Русский язык 5 класс. Глагол
Автор: Ромайкина Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Горенская ООШ»
Конспект урока в 5 классе. Соответствует возрастным особенностям. Предназначен для повторения пройденного материала о глаголе.
Тема: Повторение пройденного о глаголе.
Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.
Вид урока: игра-путешествие.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, маршрутные листы, сигнальные карточки (1спр., 2 спр.),
Ход урока
Орг. Момент. Сообщение темы и цели урока.
Слайд №1. Учитель: - Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим эту загадочную страну. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели.
Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим, о какой стране я говорю.
Слайд №1
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
Догадались, как называется эта страна? Правильно, путешествовать мы будем по стране «Глаголии».
Слайд №2, 3.Дайте определение глагола. Слова, которые живут в «Глаголии» очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные.
Раздаются маршрутные листы.
Слайд №4. На нашем пути встретилось первое препятствие.
Игра «Перепутаница». Подобрать глагол к существительному.(1 группа)
Собака
хрюкает
Волк
блеет
Овца
лает
Свинья
гогочет
Гусь
кудахчет
Кузнечик
мяукает
Кошка
стрекочет
Курица
воет
Слайд №5 Коллективная проверка
Вставить пропущенные орфограммы (2 группа).
Заунывный ветер гонит
Стаю туч? на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Н. А. Некрасов
1. Ноги нос_т, а руки корм_т.
2. Крепкую дружбу топором не разруб_шь.
3. Не то друг, кто медом маж_т, а тот, кто правду скаж_т.
4. Скаж_шь – не ворот_шь, напиш_шь не сотрёшь, отруб_шь – не пристав_шь.
5. Не по словам суд_т, а по делам
6. Веника не перелом_шь, а по прутику весь перелома_шь. Проверка учителем.
Фронтальный опрос.
- От чего зависело написание личных окончаний глаголов?
- Какие глаголы относятся ко 2 , 1 спряжению?
- Как изменяются глаголы? (Изменение глагола по временам).
Слайд № 6 Остановка «Орфографическая». Вставить пропущенные орфограммы.
Летом мы гостили у бабушки в деревне. Ходили в лес и собирали грибы и ягоды. Когда была хорошая погода, мы купались в реке. Вечером собирались в саду и рассказывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.Сейчас мы сидим в классе. Идёт урок. Денис читает свой рассказ, и мы его внимательно слушаем.После школы мы пойдём на стадион. Там соберётся вся наша команда. Вечером, когда вернётся с работы папа, мы будем играть с ним в шахматы.
Объяснить написание слов с пропущенными орфограммами.
Слайд № 7 Самопроверка.
Объяснение учащимися орфограмм, в которых допущены ошибки.
- Назовите слова в корне которых пишется непроверяемая безударная гласная.
- Назовите слова в корне которых пишется чередующаяся гласная.
- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков; звуков больше, чем букв.
Слайд № 8. Физминутка.Солнце глянуло на парту…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
- Назовите глаголы в неопределённой форме.
Слайд № 9.
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам).
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по родам в ед.ч и числам).
Индивидуальная работа по группам.
1 группа. Выпишите выделенные глаголы, заполните таблицу.
глагол время лицо число род
Проверка учителем.
2 группа. Выпишите глаголы, заполните таблицу.
Настоящее время Лицо число Прошедшее время род число Будущее время лицо число
Взаимопроверка. ( ключ к проверке раздаёт учитель).
Слайд № 10. Игра «Кто быстрее»
Продолжить пословицу, объяснить написание –ться, тся в глаголах.
2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно.
1). Кто умеет веселиться, (…)
2). Не надо хвалиться, (…)
3). Кто любит трудиться, (…)
4). Кто хочет от жизни толку добиться, (…)
1) тот должен много трудиться. 2) коли не знаешь, как рожь родится. 3) тому без дела не сидится. 4) того горе боится.
Объясните написание глаголов не знаешь, не сидится.
Слайд № 11.
Определи спряжение глагола (используем сигнальные карточки)
Растрачива-ш. силы
- Наполня-ш. чашу
- Разъясня-ш. задачу
- Подсчита-ш. очки
- Приветству-ш. друга
- Наполн-ш. чашу
- Дикту-ш. текст
- Обнаруж-ш. пропажу
- Готов-ш. обед
- Встреча-ш. гостя
Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.
Итог урока. Выставление оценок. Домашняя работа
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Конспект урока-игры русского языка для 5 класса
Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная