Конспект статьи на тему «Культура речевого общения» для педагогов и родителей.
Описание материала: в конспекте данной статьи раскрывается само понятие культуры речевого общения и простые правила общения с окружающими людьми, которыми должен владеть любой уважающий себя человек. Материал может быть полезен тем, кто связан с детьми - педагогам, классным руководителям и родителям.
Конспект статьи на тему «Культура речевого общения».
Цель: привлечь внимание к проблемам общения школьников между собой и с взрослыми - учителями, родителями или посторонними людьми.
Задачи: способствовать развитию культуры поведения, умениям поддерживать беседу.
Начать наш разговор на тему о воспитании культуры речевого общения у школьников мне хочется с мудрого китайского изречения: « Слово- ключ сердца. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее».
Учитель или родитель, ставящий целью воспитание у детей доброго сердца, сам должен быть устремлен к человеку, дорожить им, чувствовать и понимать душевное состояние другого. Любовь воспитателя к воспитанникам – не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда. Это тяжелая каждодневная работа.
Выдающиеся воспитатели прошлого А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци и другие считали, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого педагога. Учителя современной школы несомненно согласятся с утверждениями великих людей того времени.
Речевое общение имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать заново, как не изобретают алфавит или таблицу умножения. Но это требует постоянной работы души человека. И если природа не наделила ребенка даром общения, то воспитателю придется набраться терпения и помочь ему овладеть знаниями доступными для его возраста о речевом общении, речевом этикете, умением ими пользоваться в своем поведении.
Давайте вспомним, что мы называем речевым этикетом? Это совокупность правил поведения, касающихся отношений к людям (формы обращения, поведение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и другие). Для овладения его приемами учащиеся должны знать соответствующие требования, рекомендации и запреты. Естественно самое первое требование - проявлять к окружающим, в частности к собеседнику, внимание, уважение, заботиться об экономии чужого времени.
Рассказывая о каком-то человеке, мы называем его. Называем по имени, имени-отчеству или фамилии. Привычка запоминать и правильно называть имена своих друзей или знакомых - один из секретов доброжелательных отношений. Поэтому дети должны усвоить: один из самых простых и доходчивых способов завоевать расположение к себе окружающих - это запомнить их имена. Как достичь желаемого?
Давайте уясним простые правила.
1.Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя.
2.Затем в разговоре несколько раз употребить его, обращаясь к собеседнику.
3.Дома записать имя, ассоциируя с чертами лица, характером человека.
Необходимо добиваться не только слухового, но и зрительного восприятия данного имени. Все это требует времени и определенных усилий, но «хорошие манеры требуют жертв». Работу по усвоению школьниками формул речевого этикета можно сочетать с развитием умения слушать и говорить.
Предлагаю вам правила речевого поведения вежливых партнеров.
1. Слушающий человек: показывает взглядом, мимикой доброжелательность, интерес, внимание.
2. Старается не перебивать, при необходимости просит что-либо уточнить.
3. Не делает замечаний по поводу речевых ошибок.
4. Поддерживает собеседника, развивая его мысль.
5. Говорящий человек: произносит слова заинтересованно, спокойно.
6. Смотрит доброжелательно, внимательно наблюдая за реакцией собеседника на свое сообщение.
7. Говорит кратко и только по делу.
8. Обращается к собеседнику, называя по имени, спрашивает все ли понятно.
Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития подрастающего поколения, становясь в деятельности учителя педагогическим общением. Общение воспитателя и школьников обусловлено их социальными ролями: учитель воспитывает, учит, развивает, а ученик учится, воспитывается и развивается. Одной из форм их взаимодействия управления является беседа, которая своей целью имеет обмен информацией. Между двумя собеседниками, партнерами по общению, должно наступить равенство, что помогает приспособиться друг к другу. Равенство сказывается из того, что забыв о своих социальных, возрастных и других положениях, они оказываются одинаково заинтересованными в разрешении какого-либо вопроса. И общение начинает набирать силу. Первое, что делают даже незнакомые люди,- устанавливают этот общий интерес.
На мой взгляд, затронутая в данной статье тема актуальна в наше время, как никогда. Стоит только включить телевизор, присмотреться к живущим рядом с нами людям и все станет ясно. Таким образом, прежде всего усилия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание школьника к правилам речевого поведения. Но чтобы верно оценивать этикетные особенности поведения, важно уметь замечать их. Трудность состоит в том, что все обычное, постоянно встречающееся, как правило, реже привлекает внимание, чем необычное.
И последнее, с чем необходимо познакомить детей - это с запретами.
Суть запретов, которые касаются культуры поведения, в том, чтобы предупредить неуважительное отношение к собеседнику, к его взглядам, помочь детям избежать конфронтации, противостояния и прийти к соглашению.
В заключении хочется вспомнить слова Льва Николаевича Толстого «Работай, как будто хочешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрешь сейчас».
Рекомендуем посмотреть:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС
Главные предпосылки успеха публичного выступления
Как научиться мыслить конкретно и образно
Личностные качества современного педагога
Похожие статьи:
Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками
Как правильно общаться с детьми? Подсказки и советы от психолога Х. Дж. Джайнотт
Золотые правила общения. Речь, жесты, мимика
Как правильно общаться с родителями
Как наладить хорошие отношения с братьями и сёстрами