Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеурочное мероприятие по астрономии с презентацией и сценарием, 9 класс

Внеурочное занятие по теме: «Прошлое, настоящее и будущее Солнца»
Разработала: учитель физики КГУ «СШ№13» Гановичева М.А.
Описание: занятие рассчитано на школьников 7-9 классов, предполагает интеграцию с предметами: география, естествознание.
Данная разработка предусматривает систематизацию знаний по астрономии и возможность дальнейшей углубленного изучения для некоторых учащихся.
Для развития коммуникативных компетенций выбрана групповая форма организации обучения, используются принципы сотрудничества.
Стихотворные загадки предваряют усвоение знаний.
Дифференциация осуществляется при самостоятельной работе:
Все отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.
Большинство сотрудничают, оказывают поддержку, применяют полученные и имеющиеся знания.
Некоторые обобщают материал и высказывают гипотезы. Организуют работу, выступают спикерами.
На этапе выдачи домашнего задания дифференциация осуществляется по источнику: учебник, энциклопедия, справочник, электронные источники с выходом на проектную деятельность.
Предполагаются различные уровни выполнения домашнего задания: каждый на своем уровне достигает цели занятия в сотрудничестве с одноклассниками.
Некоторые ученики смогут дать взаимооценку деятельности одноклассников и проанализировать занятие.

Цель: знакомcтво с теорией образования Солнечной системы, особенностями нашего светила, этапами его эволюции.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о строении и этапах эволюции ближайшей к нам звезды. Обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающая: развивать память, познавательный интерес; формировать умение прослеживать причинно - следственные связи.
Воспитательная: воспитывать внимательность, формировать коммуникативные навыки.
Ход урока:
1. Оргмомент
Приветствие.
Концентрация внимания учеников с помощью стихотворных загадок.

-Кто из древних философов предполагал, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли? (Аристотель.)
-Кто первым утверждал, что в центре Солнечной системы находится Солнце, а не Земля? (Аристарх Самосский, после него Дж.Бруно, Г.Галилей, Н.Коперник и другие)

2. Актуализация опорных ЗУН.
Задание «Продолжи фразу» (проверяет теоретическую готовность к работе)
1-ый ряд:
1) наука астрономия изучает …
2) звезды состоят из …
3) ближайшая к нам звезда...
2-ой ряд:
1) типы небесных тел …
2) название нашей галактики …
3) крупные астрономические тела, не испускающие свет...
3-ий ряд:
1) наблюдения в астрономии выполняют с помощью …
2) созвездием называют …
3) силы удерживающие вместе звезды и планеты...

Отталкиваясь от ваших ответов на вопросы, предлагаю вместе сформулировать его цель.
Варианты ответов: уяснить понятия «Солнечная система», «планеты», «звезды».
Ответить на вопрос:
- Как образовалась Солнечная система?
- Из каких элементов она состоит?
- Как появилось Солнце?
- Что ждет нас в будущем?

3. Изучение новой темы.
Деление на группы (не менее пяти участников в группе) и распределение заданий внутри группы.

Задание: изучение и пересказ материала учащимся другой группы. Для создания ситуации успеха и взаимопомощи предполагается обмен вопросами по желанию группы.
Рабочий материал для групп:
1. Образование Солнца
Около 4,6 миллиардов лет тому назад в одном из спиральных рукавов нашей Галактики начало сгущаться гигантское газопылевое облако.
Оно имело неоднородную структуру.
Постепенно гравитационное сжатие уменьшило размер центральной части уплотнения в 100000 раз. В центре уплотнения оказалось прото-Солнце массой в десять раз меньше, чем масса сегодняшнего Солнца.
Это уплотнение начало принимать сферическую форму, так же зарождающаяся звезда испускала лучи в красной области спектра.
Остальная часть вещества образовала в течение ста тысяч лет диск, который вращался вокруг прото-Солнца и состоял на 98,5% из газа и 1,5% пыли.
Сначала вращение было медленным, но постепенно скорость возрастала. Внешние зоны удалялись от центра.
А ближайшие к зарождающемуся Солнцу зоны втягивались внутрь, пополняя его массу. Неравномерность движения и вихри в газе уменьшалась, а пыль оседала в его плоскости в течение нескольких тысяч лет.
Температура пыли уменьшалась с удалением от прото-Солнца. В районе планет земной группы температура менялась в пределах от 900 до 1400 К. В этом диапазоне температур пыль состояла из зерен железа и силикатов, не могла содержать воду или летучие вещества. Излучение молодого Солнца выдуло из его окрестностей все легкие элементы, поэтому планеты земной группы состоят из скалистых пород и металлического ядра.
А планеты-гиганты формировались на окраине Солнечной системы, где было не так тепло. Они состоят преимущественно из летучих газов.

