Конспект интегрированного урока (окружающий мир + работа с текстом) по теме "Невидимые нити в зимнем лесу" 3 класс
Цель урока: формирование представлений о связях между природными объектами, выявление этих связей на конкретных примерах, определение роли человека в сохранении природных объектов.
Задачи:
• мотивировать обучающихся к учебной деятельности;
• учить оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
• учить устанавливать взаимосвязи в природе, выявлять роль человека в нарушении или сохранении этих взаимосвязей;
• развивать познавательный интерес, творческие способности, коммуникацию;
• формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Прогнозируемые результаты:
личностные:
• учить проверять себя;
• учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
• развивать способность контролировать и оценивать свои достижения;
метапредметные:
• учить анализировать и выделять общее, классифицировать;
• учить составлять наглядную модель;
• учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
• учить действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;
• учить представлять результаты работы, излагать своё мнение, аргументировать;
• формировать готовность слушать собеседника, вести диалог;
предметные:
• вспомнить понятия «животные», «зимующие», «перелетные», «хищники», сформировать понятие «невидимые нити в природе»;
• учить находить взаимосвязи между объектами живой и неживой природы, растениями и животными, природой и человеком;
• закреплять умение работать в паре, находить информацию в учебнике, подтверждать свои предположения;
• учить понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять.
Межпредметные связи: математика, русский язык, технология, литер. чтение.
Дидактические средства: учебник, карточки с животными, картинки, презентация.
Оборудование: компьютер, интерактивная панель Smart, документ-камера, карандаши, клей, ножницы, клубочек, магниты;
Ход урока
Лесовичок: (бросает в класс клубочек и заходит следом за ним, держась за ниточку)
- Здравствуйте, ребята. (Здрвствуй) Я – лесовичок. Меня в ваш класс привел мой волшебный клубочек. Не знаю даже почему. А вы знаете?
(предположения детей)
Учитель:- А может клубочек хочет поиграть? Я знаю одну игру, она называется «Волшебная ниточка».
Игра: Я хочу передать этот клубочек Лизе, потому что она моя помощница. Лиза берись за ниточку, как я. А кому бы ты передала дальше клубочек?
(лесовичок помогает передавать клубочек)
5-ти ребятам передать.
Учитель: Ребята, что у нас получается?
(ответы: как-будто паутина) Клубочек можно передавать бесконечно, но в какой-то момент все ученики нашего класса возьмутся за ниточку. И что, нам больше некому будет передать клубок?
(ответы: родители, друзья в соседнем классе). И даже Лесовичок мог бы передать клубочек своим друзьям и помощникам.
Лесовичок:
- Ребята, посмотрите, клубочек показал нам, что вы все связаны, будто невидимыми нитями.
Учитель: А ведь и правда, каждую минуту, каждую секунду кто-то для кого-то делает что-то хорошее. Пока вы в школе, мама готовит обед, папа зарабатывает деньги для всей семьи, вы делаете подарок для братика или сестренки. Если мы уберем клубочек, связи прекратятся?
(нет) Вы правы, мы постоянно с кем-то связаны.
Лесовичок:
- Ребята, а ведь и у нас в лесу, есть невидимые нити!
Учитель:-Кажется я догадалась зачем клубочек привел к нам лесовичка. А вы?
(предположения) Он хочет, чтобы сегодня на уроке мы поговорили о невидимых нитях в зимнем лесу.
Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.
Лесовичок:
- Лесные жители приготовили для ребят загадки. Определите кто лишний в каждой группе.
«4 лишний» на эл. доске появляются картинки:
Волк, лиса, заяц, рысь
(хищники)
Жираф, бегемот, слон, белка
(африканские)
Мышь, ёж, медведь
(в спячку)
Пингвин, дятел, страус, индюк
(не летают)
Клест, ласточка, грач, скворец
(перелетные)
Лишние животные остаются на доске, Лесовичок раздаёт детям после правильного ответа «фото» лишнего животного (1 на парту). Последний слайд на доске.
Учитель:- Клест знает, что такое сибирская зима, а вот перелетные птицы никогда ее не видели, верно, Лесовичок?
Лесовичок:
- А ведь правда, ребята. Может вы могли бы немного рассказать нашим перелетным птицам Что такое зима?
Поют песню «Что такое зима?» Показывают движения. 2 куплета и припев
Лесовичок:
- Спасибо, ребята, познавательно повеселили. А я услышал, что вы в вашей песне поете про живой объект из моего зимнего леса. Догадались что это?
Ель!
(Лесовичок держит в руках картинку ели или слайд на доске)
Лесовичок:
- Вот перед нами красавица-ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. А живёт до 500 лет! Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.
(раздать ели на парты)
Учитель:-Для лесных жителей ель — кормилица и защитница. Как связана ель с нашими животными? Возьмите карточки, клей и попробуйте расположить на картине ели всех наших животных. Найдите невидимые нити зимнего леса.
(Определите невидимые нити). Откройте учебники на станице ..., изучите текст и разместите животных.
(Лесовичок подсаживается к ребенку без пары, либо к любой паре. По окончании под лампой на доске рассматривается чья-то работа.)
Клест в гнезде, белка в дупле
(а где еще она могла быть? на ветке), дятел на стволе, заяц под елью, мышь около ели.
Учитель+ученики, с опорой на текст объясняют результаты своей работы:-На ели растут шишки, в которых есть семена. Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.
В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнёзда вьют, птенцов выводят! Холод им не страшен, если корма достаточно.
Лесовичок:
-У многих елей ветви почти до самой земли дотягиваются. За этим зелёным занавесом хорошо зайцу прятаться от ветра и хищного зверя.
Учитель:-Вот какими важными невидимыми нитями связаны растения и животные в лесу. Жизнь ЭТИХ животных зависит от….
(ели). А недавно был большой любимый детьми праздник. Какой?...
(Новый год). У кого в квартире была настоящая, живая ель? Какой она примерно была высоты? Сколько дней она простояла?
(немного) А вы знаете сколько лет растет ель, чтобы достигнуть такой высоты? Лесовичок, расскажи ребятам.
Лесовичок:
- Вначале ели вообще растут очень медленно. Если начинать с семечка, то до высоты 2 м ели нужно расти лет 10-15.
Учитель:- Представляете, ребята? В вашем доме стояла елка, которая росла столько же лет, сколько и вы от самого своего рождения. Как много нужно времени, чтобы она выросла, а срубленная к Новому году, погибает очень быстро.
А кто был в Эдеме и видел там огромную ель? Обычно ели на площадях и в торговых центрах высотой 18-20 метров, а расти до такого размера им нужно…..
(ответы) более 100!!! лет! Разумно ли губить растение ради нескольких дней праздника?
(ответы) А что можно сделать, если уж такое произошло?
(Зоопарк, «Зеленая белка» – на корм животным, опилки для подстилок, переработка в щепу для отсыпки грядок).
Давайте помнить всегда, что нужно беречь нашу природу, потому что столько невидимых нитей связывают все объекты живой и неживой природы.
Какие-то невидимые нити
Связали воедино все вокруг.
Они влекут необъяснимой силой
Шмелей, жуков и бабочек на луг.
Разводят врозь и сталкивают вместе
Зверей и птиц, деревья и людей.
Незримые, но сильные донельзя
Влекут меня к тебе, тебя ко мне.
Лесовичок:
- Ребята, как с вами интересно, вы мне очень понравились, но к сожалению мне пора уходить.
Учитель:-Давайте попрощаемся с Лесовичком. Будем ждать еще тебя к нам в гости.
Лесовичок:
-До свидания, до встречи в лесу.
(уходит)
Учитель:- А вам понравился наш сегодняшний урок? Если он вам понравился, все было понятно и интересно, то нужно посадить в нашем зимнем лесу ёлочку. Если у вас возникали большие трудности или вам было не очень интересно, то добавьте пенек.
Мне тоже было приятно с вами работать. Меня порадовало, что вы столько всего знаете о лесных обитателях, умеете беречь природу. Мне было интересно наблюдать, как вы находите невидимые нити. Дома нужно подумать: какие еще есть невидимые нити в зимнем лесу между другими его обитателями, рассказать о них. По желанию можно сделать такую же модель, как мы сегодня делали, только выбрать другое растение.
Всем спасибо за урок, до свидания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока окружающего мира, 3 класс. Человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Горные породы и минералы
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Мир природы в народном творчестве
Урок по окружающему миру 3 класс «Пернатые изобретатели». Конспект с презентацией
Похожие статьи:
Конспект урока «Мир вокруг нас», 3 класс
Конспект урока «Я - гражданин России», 3 класс. Окружающий мир
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Проект «Богатства, отданные людям». Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России