Тематическое занятие «Душа ль, моя Масленица» для детей 5-7 лет. Конспект
Цель: приобщать детей к праздничной культуре русского народа.
Задачи:
- ознакомить детей со старинными народными праздничными обрядами, упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости;
- воспитывать интерес к культуре русского народа, эмоциональную отзывчивость и желание принимать участие в праздничных выступлениях.
-совершенствовать музыкальные и творчески способности детей через разные виды деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах,
музыкально-игровая деятельность , музыкальная театрализация).
Зал украшен лентами, шарами, флажками, в народом стиле.
Оборудование:
Чучело Масленицы; народные музыкальные инструменты: канат, карусель
с лентами, две лошадки на палочках, бубен для Скомороха , колокольчик и платок для «Жмурки»,музыкальные шумовые инструменты: колокольчики, треугольник, бубны, ложки дудочки, трещотка , платочки девочкам.
Подготовительная работа:
Провести с детьми беседу о праздновании Масленицы; разучить закличку -
«Приди, весна ,ясная » , песню «Ой, блины, блины, блины», «Частушки», хороводную песню « Вот уж Зимушка проходит» р.н., хоровод «Веснянка», игры « Катание на карусели», «Пустое место », «Барыня», « Диги - дон», стихи и пословицы про Масленицу; изготовить чучело Масленицы,
карусель с лентами и двух лошадок на палочках .
План проведения
1. Закличка Скоморохов. Игры: «Снежный ком», «Грачи летят.»
2. Хоровод « Вот уж Зимушка проходит». Представление и объяснение дней праздничной недели. р.н. Игра словесная «Барыня».
3. Встреча Масленицы. Игры : Займи пустое место ,Карусель. Загадки.
4 Пословицы. Закличка - « Приди , весна ,ясная »
5 Сценка приход Бабы-Яги и игра с ней. «Перетяни канат », «Жмурки.»
6 Частушки и народный оркестр шумовых инструметов.
7 Песня про блины, хоровод « Веснянка» р.н Прощание с Масленицей.
Ход занятия
Под народную музыку дети входят в зал и садятся.
Звучит русская народная музыка .Вбегает Скоморох-взрослый.
(звенит в бубен ): К нам, сюда! Собирайся, народ!
Сегодня вас интересное ждет!
Игры, забавы, веселье и смех.
Игры, забавы, веселье и смех.
Хватит для всех, хватит для всех!
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались проводить зиму и встретить долгожданную весну. В старину наши дедушки и прабабушки встречали её весёлым праздником Масленицей.А как они это делали, вы сейчас увидите.
1й петрушка-ребёнок: Надоела нам зима, наскучила.
Рученьки приморозила,
Все суставчики перезнобила.
Воспитатель: Видно и впрямь зиме не хочется уходить,
Весне место уступать!
А пока давайте поиграем!
Игра «Снежный ком»
Ход игры: 5-7 детей тесно усаживаются в кружок рядом друг с другом на корточки, округлив спины и прижав головы к коленям, словно притаившись. Скоморох говорит: «Вот какой снежный ком, посижу-ка я на нём! » Она делает вид, что пытается присесть на снежный ком. Дети разбегаются. Можно создавать 2-4 2снежных кома по музыкальному залу.»
А сейчас мы вот игру затеем, ребят на смекалку проверим.
Игра «Грачи»
1. Грачи летят, на всю Русь кричат:
«Гу-гу-гу-гу! Мы несем весну!»
Скоморох поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи. Дети со словами «летят, летят» тоже поднимают руки.
2. Журавли летят, на всю Русь кричат: «У-гу, у-гу, не догнать нас никому!»
3. «Летят, летят»,—говорят ребята.
4. Пчелы летят, бунчат—гудят: «Жу-жу-жу-жу. Медову несет росу!»
5. «Летят»,—восклицают ребята.
6. Поросята летят, полосаты визжат: «Хрю-хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!»
«Летят, ле...», — ошибаются некоторые.
Скоморох руками показывает, но не говорит.
Игра повторяется вновь.