2. Характеристики и химический состав Солнца
Масса Солнца составляет 99,8 % от суммарной массы всей Солнечной системы.
Солнце состоит из водорода (~73 % от массы и ~92 % от объёма), гелия (~25 % от массы и ~7 % от объёма) и других элементов: железа, никеля, кислорода, азота, кремния, серы, магния, углерода, неона, кальция и хрома.
Возраст Солнца - около 5 миллиардов лет.
По спектральной классификации Солнце относится к типу G2V («жёлтый карлик»). Цвет говорит о температуре звезды.
Для сравнения следует знать, что самые холодные звезды - красные. Например, красная звезда Бетельгейзе имеет температуру около 3500 Кельвинов. Температура самых горячих звезд, как Ригель, может достигать 10000 К. Такие звезды выглядят голубыми. Температура поверхности нашего Солнца около 5800 К и вне нашей атмосферы оно выглядит белым.
Радиус светила - 696000 км, средняя плотность - 1400 кг/м3, среднее расстояние от Земли - 149,6 миллионов километров.
Как и планеты, наше светило тоже вращается вокруг своей оси. Различные зоны Солнца вращаются с различными периодами: например, на экваторе один оборот за 25 земных суток, на широте 40° период вращения равен 27 суток, а вблизи полюсов – 30 суток.
Излучение Солнца очень важно для жизни на Земле. Оно определяет климат, тепловые процессы, способствует фотосинтезу, а значит и выработке кислорода. Ультрафиолетовое излучение Солнца имеет антисептические свойства, позволяющие использовать его для дезинфекции воды и различных предметов.

3. Строение Солнца
Внутреннее строение  Солнца слоистое, оно состоит из ряда сфер.
В центре находится ядро, затем область лучевого переноса энергии, далее конвективная зона. За ними следует атмосфера: фотосфера, хромосфера и корона.
Ядро - центральная часть Солнца со сверхвысоким давлением и температурой, обеспечивающими течение ядерных реакций. Они выделяют огромное количество электромагнитной энергии в предельно коротких диапазонах волн.
Область лучистого переноса энергии находится над ядром. Она образована практически неподвижным и невидимым высокотемпературным газом. Передача через нее энергии, генерируемой в ядре, к внешним сферам Солнца осуществляется лучевым способом, без перемещения газа.
Конвективная область располагается над предыдущей. Она образована раскаленным газом, находящимся в состоянии конвективного перемешивания. Перенос тепла из солнечных недр к поверхности происходит в результате поднятий сильно нагретых масс под высоким давлением к периферии светила, где температура газа меньше и где начинается световой диапазон излучения Солнца.

4. Атмосфера Солнца
Фотосфера - это нижний из трех слоев атмосферы Солнца, расположенный непосредственно на плотной массе невидимого газа конвективной области. Фотосфера образована раскаленным ионизированным газом, температура которого у основания близка к 10000 К, а у верхней границы, расположенной примерно в 300 км выше, порядка 5000 К. При такой температуре раскаленный газ излучает электромагнитную энергию преимущественно в оптическом диапазоне волн.
Именно этот нижний слой атмосферы, видимый как желтовато-яркий диск, зрительно воспринимается нами как Солнце.
Поверхность раздела имеет зернистую структуру, называемую грануляцией. Зерна, или гранулы, имеют размер от 700 до 2000 км.
Хромосфера не имеет резких границ, а представляет собой сочетание множества ярких выступов или языков пламени, находящихся в непрерывном движении. Потоки вырывающейся плазмы хромосферы называют спикулами. Они имеют в поперечнике от 200 до 2000 км (иногда до 10000) и достигают в высоту нескольких тысяч километров.

