А почему именно это время они выбрали для наступления? (Потому что Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)
- Кого называли рыцарями? (Вооруженный конный воин в Европе, который носил доспехи)
- Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (Слайд 18)

(Слайд 19)
- В 1240 году по приказанию папы, король Швеции отправил большое войско против новгородцев. Шведский военачальник Биргер привёл своё войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», - передали послы слова Биргера.

1. Работа в группах
(Детям раздать летопись № 2 и вопросы для каждой группы, время для подготовки 3 минуты)
Задание группам:
1 группа. Что сказал Александр своей дружине перед боем? (Слайд 20)
2 группа. Почему Александр одержал победу над шведами? (Слайд 21)

(Слайд 22)
- Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Битва получила название Ледового побоища.

2. Видеофрагмент «Александр Невский»
- Почему русские сумели победить рыцарей? (Слайд 23-26)
- Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?
- Откройте учебник на странице 61, найти на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

VIII. Первичное закрепление
1. Блиц опрос «Мозговой штурм»
1. Кто напал на Русь в 13 веке? (Монголо-татары)
2. Кто возглавил поход монголо-татар на Русь? (Хан Батый)
3. Какой первый русский город оказался на их пути? (Рязань)
4. Как стало называться государство монголо-татар? (Золотая Орда)
5. Как удалось разбить шведов? (Застали врасплох)
6. Кто выступил против рыцарей? (Александр Невский)
7. Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище)
8. Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года? (Крестоносцы оказались в западне, многие из них утонули)

IX. Подведение итогов урока
- Вернемся к главному вопросу урока. Какие испытания об¬рушились на Русь в XIII в.? (Ответы детей)
- Почему люди воюют? (Желание завладеть чужой территорией. Желание присвоить чужие богатства. Желание иметь власть над людьми. Желание заставить людей другой страны работать на себя)
Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать об этом в исторических энциклопедиях, в Интернете. Закончить наш урок я хочу словами поэта и воен¬ного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе — сила!
Никто не справится с тобой!

X. Рефлексия
- Закончите начатое предложение.
• Сегодня на уроке я узнал...
• Сегодня я удивился...
• Было трудно...
• Мне захотелось...
• Я поставил себе на уроке отметку..., потому что...

XI. Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 59—64 учебника.
2. Найти дополнительный материал об Александре Невском и сделать сообщение в классе.

Резерв
- Работа с контурной картой.
Презентация на тему: Трудные времена Русской земле

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Конспект урока по окружающему миру 4 класс с презентацией. Приспособление животных и растений к усло Конспект урока по окружающему миру с презентацией и самоанализом, 4 класс. Краснокнижные растения Ал Урок окружающего мира 4 класс "Наши подземные богатства" с презентацией

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Опубликовано: 1508 дней назад (3 марта 2020)
Просмотров: 8645
0
Голосов: 0
Любовь Семеновна Полехина # 22 января 2021 в 16:43 0
Елена Юрьевна, спасибо за разработку урока! Очень понравилась презентация!