Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие в библиотеке для детей начальной школы. Творчество Татьяны Петуховой

Сценарий внеклассного мероприятия в библиотеке для учащихся 1-3 класса «Открывая дверь добру» по творчеству Татьяны Петуховой
Автор: Соколова Мария Анатольевна, педагог-библиотекарь МАОУ «СОШ № 26» г.Череповца
Описание материала: библиотечный час «Открывая дверь добру» по творчеству вологодской писательницы Татьяны Петуховой для учащихся 1-3 классов (к 80-летию со дня рождения).
Практическая направленность: сценарий данного библиотечного мероприятия может быть полезен в работе библиотекарей, учителей начальных классов, воспитателей ГПД. Материал предназначен для проведения литературного часа с детьми от 7 до 9 лет.
Цель: познакомить учащихся начальной школы с жизнью и творчеством современной вологодской поэтессы Т.Л.Петуховой.
Задачи:
1. Образовательные: формировать представление о жизни и творчестве вологодской писательницы Т.Л.Петуховой; способствовать расширению кругозора учащихся в области литературного чтения и краеведения.
2. Речевые: способствовать развитию у детей связной речи, навыков выразительного чтения и чтения стихотворений наизусть.
3. Развивающие: формировать у детей устойчивый познавательный интерес к чтению стихотворений; совершенствовать навыки активного слушания, память и внимание; развивать детское воображение, мышление, познавательную активность, творческие способности школьников.
4. Воспитательные: содействовать воспитанию у младших школьников сопереживания и доброты, любви к поэзии, природе родного края.
Демонстрационный материал: портрет Т.Л. Петуховой, книги писательницы, пособие «Цветик-семицветик», 4 корзинки: «Моя семья», «Дети – непоседы», «Животный мир», «Дары природы»; медиапрезентация «Открывая дверь добру».
Техническое оборудование: медиапроектор, компьютер, экран для показа медиапрезентации.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, выразительное чтение стихотворений, физкультминутка «рисование стихов руками», разучивание стихов по картинкам-символам, отгадывание загадок и кроссворда, подведение итогов.
Предварительная подготовка к мероприятию: выдать стихи Т.Л. Петуховой нескольким учащимся для выразительного чтения.
Ход мероприятия:
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада встрече с вами на библиотечном занятии! В руках у меня «Цветик-семицветик». Вы читали сказку В.П.Катаева с таким названием? (ответы детей)

Кто помнит, о чем эта сказка? (девочка Женя срывала разноцветные лепестки и загадывала желания)
Сегодня мы тоже будем срывать с «Цветика-семицветика» лепестки и посмотрим, что мы узнаем нового и интересного.

1. С какого лепестка начать? А цвет нам подскажет … природа: какой цвет вы видите за окном? Белый! Срываем Белый лепесток. Он напоминает нам зиму. Прочитаю вам стихотворение «Метелица».
Метелица
Верится, не верится?
За окном Метелица,
Начиная свой разбег,
Щедро сыплет везде снег
На тропинки и дома…
В танце кружится сама
Белая Метелица.
Снег позёмкой стелется.

Автор этого стихотворения – вологодская писательница Татьяна Петухова.
Кто из вас слышал об этой писательнице?
А кто читал стихи Татьяны Петуховой?
Сегодня на нашей встрече я предлагаю вам познакомиться с творчеством вологодской писательницы Татьяны Леонидовны Петуховой, послушать и почитать её стихи. А поможет нам в этом «Цветик-семицветик».
Вначале расскажу вам немного о жизни Татьяны Петуховой.

Татьяна Леонидовна Петухова - коренная вологжанка, родилась в Вологде 3 февраля 1942 г. Детские годы совпали с войной и послевоенным временем. В школе Татьяна училась хорошо, очень любила читать. Но после школы пришлось сразу же пойти работать, так как мать болела и денег не хватало. Долгое время Татьяна работала на заводе, но потом перешла работать в детский сад. В 1963 году она вышла замуж, появились сын Сережа и дочь Света.
Стихи Татьяна начала писать с 16 лет, многие из них – для детей. Первая её книга «Солнышко» вышла в 1982 г. Поэт Сергей Викулов сказал о книге «Солнышко», что «действительно от неё исходит так же много света и тепла, как от солнышка». Затем вышли в свет книги «Лохматый подарок» (1987), «Доброе слово» (1990), «Разного роста мечты» (1991). Книга «Лохматый подарок» переиздавалась в 2007 г., затем вышли книги «Дивное царство» (2011) и «Бабушкины сказки» (2012). Всего издано 15 книг для детей Татьяны Петуховой.