Переход от фотосферы к хромосфере сопровождается скачкообразным повышением температуры от 5700 К до 8000 - 10000 К. К верхней же границе хромосферы приблизительно на высоте 14000 км от поверхности Солнца температура повышается до 15000 - 20000 К.
Солнечная корона - внешняя атмосфера Солнца. Она образована наиболее разреженным ионизированным газом. Простирается примерно на расстояние 5 диаметров Солнца, имеет лучистое строение, слабо светится. Ее можно наблюдать только во время полного солнечного затмения. Яркость короны примерно такая же, как у Луны в полнолуние. Корональные газы в высокой степени ионизированы, что определяет их температуру примерно в 1 млн. градусов. Внешние слои короны излучают в космическое пространство корональный газ - солнечный ветер. Увидеть корону можно во время Солнечного затмения.

5. Будущее Земли и Солнца
За следующий миллиард лет Солнце станет светить ярче, что приведет к сильному парниковому эффекту на Земле.
Через 3,5 миллиарда лет Солнце будет ярче уже на 40%, чем сейчас. Ледники растают, температура на поверхности Земли увеличится настолько, что существование на ней жидкой воды станет невозможным. Океаны выкипят, пар исчезнет из атмосферы.
Примерно через 6 миллиардов лет Солнце израсходует все запасы водорода в ядре и загорится гелий. Солнце начнет увеличивать свои размеры, пока не перейдет в стадию красного гиганта. Растущая звезда поглотит Меркурий, Венеру и Землю. Жар раскаленной звезды нагреет поверхность Земли и сделает невозможной существование любой формы органической жизни.

6. Смерть звезды
Финальный этап ядерного синтеза: в процессе горения гелия синтезируется углерод. Этот этап займет около ста миллионов лет – до того момента, когда выгорит весь гелий. Оболочка станет нестабильной и звезда начнет усиленно пульсировать, выбрасывая в открытый космос большую часть атмосферы Солнца.

Когда от атмосферы недавнего гиганта ничего не останется, вместо большой и яркой звезды в пространстве повиснет белый карлик – небольшое по размером светило из чистого карбона, по массе равное звезде. Алмаз размером с нашу планету будет еще долго светиться тепловым излучением, постепенно остывая до нескольких градусов выше абсолютного нуля.

Группы обмениваются учениками-спикерами и знакомятся с темами других учащихся.

4.Закрепление изученного материала:
Выдается карточка с вопросами:

5.Подведение итогов:
Сегодня мы познакомились с теорией образования Солнечной системы, особенностями Солнца и его будущим.
Оцените свою работу на листах рефлексивной анкеты.
1. Интересно ли вам было сегодня?
2. Где пригодятся полученные знания?
3. Что узнали, чему научились?
4. Что пока не ясно?
5. Что нужно предпринять. чтобы разобраться?
6. Оцени свое настроение в начале и в конце урока.


6. Домашнее задание:
Всем: зарисовать Солнечную систему в тетрадь, найти перевод планет Солнечной системы на казахский и английский языки.
Большинство: изобразить схематично жизненный цикл звезды .
Некоторые: подготовить мини-проект «Переселение жителей Земли».

вариант выполнения д/з:

Презентация на тему: Прошлое, настоящее и будущее Солнца

Рекомендуем посмотреть:

Марс - наш новый дом? Космическая философия Циолковского Солнечная Система. Фоторепортаж Задания для оценки знаний по разделу «Основы астрономии» с ответами, 9 класс
Лабораторная работа по физике, 8 класс. Исследование температуры остывания воды с течением времени | Логические задачи для школьников с решениями и ответами
Опубликовано: 831 день назад (18 октября 2019)
Просмотров: 875
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Копжасаров Берик Галымжанович # 19 октября 2019 в 11:35 +2
Здравствуйте Мария Анатольевна! Тема очень интересная, проделали большую работу. Хорошая презентация, работа детей вне урока. Астрономия всегда интересовали детей, тем более про нашу солнечную систему. Вы молодец. Успехов желаю Вам.
Инна Владиславовна Соколовская # 22 октября 2019 в 18:36 +5
Мария Анатольевна, здравствуйте! С огромным удовольствием познакомилась с внеклассным мероприятием. Вы используете очень интересную методику, посредством которой достигаете очень важных в наши дни функциональных знаний. Ребята закрепляют знания, у них формируются самые важные интеллектуальные компетенции. Они исследуют, анализируют, решают разноуровневые задания, делают обобщение материала и высказывают гипотезы. С удовольствием голосую! Творческих вам успехов!
с уважением, И.В.