Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Горные породы и минералы
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема "Подарки из недр Земли"
Тема: «Подарки из недр Земли» Цель: формирование способности различать горные породы и минералы, понимать зависимость свойств горных пород и минералов и их использование жизни человека через организацию поисковой деятельности обучающихся. Задачи:
Предметные:
• углубить знания о свойствах горных пород и минералов;
• дополнить знания о происхождении горных пород и минералов;
• формировать представление об использовании горных пород и минералов в жизни человека Метапредметные:
Познавательные:
• классифицировать и систематизировать информацию по предложенному способу деятельности (таблица); Коммуникативные:
• участвовать в диалоге;
• слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению;
• оформлять свои мысли в устной речи и письменной;
• участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Регулятивные:
• выдвигать гипотезы;
• уметь читать схемы;
• определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению нового материала;
• определять правильность выполнения заданий;
• определять признаки классификации. Личностные:
• понимать смысл изучаемой темы для своего развития.
Ход урока:
Организационно-мотивационный этап 1. Смысловое чтение.
- Сейчас я прочитаю вам маленькую сказку, вам нужно будет ответить на несколько вопросов:
- О чём сказка?
- Кто является главными героями?
- Назвать новые для вас слова. «Жили в одной горе два камня: серый гранит да желтый пирит. Гранит грелся на солнышке и всегда молчал. А золотистый пирит считал себя очень красивым и важничал. Однажды пришел к горе геолог. Ударил молоток по граниту и весело сказал: «Друг! Какой ты чудесный камень!» Обрадовался серый. Пирит, услышал это, и закричал: «Молоток! Разве ты не видишь, что я золотом блещу!?» Только дотронулся молоток до пирита, он на мелкие кусочки и рассыпался. Гранитом серым теперь дороги мостят, выкладывают набережные. Гранитные дома веками стоят. А хвастливый пирит от зависти стал таким едким и злым, что делают из него серную кислоту».
2.Эвристическая беседа
- О чём сказка? (о камнях)
- Кто является главными героями? (гранит и пирит)
- Опишите главных героев. (Гранит серый, твердый. Пирит желтый, хрупкий)
- Вы перечислили некоторые признаки горных пород и минералов. Как люди использовали в сказке эти признаки?
- Хорошо. А что мы называем полезными ископаемыми? Почему они ископаемые? И почему их назвали полезными? (Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли. Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят).
Т.е. полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
- Какие новые слова встретились? (геолог - это специалист, который изучает участки земли, на предмет содержания в них полезных ископаемых)
- Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ, которые дарит нам.
3.Постановка учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему урока. (формулируют тему урока)
Варианты темы урока: «Подарки из недр Земли», «Дары Земли», «Камни-подарки».
- Как вы считаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? (на доску записываю предложения учеников)
1.Узнавать о новых горных и минералах;
2.Работать со свойствами горных пород и минералов;
3.Узнать пользу для человека от горных пород и минералов.
Информационно - аналитический этап 1. Работа со словарем
- Что такое недра Земли?
Посмотрите по толковому словарю Ожегова.
Толковый словарь Ожегова: (НЕДРА, недр, недрам. 1. То, что находится под земной поверхностью. В недрах Земли. Разработка недр (добыча полезных ископаемых)).
2.Репродуктивная беседа.
- Вы уже изучали горные породы и минералы. Назовите их.
3.Лабораторная работа в группах.
- Мы знаем уже, что каждая порода имеет свои признаки и свойства. На столах у обучающихся коробочки с горными породами и минералом.
Представьте, что вы геологи. К вам обратились жители нескольких регионов нашей страны. Они принесли горные породы, которые залегают в недрах земли там, где они живут. Люди попросили вас исследовать породы и дать заключение: можно ли построить школу из этих горных пород?
- Каждой группе необходимо исследовать свойства горной породы или минерала. Выполнять исследование необходимо в той последовательности, которая предложена в таблице. (таблицы смотри в конце конспекта)
- Вам нужно заполнить таблицу исследователя и написать ответ- заключение. Можно ли построить школу из исследуемой вами горной породы? Обосновать свое заключение.
4. Представление заключений.
- Сейчас каждая группа исследователей будет представлять свой результат, остальные проводят проверку по тем карточкам, которые я положила вам на стол. (выступление групп)
Оценочно – рефлексивный этап 1.Постановка новой учебной задачи.
- Ребята, а как нам узнать, откуда к вам обратились жители? Предложите варианты. (Для этого нужно использовать карту)
- Какую карту нам надо исследовать? Кто знает, как она называется? И как нам ответить на вопрос: откуда были наши заказчики? Показываю карту полезных ископаемых.
2. Эвристическая беседа
- Какая наука изучает горные породы и минералы? Знаете ли вы что такое минералогия? Минералогия занимается изучением твердых компонентов земной коры (минералов).
- Обратите внимание на эти иностранные слова (минералогия, петрография, литотерапия, геммология). Они сложные, состоят из двух корней. Каждый корень имеет смысл!
- Есть в классе ученик с именем Петр или отчеством Петрович? Может у кого-то дедушка или друг Петр?
- Вы знаете значение этого имени? (Петр – камень)
Оказывается есть такая наука петрография. Кто-то может знает, что она изучает? (Петрография – изучение горных пород).
Сталкивались ли вы когда-нибудь с понятиями литотерапия и геммология? (Литотерапия исследует и описывает лечебные свойства минералов
Геммология занимается изучением только драгоценных камней).
3. Рефлексивная беседа.
- Посмотрите на задачи, которые мы поставили в начале урока. Все выполнили? Какие вопросы остались не выяснены?
- Почему же горные породы и минералы мы считаем подарками из недр Земли?
- Чем сегодня на уроке вы были удивлены?
- Что еще хотели бы узнать о минералах и горных породах? СПАСИБО ЗА УРОК!
Скачать Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема "Подарки из недр Земли"