Работая в детском саду, Татьяна Леонидовна вела литературную студию для детей; здесь у неё появлялись новые стихи, сказки, сценарии для праздников. По словам Т. Петуховой, это было самое счастливое время в её творческой биографии. Неоднократно стихи Татьяны Леонидовны печатал журнал «Мурзилка» и другие.
Сейчас Татьяна Петухова - бабушка, у неё 7 внуков, которым посвящены многие её стихи. В этом году у неё юбилей - ей исполнилось 80 лет. Она охотно откликается на все приглашения встретиться с юными читателями, которые по-прежнему наполняют её жизнь радостью общения.

2. Следующий лепесток – (любой цвет)
Почитаем стихи Татьяны Петуховой. Я буду читать стихи, а вам, ребята, будет задание - внимательно слушать и определять, в какую корзинку поместим стихотворение. (4 корзинки на доске: «Моя семья», «Дети – непоседы», «Животный мир», «Дары природы»)

Разноцветные мечты (Непоседы)
Хорошо, что почемучки -
Любознательные дети,
И мечтают почемучки
Раскрыть тайны все на свете.
Пусть пока немного знают,
И вопросы их просты.
Только в детстве расцветают
Разноцветные мечты!

Мамин свет любви! (Моя семья)
Мамочка наша добра и нежна,
Мягкой улыбкой согреет она,
Если вдруг слёзы покатятся градом,
Мама тогда обязательно рядом!

Слушая нас, она скажет всерьез:
- Может, обида не стоит и слёз?
И улыбнётся так ласково, мило.
Сразу забудешь о том, что и было.

Нежной любви её солнечный свет,
В сердце всегда он оставит свой след.
Счастье большое, что рядом такая
Есть мамочка наша, мама родная!

Зря терпел! (Животный мир)
Повстречался у ворот
Нам сегодня чёрный кот.
От усов и до хвоста
Ох, какая чернота!

У кота пушистый хвост,
Розоватый только нос.
Ярко-рыжие глаза
Для мышей всегда гроза.

Почему так чёрен кот,
Может, в баню не идёт?
И решили мы тогда,
Сами вымоем кота.

Мыли-мыли три часа,
Это просто чудеса,
Он совсем не побелел.
Кот мяукал, зря терпел!

Понарошку (Непоседы)
Кто-то в доме понарошку
В холодильник запер кошку!
Перца в чайник поварешку
Кто насыпал - понарошку?
Наказать, что ли Серёжку?
Не взаправду – понарошку.
Слёзы льёт он, льёт в ладошку.
Может, тоже - понарошку?!

Мусик и Арбузик (Животный мир)
Любопытный котик Мусик
Вдруг наткнулся на арбузик.
На зелёный, полосатый.
Он его царапнул лапой,
Язычком лизнул арбуз,
Не понравился на вкус!
И на мышку не похож.
Взяла мама острый нож
И разрезала арбуз.
Добрый Димка-карапуз
Дал коту кусочек сладкий.
-Фу-у-у! Какой он гадкий, -
Мне не нравится арбуз. –
Мусик гордо поднял ус,
Хитро смотрит на мальчишку,
-Лучше ты поймай мне …мышку!

Мой папа (Моя семья)
Мой папа сильный и большой,
Он для меня такой родной.
Смешинки добрые в глазах,
Меня катает на плечах.
Мой папа для меня пример.
Российский славный офицер
Правдивым учит быть всегда,
Чтоб не стыдиться НИКОГДА!

Зачем сломали веточку?! (Дары природы)
-Почему ты плачешь,
тонкий тополёк?
Кто тебя весною
так обидеть мог? -
-Росла и крепла веточка,
смотрела в синеву,
Обломили веточку
и бросили в траву!
Не услышит больше
песен соловья.
Не увидит солнышка
веточка моя.
-Росла и крепла веточка,
смотрела в синеву,
Зачем сломали веточку
и бросили в траву?!

Вопрос: Чему учит это стихотворение? (бережно относиться к природе)

3. Следующий лепесток - (любой цвет)
Это задание похоже на предыдущее, только теперь не я, а вы сами будете читать стихи Татьяны Петуховой и распределять их в корзинки.
(Заранее подготовленные учащиеся по очереди выразительно читают стихотворения).

