Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель ИЗО.
Назначение материала: для педагогов изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, старших школьников и всех кому интересно изобразительное искусство.
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по формированию творческих способностей школьников
Эпиграф:
«Предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие творческие задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования.»
Песталоцци
Часто сталкиваюсь с ошибочным мнением об изобразительной деятельности – люди относятся к ней, как к чему-то не нужному, не серьезному и бесполезному.
Вот перед вами чистый, белый лист бумаги. Вы можете стать на время волшебником, изображая на нем то, что видите, или то, что помните или то, чего совсем не существует. Это огромная радость и большая ответственность. Ведь изображение должно передать ваше настроение, ваши мысли. То, что вас настолько поразило, что захотелось поделиться своим впечатлением.
Очень часто идей - много, а выразить их не могут не только дети, но и большинство взрослых людей. И здесь нам на помощь приходит изобразительная грамота. Ведь как в русском языке есть правила писания, так и в изобразительном искусстве есть правила изображения. Они помогают передать на плоском листе бумаги глубину пейзажа, объемные формы посуды в натюрморте, пропорции и особенности строения тела человека в портрете.
Чтобы изображение соответствовало замыслу автора, нужны развитые
общеинтеллектуальные умения: сравнивать, анализировать, синтезировать и моделировать.
Нет лучшего учителя, чем природа.
Чтобы нарисовать дерево нужно его пронаблюдать, запомнить (ведь не всегда мы работаем на пленере), выделить главное, характерное только для дерева. Далее, нужно проанализировать (наблюдение пропорций) и спланировать (компоновка на листе, нужно мысленно уменьшить дерево для изображения на листе) будущую работу. Только после всего этого, начинаем изображать, постоянно сверяясь с натурой. Если мы работаем в классе, то нам необходимы методические таблицы.
Анализировать нужно постоянно: у дерева есть ветви, но у кустов тоже, как показать их отличие? На дереве – листва, как показать, что это листья дерева, а не цветка?
Только трудолюбивый ученик добьется успеха, и своим ученикам я всегда говорю: «Нет слова "не получается", просто ты сегодня поленился».
Научившись правильно изображать человека, предметы и так далее, нужно помнить и об ЭМОЦИЯХ, которые нам хочется передавать в картине.
Каждая линия имеет характер. Она может быть колючей, плавно-убаюкивающей, веселой, бодрой, резкой, прерывистой. Моя задача научить применять эти линии соответственно с задумкой автора работы.
Наш помощник в передаче эмоций – его Величество ЦВЕТ.
Цвет позволяет передать тончайшие нюансы идеи. Хотим показать трагизм – выбираем черно-красную гамму, веселье – желто-зеленую, уныние – серо-голубую и так далее.
Я стараюсь научить школьников разным способам нанесения мазков, ведь живопись каждого художника (а мои ученики уверены, что каждый из них – ХУДОЖНИК) отличается именно характером нанесения красочного слоя .
Освоив технику работы красками, мы получаем от учеников картины, вызывающие массу ассоциаций и переживаний.
И,
только набравшись изобразительного опыта, ребенок готов творить.
Творчество - есть создание чего-то нового, своего, личного, индивидуального; представляет собой комбинацию тех элементов, которые были взяты из действительности, и которые наш мозг переработал и выдал в новой интерпретации.
Например : Фантастические деревья.
Другой пример: Варианты изображения птицы.
Важно и то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Пассивность, страх и творчество – понятия взаимоисключающие. Поэтому так важна по-особенному доверительная атмосфера урока.
Начнем с того, в чистый ли класс вы вошли? Как одет учитель? Какое у него настроение? Как он говорит? Это необходимые составные частицы атмосферы, из которых складывается настроение учеников, желание слушать ваши обращения и обратная связь.
Конечно, не обойтись без актуализации жизненного опыта школьников. То, что касается их лично, естественно, воспринимается с живым интересом.
Зрительный ряд, представленный на уроке, должен работать на идею и цели урока. Однако не стоит увлекаться обилием картин или схем: больше 5 репродукций или фотографий не останутся в памяти школьников. Здесь работает правило «Лучше меньше, да лучше», ведь излишне обильное иллюстрирование темы не дадут развернуться воображению учеников.
Пример - создание куклы в национальной одежде и зрительный ряд для работы.
Для создания у детей приподнятого настроения я использую интеграцию.
Проще всего объединиться с учителями
музыки,
литературы и технологии.
Но почему бы не объединиться с учителем
истории, географии или
биологии. Они тоже изучают мир, природу и совместные проекты обогатят учеников эмоциями и подчеркнут познаваемость и общность законов мироустройства.
Например: Степные скульптуры:
Другой пример - коллективная композиция « Приход весны в аул»
Предпочтительные формы работы:
Игры, коллективная деятельность, сотрудничество, взаимообучение, проектная деятельность.
Еще одна очень важная предпосылка творческой деятельности –
вариативность задания. Если мы работаем над тематической картиной, то и сюжеты и средства выразительности могут быть различными.
Например иллюстрации на тему "Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне":
Сложнее с орнаментом. Можно предложить декорировать одинаковые формы орнаментами разных народных промыслов.
Или выполнить вариацию изображения птицы в традициях какого-нибудь народного промысла.
Активность и фантазию пробуждают задания, предлагаемые в виде игры, где у детей будут деятельные роли : реставратор, историк, главный художник и т. д.
Встречаются ученики, которые с трудом могут рассказать о своих впечатлениях и на уроках изобразительного искусства они учатся говорить, давать оценки, работать в команде.
Здесь очень помогают уроки скульптуры. На этих уроках развивается мелкая моторика у детей – условие полноценной речи и скоординированных мыслительных процессов.
Занятия искусством положительно сказываются на здоровье детей. Повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей, повышается общая креативность человека, развивается воображение.
К сожалению, урок имеет свои границы, да и программа задает определенные рамки и по этим причинам не всегда учитель может удовлетворить духовные запросы ребенка, раскрыть его творческий потенциал, поэтому без внеклассной работы не обойтись.
Все дети талантливы. Ребенок - это тайна, и ее можно открыть, лишь подарив ему свою любовь. И моя задача – в каждом ребенке увидеть талант и развить его.
Это требует дополнительного времени, но я следую наставлению Шарля де Голля: «Всегда выбирайте самый трудный путь - на нем вы не встретите конкурентов». Трудолюбие и внимательность – основа успеха. Пусть школьники почувствуют себя – ТВОРЦАМИ, создателями собственной реальности.
На развитие творчества школьников хорошо влияют школьные выставки.
Мы оцениваем детские работы, проводим голосование за лучшую работу. Хотя подсчет голосов отнимает массу времени.
Создаем ситуацию успеха, ведь давно всеми замечено, что положительная оценка - окрыляет.
И наши ученики, надеюсь, порадовали вас своими работами.
Рекомендуем посмотреть:
Современные информационные технологии обучения для развития творческих способностей учащихся
Занятие - игра в начальной школе "Радужные Феи волшебницы"
Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках ИЗО
Развитие творческих способностей у школьников средствами устного народного творчества на уроках биол
Похожие статьи:
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка