Дидактическая игра «Тактильные мешочки»
Автор: Копыльцова Майя Михайловна, учитель русского языка и литературы
Краткое описание: дидактическая игра, предназначенная для развития мелкой моторики, сенсорного развития ребенка.
Материал будет полезен:
- педагогам дошкольных образовательных учреждений
- дефектологам и логопедам
- родителям детей дошкольного возраста
Для какого возраста:
- для детей дошкольного возраста
-для обучающихся начальных классов коррекционных образовательных учреждений
Цель игры: сенсорное развитие ребенка
Задачи игры:
- развивать мелкую моторику
-учить анализировать тактильные ощущения.
-развивать воображение, эмоциональную сферу.
-расширять словарный запас.
Описание: Данная игра представляет собой комплект парных мешочков с разнообразным наполнением:
-крупы (рис, гречка, овес),
-мелкие предметы (скрепки, монетки, ключики, бусины, крестики и т.д.)
- мягкие наполнители (вата, целлофан и т.д.)
Наполнение мешочков можно периодически менять, добавляя разные наполнители.
В сенсорном комплексе присутствуют по два мешочка с одинаковым наполнителем. Один полностью изготовлен из ткани, и содержимое его можно определить только по тактильным ощущениям. Второй мешочек имеет прозрачную сторону, изготовленную из тонкого пластика. При обследовании мешочка с прозрачной стороной подключается зрительный анализатор.
Изготовление тактильного тренажера:
Тактильная игра – тренажер проста в изготовлении.
Вам потребуется:
- ткань (желательно яркая и приятная на ощупь)
- нитки
- пластиковые папки – уголки для прозрачной стороны мешочка
- наполнители для мешочков
- немножечко фантазии
Процесс изготовления:
- Выкроить мешочки квадратной или другой формы
-Стачать мешочки с трех сторон
- Заполнить мешочки
- Застрочить последнюю сторону
Мешочки готовы! Можно подобрать коробку для хранения, сделать на ней надпись и украсить её.
Примечание:
Идея изготовления была позаимствована из методики развития М. Монтессори. Эта методика была разработана доктором Марией Монтессори и названа в ее честь. Впервые методика была применена на практике еще в 1906 году и после этого с каждым годом все активнее используется в детских садах и школах по всему миру. Методика М.Монтессори основывается на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный в нем потенциал.
Основная цель методики М.Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:
-Индивидуальная программа обучения;
-Максимальная свобода ребенка;
-Минимальное вмешательство в деятельность ребенка
Для реализации методики М.Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.
Примеры игр и заданий с тактильными мешочками
1. Использование мешочков с прозрачной стороной (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Рассматриваем и описываем наполнение. С непрозрачной стороны наполнитель очень хорошо прощупывается.
2. Использование мешочков с прозрачной стороной (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Просим найти все легкие мешочки (или только с железками, деревом, пластиком, с круглыми детальками и т. п.)
3. Использование мешочков с прозрачной и непрозрачной стороной (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Берем прозрачный мешочек, показываем, даем ощупать, рассмотреть, описать. Потом даем штук 5 непрозрачных с очень различными формами и просим отыскать такой же.
4. Постепенно усложняем игру 3, добавляя количество непрозрачных мешочков.
5. Использование мешочков с прозрачной и непрозрачной стороной (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные мешочек, в другую - непрозрачные. Берем непрозрачный, пытаемся определить содержимое и потом находим его в прозрачном.
6. Использование мешочков с прозрачной и непрозрачной стороной (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные пакетики, в другую - не прозрачные. Берем прозрачные и непрозрачные пакетики и выстраиваем 2 параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.
Рекомендуем посмотреть:
Пособия по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет своими руками
Конспект НОД в младшей группе по теме: «Наши помощники-пальчики»
Кинезиологические упражнения для дошкольников
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду
Похожие статьи:
Развитие мелкой моторики у детей
Упражнения для дошкольников на развитие мелкой моторики рук
Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук
Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мастер-класс