Ква да ква (Животный мир)
Лягушонок пучеглазый
Цифры выучил не сразу,
Но учил с утра до ночи
И старался очень-очень.

Каждый день считал он вслух
На своем болоте мух!
Доведет он счёт до двух
И вздыхает тяжко: Ух!

- Объясни мне, мама.-
Он твердил упрямо, -
Сколько будет ква да ква?
Ох, устала голова!

Снегири (Животный мир)
Посмотри-ка, посмотри,
На снежных ветках фонари?
Раз-два-три….
Это - птицы снегири
Прилетели в зимний сад.
Ах, какой у них наряд:
Грудки у всех красные,
Пёрышки атласные.

Ждут пернатые друзья,
Прилетели к нам не зря.
Все на улицу скорей,
Кормить будем снегирей!

Огородная модница (Дары природы)
Загорелый помидор
Завёл с капустой разговор:
- До чего ж ты белая.
Совсем не загорелая!

- Как могу я загорать,
Если платьев сорок пять!
Пока снимаю платьица,
Солнышко закатится!

После стирки - дырки (Непоседы)
Брызги белой пены
Облепили стены,
Ох, до коридора
Потекли озёра.

Льёт вода из крана.
Мокрая Светлана,
Третий час стирает,
В таз носки бросает.

После долгой стирки
Появились дырки,
И пришлось на пятки
Ставить по заплатке.

Отважный капитан (Животный мир)
В мелкой луже воробей
Окунулся до бровей.
Хвостик, лапки замочив,
Закричал с испугу: Чив!

А потом сидел на ветке,
Хвастал серенькой соседке:
Я отважный капитан,
Переплыл весь океан!

Интересно, почему? (Непоседы)
Ну, никак я не пойму,
- Интересно, почему?
Уха два, язык один.
Удивляется наш сын.

- Хорошо, что ты спросил.
Поясним, Илюша,
Чтоб поменьше говорил,
А побольше СЛУШАЛ!

4.Следующий лепесток - (любой цвет)
Татьяна Петухова сочиняла не только стихи, но и загадки в стихах. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте.

Загадки с грядки (Дары природы)
***
Она под солнцем располнела,
От смущенья покраснела,
Под дождём сидела, мокла,
Надувая щеки /свёкла/
***
Разлеглись на грядке,
Точно поросятки,
свои пухлые бочки
под солнцем греют /кабачки/
***
На грядке зелёная травка,
К чаю вкусная добавка.
А траву зовут, ребята,
Кто подскажет? Это /мята/
***
Фрукт такой прекрасный.
Цвета - тёмно-красный.
А внутри - за рядом ряд.
Точно камушки горят.
Блестящие и гладкие,
С кислинкою и сладкие.
Каждый знает из ребят,
Что зовут его... /гранат/.
***
Этот фрукт толстокож
Он на шишку так похож!
Фрукт заморский, точно франт,
Носит он зелёный бант.
Может быть, знаком для вас?
Фрукт зовётся… /ананас/.
***
Цвет лимонный, толстокож,
Его тонко режет нож.
Любят с ним чайку попить,
Но сахар надо положить,
Потому что кислый он.
А зовут его… /лимон/.
***
Распахнёт в жару стручок
Свой зелёный пиджачок.
Посмотри-ка, посмотри,
Что за пуговки внутри?
Проще нет отгадки:
Там … /горошек/ сладкий.
***
Это что за гребешок
Причесать меня не смог?
Потому что ХА-ХА-ХА!
Это гребень… /петуха/!

5.Следующий лепесток - (любой цвет)
Физкультурная минутка
Сейчас, ребята, мы с вами будем рисовать. Но не карандашами и не красками, а … руками. Такой метод «рисование стихов руками» использовала Татьяна Петухова, когда работала в детском саду и вела литературную студию для детей. Я буду читать стихи, а вы попробуете их «нарисовать», т.е. изобразить.

Дождался! (Моя семья)
Что за праздник, за веселье?
А сегодня день Рожденье!
Ах, какая это радость,
Подросла сестрёнка малость.
Было шесть, а стало семь.
Взрослая почти совсем.

Поиграть могу с ней в шашки,
Будет мыть теперь все чашки.
Понарошку можно драться,
Вместе с гор пойдём кататься.
Хорошо, что есть сестра.
Радостно кричу: Ура!