2 й Петрушка-ребёнок: Собирайся, народ в хоровод!
Весна красная идет!
Надо зимушку спровадить,
Дружно Масленицу сладить!
Исполняют хоровод «Вот уж ,зимушка проходит» русский народный.
Скоморох-взрослый
Сегодня у нас масленица! А вы знаете , что это этот праздник продолжается целую неделю. И каждый день имеет свое название и свое значение.
1 день - понедельник. Встреча масленицы Народ встречу масленицы начинает с посещения родных. На улицах сооружались горки, накрывали столы.
2 день - вторник. Молодцы всех приглашали покататься на санках, поесть блинов- которые символизировали- солнце, весну. Начинались игры разнообразные.
3 день – среда «Лакомка» хозяева приглашали своих зятьев, а для забавы созывали всех своих родных.
4 день - четверг. «Широкий четверг» начинался масленичный разгул.
Катание на санях по улицам,
обряды, кулачные бои, водили хороводы, пели частушки, люди ходили по домам и поздравляли друг друга, за это их угощали хозяева.
5 день – пятница «Тещины вечёрки » т.е. тещ угощали зятья.
6 день - суббота. «Золовкины посиделки» Молодая невестка приглашала своих родных к себе.
7 день - воскресенье. «Прощёное воскресенье». В этот день дети должны слепить снежную бабу, усадить ее в сани, и скатить с горы. И все от мала до велика просили прощение друг у друга. Вечером сжигали масленицу.
Ведущий-воспитатель: По красоте и озорству Масленица одна из самых продолжительных и веселых праздников. Он символизирует собой проводы зимы и встречу весны. Символом его был румяный, поджаристый блин – круглый и жёлтый, как солнышко. Начинали праздник дети, они зазывали Масленицу.
1 девочка-матрёшка: К нам, сюда собирайся, народ!
Сегодня вас веселье ждёт.
Раздайся, народ.
Меня пляска берет.
Пойду, попляшу,
На людей погляжу!
СЛОВЕСНАЯ ИГРА «БАРЫНЯ».
Скоморох делит детей на четыре части. Каждая группа по сигналу
скомороха говорит свои слова на мотив «Барыни»:
Первая группа: «Мы на ярмарку ходили».
Идут 4 шага поклон
Следующая группа: «Самовар себе купили».
Следующие: «Ты садись скорее с нами».
Следующие: «Пить чай с пирогами».
Далее все вместе: «Барыня! Барыня! Сударыня барыня!» танцуют на месте народные движения.
Игра повторяется несколько раз с увеличением темпа.
2-й ребёнок: Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая,
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
3-й ребёнок: Приезжай к нам в гости на широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться.
Ведущий выносит чучело Масленицы и ставит посреди зала.
4-й ребёнок: Здравствуй, дорогая Масленица,
Авдотья Изотьевна!
Дуня белая,
Дуня румяная.
5-й ребёнок: Коса длинная, трехаршинная,
Платочек беленький,
Новомодненький.
Лапти частые, головастые.
6 й ребёнок: Четверг- Разгуляй . В этот день главным занятием было катание вокруг деревни на лошадях. Люди! Нынче «Разгуляй»! Ты лошадок запрягай !
ИГРА «ЗАЙМИ ПУСТОЕ МЕСТО ».
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Ведущий внутри круга идет им на
встречу со словами: Купи, тятя мне коня,
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
После этих слов дети и ведущий останавливаются. Скоморох вручает двум детям, которые оказались напротив него по палке. Получившие палочки скачут на них, как на лошадках под веселую музыку вокруг хоровода, стараясь быстрее вернуться на свое место.При встрече говорят: «Здравствуй». Опоздавший проигрывает.
Скоморох: А стихи и пословицы о масленице, ребята, вы знаете.
Дети: 1.Как на масленой неделе на столы блины летели,
И сыр, и творог — все летело под порог!
2. Ждали мы Масленицу, поджидали, а блинов и чаю не
видали! Думали — она семь недель, а она как один день!
3. Какие блины у хозяйки, такой и урожай!
Скоморох: буду детей на карусели катать.
