Конспект урока по окружающему миру 4 класс с презентацией. Приспособление животных и растений к условиям своего существования
Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Приспособление животных и растений к условиям своего существования"
Тема: «Приспособление животных и растений к условиям своего существования» Цель: вызвать у учащихся потребность осознавать механизмы приспособления животных и растений к условиям своего существования. Задачи:
Предметные:
• представлять механизмы приспособления животных и растений к условиям своего существования;
• Понимать ПРИЧИНЫ, влияющие на место обитания животных и растений Метапредметные:
Познавательные:
• анализировать различные виды информации;
• классифицировать и систематизировать информацию по предложенному способу деятельности (таблица). Коммуникативные:
• участвовать в диалоге;
• слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению;
• оформлять свои мысли в устной речи;
• участвовать в работе в группе, распределять роли, договариваться друг с другом. Регулятивные:
• выдвигать гипотезы;
• определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению нового материала;
• определять признаки классификации по аналогии. Личностные:
• понимать смысл темы для своего развития.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап 1. Слово учителя
Прозвенел звонок.
Встали, подравнялись. Тихонько садитесь за свои столы.
Начинаем урок окружающего мира. 2. Проблемная ситуация.
Что вы видите на доске? (два вопросительных знака)
Когда ставятся вопросительные знаки? (Когда есть какой-то вопрос)
Под этими вопросительными знаками скрывается животное, чтобы узнать, кто это, предлагаю вам информацию. Внимательно слушайте и попытайтесь догадаться о ком идет речь. "Это хищное млекопитающее. У него стройное туловище с короткими лапами, вытянутая морда и пушистый хвост. Уши треугольные. Густота и длина меха этих хищников зависит от времени года и климатических условий. В зимнее время и в районах с суровыми холодами мех становится густым и пышным, летом пышность и длина шерсти уменьшается. Цвет может быть песочным, рыжим, бурым с отметинами черного или белого цвета. Пища полностью зависит от места проживания животного, времени года и видовой принадлежности. Его основу составляют мыши, суслики, гнездящиеся на земле птицы и их яйца, а также зайцы, едят и различных насекомых и лягушек. В летние месяцы меню пополняется фруктами, ягодами и плодами, а также сочными частями растений". Энциклопедия «Наш зеленый мир»
3. Эвристическая беседа.
- О каком животном идёт речь? По каким признакам вы это определили?
Постепенно мы с вами будем заполнять таблицу. (по строению тела, по окрасу, по особенностям питания)
Что ж, проверим правильно ли отгадано животное. (открываю 1 вопросительный знак под которым лиса обыкновенная)
Да, это лиса. А почему вопросительных знаков 2?
Заглянем под второй вопросительный знак. (открываю второй вопросительный знак, под которым чернобурая лиса)
- От чего же может зависеть, такая разница во внешности животных, их рационе питания? (от их места обитания)
Так много получилось вариантов. Оставим этот вопрос открытым. Мы к нему еще вернемся.
Представьте, если бы слона поместили в тундру. Что бы с ним стало? (он бы замерз, ему бы было нечем питаться, негде спрятаться)
Вернемся к нашему вопросу. От чего зависит место обитания животных? (от природной зоны, климата)
А от чего зависит внешний вид, рацион питания, особенности окраса? (от места обитания, животные ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ!)Слово «Приспособление» на доску.
На основе этой информации попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Тема урока звучит так «Приспособление животных и растений к условиям своего существования».
4.Постановка учебных задач.
Скажите, что нам нужно будет узнать, чтобы понять эту тему? 1. Узнать КАК приспосабливаются животные и растения к условиям обитания?
2. Понять ПРИЧИНЫ, влияющие на место обитания животных и растений
Информационно-аналитический этап 1. Работа в группах.
Вам сейчас предстоит работа в группах.
Первый ряд – это 1-я группа,
второй ряд – 2-я,
третий ряд – 3-я группа.
Вам в группах будет необходимо заполнить таблицу на распечатках, которая лежит у вас на столах (в конце конспекта). Некоторые ячейки уже заполнены, на основе этой информации вам нужно определить животное и заполнить пустые ячейки. Подготовить выступление по итогам работы, обязательно отметить трудности, которые возникли.
Приступайте к работе. (работа в группах)
2. Социализация
Заканчиваем работу.
Первой группе была предложена вот такая таблица. (вывожу таблицу 1-й группы на экран, дети выходят к доске для ответа)
По каким характеристикам животного вы определили, что оно обитает в тайге?
Были ли сложности? С чем связаны?
Спасибо, присаживайтесь.
Выходит вторая группа. Представьте ваш результат. (вывожу таблицу 2-й группы на экран, дети выходят к доске для ответа)
По каким характеристикам животного вы определили, что оно обитает в зоне арктических пустынь?
Какие трудности встретили? С чем связаны?
Спасибо, присаживайтесь.
Выходит третья группа. Представьте ваш результат. (вывожу таблицу 3-й группы на экран, дети выходят к доске для ответа)
По каким характеристикам животного вы определили, что это панда, вы ведь её не изучали на уроках?
Что помогло вам определить природную зону её существования? (атлас с картой природных зон мира и обитанием животных лежал на столе у группы)
Почему панды в России не живут?
Какие трудности встретились?
Спасибо, присаживайтесь.
- О каком семействе животного мира мы говорили с вами? (семейство медвежьих)
- Что их всех объединяет? (хищники бурые и белые медведи).
- Чем они различаются? Почему? (окрас, питание, строение тела. Все зависит от места обитания)
- Ребята, а почему последнее время (по свидетельствам СМИ) дикие животные подходят близко к жилищам людей? Даже в города?
- Несет ли человек ответственность за животный мир на планете? Почему?
4. Определение признаков классификации (по аналогии)
Мы с вами составили таблицы.
Скажите, можем ли мы использовать модель таблицы для определения влияния природных зон на обитание растений?
- Что необходимо изменить? (размер, строение, питание растения (почва)
- Попытайтесь апробировать таблицу на примере приспособления растений.
Рефлексивный этап 1. Рефлексивная беседа.
- Вернемся к задачам урока.
Сделайте выводы
- Ребята, что вам помогало сегодня быстро и эффективно работать? Почему? (классификационная таблица. Помогает увидеть зависимость)
- Какие уроки вы для себя усвоили? Спасибо за урок!
Презентация на тему: Урок окружающего мира в 4-м классе