Исследовательская работа «Живой Огонек»
Авторы: Фридрих Дима, Отмахова Даша, Заховаева Лиза
Руководитель: Антонова Мария Васильевна Обоснование выбора темы
В нашей группе много комнатных растений. Мы любим, наблюдать и ухаживать за ними.
Мы с ребятами ухаживали за бальзамином, и у нас возник вопрос – бальзамин живой или нет.
Мы решили найти информацию о бальзамине дома с родителями. А в группе провести опыты, чтобы понять бальзамин живым или нет.
Цель:
выявить, является ли бальзамин живым объектом природы.
Задачи:
Собрать и изучить информацию о бальзамине.
Научиться проводить опыты с бальзамином, чтобы узнать есть ли у растения признаки живого объекта природы.
Гипотеза: мы предположили, что бальзамин живой объект природы.
Объект исследования: комнатное растение бальзамин.
Методы исследования: поиск информации о бальзамине; просмотр иллюстраций; опыты; наблюдение.
Содержание работы
Сбор информации о бальзамине
Из опроса взрослых и книги [3] мы узнали, что в природе растение растет в тропических лесах Южной Америки, Африки и Азии. В природе бальзамин растет большими кустами, цветы бывают разного цвета, он любит влагу и свет. В народе имеет много названий - «Ванька мокрый», «Недотрога», «Огонек» и другие. Мы предположили, что бальзамин – живой и решили это проверить при помощи опытов. Завели календарь, чтобы записывать результаты наблюдений.
Опыты с бальзамином, мы стали проводить, используя схему «Признаки живого».
Описание опытов
«Растет ли бальзамин?»
Я предположила, что если бальзамин будет расти, и у него появятся новые листочки, то его можно считать живым объектом.
Я измерила при помощи линейки высоту растения от земли до верхнего листочка. Записали высоту растения в таблицу календаря. И на самый последний листочек наклеила метку - небольшой красный кружок. Поставила растение на окно. Через 5 дней заметила, что листочек с меткой подрос. Я наблюдала за растением дальше, ухаживала за ним – рыхлила землю и обильно поливала растение. На 9 день увидела, что выше листика с меткой, появился еще один маленький листик, а помеченный листочек стал больше. Измерила при помощи веревочки и линейки высоту растения . Записали в таблицу, сравнили числа, и увидели, что за 8 дней растение выросло на 0,5 сантиметра.
Вывод: наблюдая за растением, я убедилась, что если за бальзамином правильно ухаживать, то он растет, у него появляются новые листочки, а старые листочки становятся больше. Этим опытом я доказала первый признак живого.
«Может ли дышит бальзамин листьями?»[1], [2].
Мы рассмотрели картинку – лист под микроскопом и узнали, что на листочке расположены мелкие отверстия, через которые проходит воздух. Сначала я решила с помощью трубочки для сока, проверить, как растение дышит. Я подула в нее – воздух через трубочку выдулся. Затем я залепила трубочку внизу вазелином, стала дуть в трубочку - воздух не выдувался, потому что отверстие было закрыто вазелином . Потом мы взяли бальзамин в горшке, и решили проверить дышит бальзамин листьями или нет .
Я пометили ниточками два листочка, намазала толстым слоем вазелина листочек с красной ниточкой – снизу . А листочек с синей ниткой – сверху. На следующий день листик с красной ниткой стал немного светлее . Через три дня этот же листок начал желтеть, скручиваться, а второй - не изменился . Через 4 дня листик с красной ниткой пожелтел и оторвался от растения. Листик с синей ниткой не изменился.
Вывод:проведя эти опыты, я убедилась, что бальзамин дышит листьям. Вазелин не пропускал
воздух, листик не мог дышать и погиб.
«Как бальзамин пьет воду?» [2]
Из книги [3] и интернета мы узнали, что растение берет питательные вещества из земли с помощью воды. И я решила это проверить. Я предположила, что вода из земли поднимается ко всем частям растения. Сначала я взяла бинт и опустила его в блюдце с подкрашенной водой и наблюдала, как окрашенная вода продвигается по ниточкам бинта и окрашивает его в красный цвет. За 30 минут весь бинт стал красным, и вода стекала по нему в поднос. Затем я взяла черенок бальзамина, поместила в стаканчик с подкрашенной водой и наблюдала за растением. Три дня растение не изменялось. На четвертый день утром, увидела, что стебель и листья бальзамина стали красного цвета.
Вывод:я увидела, что вода вместе с красителем поднялась во все части растения. Так и из земли вода вместе с веществами попадает во все части бальзамина, растение питается. Значит бальзамин – пьет, опытом я доказала третий признак живого.
«Можно ли размножать бальзамин черенками?»
Чтобы проверить, можно ли размножать бальзамин черенками нам принесли 3 черенка бальзамина. В первый день я поставили их в стакан с водой. На 8 день, когда у черенков появились корни, я посадил черенки в горшок с землей, полил их водой и поставил недалеко от окна. На 9 день листочки у растения были подняты. На 12 день - черенки прижились.
Вывод: срезанные черенки прижились. Значит, бальзамин можно размножать черенками.
Этим опытом я доказал, четвертый признак живого – живые объекты могут размножаться.
Выводы
Мы узнали, что на родине – в Африке, Америке и Азии, бальзамин растет в тропических лесах. У бальзамина есть корень, стебель, листья, цветы. Бальзамин имеет много названий: «Ванька - мокрый», «Огонек», «Недотрога».
Собрав и изучив информацию о бальзамине, мы пришли к выводу, что бальзамин влаголюбивое и светолюбивое растение, боится прямых солнечных лучей, неприхотлив в уходе.
Проведя опыты с бальзамином, рассмотрев записи в календаре наблюдений, мы убедились, что бальзамин растет, дышит, питается и размножается, то есть имеет все признаки живого, значит, он является живым объектом природы.
Наша гипотеза полностью подтвердилась.
Список литературы:
1. Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования» «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014
2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» «ТЦ СФЕРА»2010
3. Чуб В., Лезина К. «Все о комнатных растениях» ЭКСМО – Пресс, 2002
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: Зачем растению корень?
Экспериментальная деятельность в детском саду. Старшая-подготовительная группа
Исследовательская работа для дошкольников 6-7 лет в детском саду. Саратовская гармоника
Исследовательская работа в детском саду. Старшая группа