Две медведицы (Животный мир)
Листья кружатся и стелются.
Поздней осенью медведица
Одинокая бродила,
В небо глянула уныло.
Светят звёзды и не верится,
Ох, БОЛЬШАЯ там МЕДВЕДИЦА
Смотрит грустно с небосвода,
Может, тоже хочет мёда?

Портниха (Непоседы)
Познакомьтесь - я портниха.
Шью, конечно, очень тихо,
Но для куколки, для дочки,
Сшила разные платочки,
Рада каждому заказу,
Получается не сразу.
Постараюсь очень-очень,
Буду шить до самой ночи.

6. Следующий лепесток - (любой цвет)
Стихи Татьяны Петуховой очень ритмичны и легко учатся наизусть. Мы с вами сейчас попробуем разучить стихи, а помогут нам в этом картинки-символы.

Снеговик (Дары природы)
Наш любимый снеговик
Головой совсем поник:
Заяц ночью в лес унёс
У него морковный нос!
Не печалься, снеговик,
Мы в беде поможем вмиг,
Нос тебе подарим новый,
Нос хороший, нос еловый!

Лохматый подарок (Животный мир)
Каждый день до поздней ночи
Мы просили очень-очень:
Подарите нам щенка,
Но напрасно. И пока
Был один для нас ответ:
– Не просите! Нет и нет!

...За окошком март-проказник,
Наступает мамин праздник.
Поздравляя с этим днём,
Мы торжественно несём
Нашей маме три цветка
И… лохматого щенка!

7. Следующий лепесток - (любой цвет)
Кроссворд по творчеству Татьяны Петуховой
По горизонтали:
1. Что пишет Т.Петухова?
2. В каком городе живёт Т.Петухова?
3. Какое деревце плакало, потому что его веточку сломали?
4. Сколько лет исполнилось Т.Петуховой в этом году?
5. Кто не мог сложить 2+2?
6. Если девочке нравится шить, она кто?
7. В каком месяце родилась Т.Петухова?
8. У кого 45 платьев?
9. Что это за «фонари» на снежных ветках?
10. Воробей хвастался: «Я отважный…, переплыл весть океан»
11. Что не хотел есть котик Мусик?
12. Каким гребнем нельзя причесаться?
13. «Лохматый подарок» маме на 8 марта.
14. Какой был нос у снеговика?
15. «После долгой стирки появились дырки, и пришлось на пятке ставить по…»



Подведение итогов:
Молодцы, ребята, вы были очень внимательны! Сегодня мы с вами почитали добрые и веселые стихи вологодской писательницы Татьяны Петуховой.
- Ребята, что вам было особенно интересно?
- Какие стихи вам понравились и почему?
- Чему учат стихи Т.Петуховой?
Из аннотации к книге «Доброе слово»: «Стихи вологодской поэтессы Татьяны Петуховой – о детях и для детей. Добрые, озорные, веселые, они учат добру, трудолюбию, открывают детям двери в мир сложных и бесконечно интересных человеческих взаимоотношений».
Ребята, вы можете прийти в библиотеку и почитать книги Т.Л.Петуховой.
До свидания, ребята! До новых встреч в библиотеке!

Использованная литература:
1. Армеева В.И., Армеева И.А. Доброе слово. Книга по литературному краеведению для внеклассного чтения в начальной школе. – Москва: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
2. Петухова Т.Л. Бабушкины сказки: стихи для детей / Т.Петухова; худ. И.Яблокова. – Вологда: ИП Киселев А.В., 2011.
3. Петухова Т.Л. Дивное царство: стихи для детей / Т.Петухова; худ. И.Яблокова. – Вологда: ИП Киселев А.В., 2011.
4. Петухова Т.Л. Доброе слово: стихи для детей / Т.Петухова; худ. О.Бороздина. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1990.
5. Петухова Т.Л. Лохматый подарок: стихи для детей / Т.Петухова; худ. И.Яблокова. – Вологда: ООО ПФ «Полиграф-Книга», 2007.

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для учащихся начальных классов «Книги, приносящие радость» Библиотечный урок для учащихся 2 класса Библиотечный урок для учащихся 4-6 класса «Окружающий мир» Сценарий «Сказка украинская» для детей 5-8 лет с презентацией
Мероприятие по Джанни Родари в библиотеке для детей 1-2 класса с презентацией
Опубликовано: 941 день назад (26 апреля 2022)
Просмотров: 1714
Рубрика: Сценарии
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!