Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Подлёдное царство»
Цель: познакомить детей с жизнью обитателей водоемов зимой.
Задачи:
Познавательное развитие: показать, что река – это природное сообщество растений и животных; познакомить с циклом развития налима.
Речевое развитие: обогащать и активизировать словарный запас детей.
Социально - коммуникативное развитие: развивать интерес к природе, природе родного края, желание сохранять её.
Художественно – эстетическое развитие: формирование эстетического отношения к природе.
Физическое развитие: развитие двигательной активности детей.
Материал:
карта Рязанской области, иллюстрации с изображением разных водоемов, река в разрезе подо льдом, речные рыбы, цикл развития налима, экологические ситуации, тритоны, гуси, утки, нутрии, выдры, бобры, цапли, журавли, выпь, комары, водомерки, стрекозы, жуки – плавунцы, фотографии проруби, зимней рыбалки, интерактивная доска.
Ход занятия.
В гости к детям приходит Незнайка (кукла - перчатка).
Воспитатель: - Дети, я предлагаю вам сегодня сходить в гости. Отгадайте, куда мы пойдем?
Из нее льется,
В нее льется,
А сама по земле вьется. (река)
Включается аудиозапись (шум ручья, реки, плеск волн).
Воспитатель: - Дети, что такое водоем? Какие водоемы вы знаете? (река, озеро, пруд, болото)
Ответы детей.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся на речку.
Незнайка: - Да не надо туда ходить, ничего интересного там нет, снег, лед и все!
Воспитатель: - Нет, Незнайка, ты ошибаешься! Ребята, посмотрите на карту Рязанской области. Каким цветом обозначены реки, озера? На что они похожи? Посмотрите, как много рек и озер в нашем крае. Самая большая река – Ока (воспитатель показывает реку Оку на карте).
Воспитатель: - Дети, а что происходит с водоемами зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: - Предлагаю вам отправиться в подледное царство. А как же нам туда попасть?
Воспитатель: - Нужно найти прорубь или сделать ее самим. Надеваем теплые водолазные костюмы и опускаемся на дно реки. Что же мы видим?
На экране проецируется река в разрезе.
Воспитатель: - Водные растения опустились на дно. На дне в иле сидят лягушки, улитки, черви, пиявки, рачки, рыбы.
Воспитатель: - Каких речных рыб вы знаете?
Щука, лещ, судак, окунь, налим, ёрш, карась, угорь – проецируются на экране.
Воспитатель: - Дети, а как вы думаете, среди них есть хищники?
Незнайка: - Да, что вы? Какие хищники? Волк, лиса – хищники. А у рыб-то, какие хищники?
Воспитатель: - Нет, Незнайка, щука – это хищник, она любит полакомиться мелкими рыбешками и даже может схватить утенка или гусенка. Ее называют речным волком.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете в реках, озерах, морях, океанах вода разная или одинаковая?
Ответы детей. Дополнения воспитателя.
Воспитатель: - Да, ребята, в реках вода пресная, а в морях и океанах соленая. А что произойдет, если речных и морских рыб поменять местами?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, они не смогут жить в новом доме, они погибнут.
А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Морские и речные рыбы». Ребята, вы все рыбы, плаваете в воде (имитация движения рыб). Звучит музыка, рыбки плавают. Если я называю речную рыбу, вы продолжаете плавать, если морскую – замираете. Кто ошибся, выходит из игры.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему рыбы и другие обитатели водоемов зимой не замерзают?
Ответы детей.
Воспитатель: - Их спасает толстый слой льда, который покрыт снегом. Вспомните загадку «Рыбам жить зимой тепло: крыша – толстое стекло».
А сейчас послушайте, что еще интересного можно увидеть подо льдом. Помните, птицу, которая выводит птенцов зимой? Это клест.
Воспитатель: - А есть рыба, которая мечет икру не весной, как все рыбы, а зимой. Это налим (изображение на экране). Она находит небольшую ямку под камнями, корягами и откладывает туда икру. Часть икры погибнет, но большая ее часть сохранится. Почему? (Другие рыбы спят и не съедят икру).
Воспитатель: Давайте с вами выложим цикл развития рыбы из икринки.
Незнайка: - Можно я?
Незнайка выкладывает неправильно, дети и воспитатель поправляют его.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все сделали верно. И у меня еще к вам вопрос. А чем же дышат рыбы?
Ответы детей. Пояснения воспитателя.
Воспитатель: - Рыбы дышат кислородом, который находится в воздухе. Но подо льдом воздуха мало. Как люди могут помочь рыбам?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, нужно делать проруби в водоемах, особенно в конце зимы, в начале весны. Сейчас зима, и многие папы, дедушки любят зимнюю рыбалку. Для этого они во льду сверлят маленькие лунки, это тоже способствует поступлению воздуха в реки, озера…
На экране проецируются прорубь, зимняя рыбалка, лунки.
Воспитатель: - В старые времена водопровода, особенно в деревнях не было, и за водой ходили на речку, в прорубь, там же полоскали белье. Помните сказку «Волк и лиса?»
Воспитатель: - А еще лед очень опасен, он может быть тонким, не замерзшим, особенно в начале и в конце зимы. И надо быть очень осторожным, чтобы не провалиться.
Воспитатель: - Ну что же, нам пора возвращаться, закрываем глаза (звучит тихая музыка) и вот мы уже в группе. Снимаем водолазные костюмы. Ну что, ребята, вам понравилось путешествие?
Воспитатель: - А теперь, дети, расскажите Незнайке, какие обитатели живут в водоемах и около них. (Тритоны, утки, гуси, нутрии, выдры, бобры, цапли, журавли, выпь, комары, водомерки, стрекозы, жуки–плавунцы проецируются на экране). Река – это дом для насекомых, земноводных, рыб, птиц… Поэтому все водоемы мы с вами должны охранять, оберегать, не засорять.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим следующие ситуации (проецируются на экране):
- мальчик сочком ловит лягушку;
- девочки рвут лилии, кувшинки на речке;
- девочка выбрасывает в речку мусор после пикника.
Что вы об этом думаете?
Суждения детей. Незнайка также участвует в беседе.
Воспитатель: - Ну что, Незнайка, неинтересно тебе было на экскурсии?
Незнайка: - Нет, я узнал много нового и интересного. Буду рассказывать об этом своим друзьям.
Воспитатель подводит итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
НОД в подготовительной к школе группе
НОД в подготовительной группе на тему: Женская русская национальная одежда.
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Ознакомление с социальным миром
Конспект НОД художественная литература в подготовительной группе