Конспект занятия по окружающему миру «Чудесный лес"
Яцких Людмила Станиславовна
учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Тербуны Липецкой области.
Возраст детей: дети младшего школьного возраста.
Форма занятия: занятие- игра
Метод обучения: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.
Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литература.
Ведущая технология: игровая
Материально – техническое оснащение: презентация, картинки деревьев, животных, ягод, грибов, карточки с заданиями, маски.
Цель: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции.
Задачи: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, гражданско – патриотическую жизненную позицию у воспитанников; расширять знания о природе; развивать творческую активность, пространственное мышление, память, внимание, воображение, бережное отношение к природе; воспитывать умение работать в коллективе, общаться, делать выводы.
Примечание: задания, используемые на занятии, пробуждают интерес у ребенка к природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают моторику, фантазию познавательные процессы детей младшего школьного возраста.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть друзей леса на нашей любимой лесной полянке. Сегодня мы совершим с вами путешествие в лес - полный чудес.
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель: Но прежде, чем в царство лесное зайти, надо правила его соблюсти.
- Ребята, какие правила поведения необходимо выполнять в лесу?
Ученики:
- Нельзя ломать веточки деревьев.
- Нельзя острыми предметами ранить кору деревьев.
- Нельзя в лесу рвать много цветов.
- В лесу желательно ходить только по тропинкам.
- Нельзя разорять гнёзда, уносить домой птенцов, зверей.
- Нельзя разорять муравейники, трогать паутину.
- Нельзя давить ногами в лесу ядовитые грибы и т.д.
Ученик:
-Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Учитель: Правильно! Молодцы! Ну, а сейчас я вас приглашаю пройти по лесной тропинке в гости к берёзке.
Остановка « Красавица берёзка»
- Какое милое, очаровательное дерево. Берёза! Давно бескорыстно оно дружит с людьми. В глубокой древности пришло это дерево в жилище людей, было для них источником света и тепла. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растёт красавица берёза! Она и в самом деле дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого растения не встретишь. У неё – единственной в мире – белая кора. Разве не чудо?!
Берёзку милю, родную издавна считали символом России, символом Родины. Берёза воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.
Древние славяне почитали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.
Ученики:
- Чуть солнце пригрело откосы
И стало, в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
- Наряд её лёгкий чудесен
Нет дерева сердцу милей.
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!
- Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
- Он делит с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа.
Песня - хоровод «Ай да берёзка!»
Учитель: Ну, а теперь мы отправляемся на солнечную лесную полянку.
Остановка «Лесная полянка»
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг! Что нас окружает? (лес). А какие бывают ещё леса? (Хвойные, смешанные, лиственные)
Учитель: Я вам предлагаю поиграть со мной в игру «Угадай с какого дерева листик?»
- Перед вами находятся листья различных деревьев и кустарников. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать их и показывать листочки тех деревьев, о которых идёт речь в загадке.
Загадки
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица?
А в иголках круглый год? (Ель.)
У меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна.)
С моего цветка берёт,
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкуру тонкую снимают. (Липа.)
Есть у родственницы ёлки,
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки,
Опадают те иголки. (Лиственница.)
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь не гроз, не туч. (Дуб.)
Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (Рябина.)
Стоят в поле сестрицы
Шапочки зелены, платьица белёны. (Берёза.)
Учитель: А следующая наша остановка называется
«Грибное царство»
"Игра «Полезай грибок в лукошко»
Детям предлагается перечень 10 видов грибов. Необходимо разделить их на съедобные и несъедобные и разложить в корзинки.
1. Белый гриб
2. Подосиновик
3. Мухомор
4. Бледная поганка
5. Рыжик
6. Сморчок
7. Валуй
8. волнушка
9. Сыроежка
10. Подберёзовик
Учитель: Следующая наша остановка называется «Забавные зверюшки»
Викторина «Знаешь ли ты друзей леса»
Учитель: Из приведённого перечня названий животных назовите десять наиболее полезных для леса и его обитателей.
1.Кабан.
2. Муравьи.
3. Рысь.
4. Заяц-беляк.
5. Дятел.
6. Сойка.
7. Енот.
8. Тля.
9. Поползень.
10. Личинка майского жука.
11. Сова.
12. Дрозд-рябинник.
13. Большая синица
14.Медведь
15.Гусеница
16.Божья коровка.
Игра «Кто есть кто».
Учитель: Ребята, отгадайте о ком идет речь.
-серый разбойник
-лесная игольница
-слепой шахтер
-косолапый
-плутовка
-зеленый прыгун
- кузнец
Физкультминутка «Весёлые зверюшки»
Учитель: Ребята, мы пришли на остановку
«Лесная аптека»
Ученики:
- Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
- Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
- Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Учитель: С некоторыми из них мы сейчас с вас познакомим.
- Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая? (ромашка)
- Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (подорожник)
- Жжётся, а не огонь, злая, а людей лечит. Что это? (крапива)
- Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке.
Меня зовут царём кустов
За цвет и за запах
Моих лепестков.
Хоть куст мой зелёный
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров. (шиповник)
- Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки. (клюква)
Остановка «Знатоки леса»
Учитель: Ну, а сейчас настало время подвести итоги нашего путешествия в «чудесный лес».
Все участники нашего занятия получают звания «Знатоки леса».
Ученики:
- Мы хотим, чтоб птицы пели.
- Чтоб вокруг леса шумели.
- Чтобы были голубыми небеса.
- Чтобы речка серебрилась.
- Чтобы бабочка резвилась.
- И была на ягодах роса.
- Мы хотим, чтоб солнце грело.
- И берёзка зеленела.
- И под ёлкой жил смешной колючий ёж.
- Чтобы белочка скакала.
- Чтобы радуга сверкала.
- Чтобы летом лил весёлый дождь!
Рекомендуем посмотреть:
Игра по окружающему миру для 2 класса
Проверочный тест по окружающему миру по теме "Весенние изменения в живой и неживой природе" 2 класс
Конспект заключительного урока окружающего мира, 2 класс
Проверочный тест по окружающему миру, 2 класс
Похожие статьи:
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир