Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Горные породы и минералы

Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема "Подарки из недр Земли"
Тема: «Подарки из недр Земли»
Цель: формирование способности различать горные породы и минералы, понимать зависимость свойств горных пород и минералов и их использование жизни человека через организацию поисковой деятельности обучающихся.
Задачи:
Предметные:

• углубить знания о свойствах горных пород и минералов;
• дополнить знания о происхождении горных пород и минералов;
• формировать представление об использовании горных пород и минералов в жизни человека
Метапредметные:
Познавательные:

• классифицировать и систематизировать информацию по предложенному способу деятельности (таблица);
Коммуникативные:
• участвовать в диалоге;
• слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению;
• оформлять свои мысли в устной речи и письменной;
• участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Регулятивные:
• выдвигать гипотезы;
• уметь читать схемы;
• определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению нового материала;
• определять правильность выполнения заданий;
• определять признаки классификации.
Личностные:
• понимать смысл изучаемой темы для своего развития.
Ход урока:
Организационно-мотивационный этап
1. Смысловое чтение.
- Сейчас я прочитаю вам маленькую сказку, вам нужно будет ответить на несколько вопросов:
- О чём сказка?
- Кто является главными героями?
- Назвать новые для вас слова.
«Жили в одной горе два камня: серый гранит да желтый пирит. Гранит грелся на солнышке и всегда молчал. А золотистый пирит считал себя очень красивым и важничал. Однажды пришел к горе геолог. Ударил молоток по граниту и весело сказал: «Друг! Какой ты чудесный камень!» Обрадовался серый. Пирит, услышал это, и закричал: «Молоток! Разве ты не видишь, что я золотом блещу!?» Только дотронулся молоток до пирита, он на мелкие кусочки и рассыпался. Гранитом серым теперь дороги мостят, выкладывают набережные. Гранитные дома веками стоят. А хвастливый пирит от зависти стал таким едким и злым, что делают из него серную кислоту».

2.Эвристическая беседа
- О чём сказка?
(о камнях)
- Кто является главными героями?
(гранит и пирит)
- Опишите главных героев.
(Гранит серый, твердый. Пирит желтый, хрупкий)
- Вы перечислили некоторые признаки горных пород и минералов. Как люди использовали в сказке эти признаки?
- Хорошо. А что мы называем полезными ископаемыми? Почему они ископаемые? И почему их назвали полезными?
(Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли. Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят).
Т.е. полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
- Какие новые слова встретились?
(геолог - это специалист, который изучает участки земли, на предмет содержания в них полезных ископаемых)
- Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ, которые дарит нам.

3.Постановка учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему урока.
(формулируют тему урока)
Варианты темы урока: «Подарки из недр Земли», «Дары Земли», «Камни-подарки».
- Как вы считаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?
(на доску записываю предложения учеников)
1.Узнавать о новых горных и минералах;
2.Работать со свойствами горных пород и минералов;
3.Узнать пользу для человека от горных пород и минералов.

Информационно - аналитический этап
1. Работа со словарем
- Что такое недра Земли?
Посмотрите по толковому словарю Ожегова.
Толковый словарь Ожегова:
(НЕДРА, недр, недрам. 1. То, что находится под земной поверхностью. В недрах Земли. Разработка недр (добыча полезных ископаемых)).

2.Репродуктивная беседа.
- Вы уже изучали горные породы и минералы. Назовите их.

3.Лабораторная работа в группах.
- Мы знаем уже, что каждая порода имеет свои признаки и свойства. На столах у обучающихся коробочки с горными породами и минералом.
Представьте, что вы геологи. К вам обратились жители нескольких регионов нашей страны. Они принесли горные породы, которые залегают в недрах земли там, где они живут. Люди попросили вас исследовать породы и дать заключение: можно ли построить школу из этих горных пород?
- Каждой группе необходимо исследовать свойства горной породы или минерала. Выполнять исследование необходимо в той последовательности, которая предложена в таблице. (таблицы смотри в конце конспекта)
- Вам нужно заполнить таблицу исследователя и написать ответ- заключение.
Можно ли построить школу из исследуемой вами горной породы? Обосновать свое заключение.

4. Представление заключений.
- Сейчас каждая группа исследователей будет представлять свой результат, остальные проводят проверку по тем карточкам, которые я положила вам на стол.
(выступление групп)

Оценочно – рефлексивный этап
1.Постановка новой учебной задачи.
- Ребята, а как нам узнать, откуда к вам обратились жители? Предложите варианты.
(Для этого нужно использовать карту)
- Какую карту нам надо исследовать? Кто знает, как она называется? И как нам ответить на вопрос: откуда были наши заказчики?
Показываю карту полезных ископаемых.

2. Эвристическая беседа
- Какая наука изучает горные породы и минералы? Знаете ли вы что такое минералогия?
Минералогия занимается изучением твердых компонентов земной коры (минералов).
- Обратите внимание на эти иностранные слова (минералогия, петрография, литотерапия, геммология). Они сложные, состоят из двух корней. Каждый корень имеет смысл!
- Есть в классе ученик с именем Петр или отчеством Петрович? Может у кого-то дедушка или друг Петр?
- Вы знаете значение этого имени?
(Петр – камень)
Оказывается есть такая наука петрография. Кто-то может знает, что она изучает?
(Петрография – изучение горных пород).
Сталкивались ли вы когда-нибудь с понятиями литотерапия и геммология?
(Литотерапия исследует и описывает лечебные свойства минералов
Геммология занимается изучением только драгоценных камней).


3. Рефлексивная беседа.
- Посмотрите на задачи, которые мы поставили в начале урока. Все выполнили? Какие вопросы остались не выяснены?
- Почему же горные породы и минералы мы считаем подарками из недр Земли?
- Чем сегодня на уроке вы были удивлены?
- Что еще хотели бы узнать о минералах и горных породах?
СПАСИБО ЗА УРОК!
Скачать Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема "Подарки из недр Земли"

Рекомендуем посмотреть:

Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Мир природы в народном творчестве Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Невидимые нити в зимнем лесу

Похожие статьи:

Конспект урока «Мир вокруг нас», 3 класс

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс

Классный час в 3 классе по теме: Цветы-лекари

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе

Конспект урока по окружающему миру 4 класс с презентацией. Приспособление животных и растений к условиям своего существования
Опубликовано: 1323 дня назад (13 августа 2020)
Просмотров: 3563
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!