ИГРА «КАРУСЕЛЬ»
Дети берутся за ленточки и под веселую музыку кружатся вместе с воспитателем «катаются на карусели».
Скоморох-взрослый: А веселые загадки отгадаем?
1. Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везет,
На землю холод трясет.
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима)
2. Заря – заряница,
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной –
С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна)
Музыкальный руководитель: Ребята давайте споём закличку - « Приди, весна, ясная ».
Все: Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким.
Баба-Яга : Не пищите, не пищите,
А блины скорей несите.
Вот я ваша сладкая,
Вот я ваша нарядная,
Дорогая ваша масленица.
Коса длинная, лента алая,
Платок беленький, брови черные,
Лапти чистые, набеленные!
Скоморох. Постой-ка, тут что-то не так. Эй, Масленица, а есть ли у тебя паспорт?
Баба-Яга. Это у меня-то? Да! Во , глядите!
Показывает и читает.
Баба-Яга: Назначается долгожданной Масленицей на 2015 год. И печать есть, и подпись заковыристая внизу.
Скоморох. А что за подпись?
Баба-Яга. Кощей Бессмертный.
Скоморох:
Ну ладно, сейчас мы проверим настоящая ли ты Масленица. Знаешь ли ты зимние забавы, детишек повеселить? Игра «Жмурки с колокольчиком»,
«Перетяни канат».
Музыкальный руководитель: Нужно Масленицу, тщательно проверить поиграй с детьми:
Игра «Бабка- Ёжка »
Баба- Яга стоит в центре круга ,дети ходят вокруг неё и говорят слова:
Бабка - Ёжка – костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: «У меня нога болит»,
Вышла на улицу - раздавила курицу,
Вышла на базар – раздавила самовар.
Вышла на лужайку - испугала зайку!»
Раз, два, три - нас лови!
Дети разбегаются Баба-Яга их ловит.
Баба-Яга: Совсем уморили ,признаюсь не Масленица- я, просто на занятие
к вам попасть очень хотела , хоть частушки спойте.
Частушки.
1 Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою,
Замест кренделя-баранки
Проглотил мужик дугу.
2. Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха,
Говорят собаки.
3. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
4 У меня всего три шали
Все они пуховые
Мы девицы молодые
Девушки бедовые
5 Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья. Марья и Катюша
Песни петь пришли сюда.
6 Как на Масленой неделе из трубы блины летели.
Ой, блины мои блины, вы, блиночки, мои.
7 Мы на масляной неделе
Будем петь и танцевать
Мы блиночки все поели
Можем вам один лишь дать.
Баба-Яга: Ай да молодцы, ребятки!
Скоморох: Пришло время с масленицей прощаться.
Песня « Блины» поют все дети в кругу.
Исполняют хоровод «Веснянку» р. н
Скоморох: Масленица, прощай, а на тот год опять приезжай!
Музыкальный руководитель: Государыня Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились!
Баба-Яга: Масленица – обманщица, до поста довела, а сама удрала!
Масленица, воротись, в Новый год покажись!
Пока! Пошла другим детям гадости делать,
Вы то хорошие ,всё о Масленице знаете,
вас столку не сбить!
Ведущая: А мы пойдём на лошадках кататься. (Сжигание чучела –Масленицы, катание на лошади в повозке на улице.)
Литература используемая при подготовке к занятию:
М.Б. Зацепина, Т.В.Антонова «Народные праздники в детском саду» Москва 2005г.
В.П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры» Волгоград 2008г.
М.А. Михайлова « А у наших у ворот развесёлый хоровод» Ярославль 2002
М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет» Москва 2007г.
М.Ю. Новицкая « Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» Москва 2003г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия на Масленицу для детей старшей - подготовительной группы
Сценарий праздника Масленица для детского сада. Старшая и подготовительная группа
Конспект НОД в старшей группе на Масленицу
Конспект интегрированного занятия на Масленицу в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Сценарии на Масленицу в детском саду
Стихи на Масленицу для детей 5-7 лет
Сценарий праздника на Масленицу в подготовительной группе детского сада