Формирование пространственных ориентировок у детей 4-го года жизни
Дидактические игры для детей 3-5 лет
Автор: Комова Мария Викторовна, воспитатель ГБОУ СОШ № 1912, Москва, Зеленоград
Описание материала: Материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольного возраста, а так же родителям, воспитывающим детей 3-5 лет. Игры применяются как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от нее время, на прогулке.
Цель: Формирование умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: Учить детей различать и называть части тела, лица, дифференцировать правую и левую руки, ориентироваться в направлениях
внизу-вверху, сзади-спереди, слева-справа, активизировать в их речи некоторые «пространственные» предлоги (под, за на, с, около, рядом).
1. Игра «Что изменилось?»
Цель: показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот.
Игра проводится с набором игрушек и лесенки. Игрушки выстраиваются друг за другом на верхней ступеньке. Сначала с детьми выясняем, кто с кем рядом стоит, затем меняем положение игрушек. Дети отвечают на вопросы воспитателя: «Что изменилось?»
Вопросы к детям: Кто стоит внизу, наверху, рядом? Кто справа от утенка. Кто слева от зайчика?
Детям было предложено закрыть глаза
Что изменилось? «Зайка спрыгнул с лесенки вниз» (Боря)
2. Игра-занятие «Где мишка искал свой мяч?»
Место действий мишки ограничено. Дидактическим материалом служит кукольная мебель (стол, стулья, диван, кровать, шкаф, тумбочка), ростовая кукла - мишка и мяч.
Программное содержание: Привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами. Активизировать в их речи некоторые «пространственные» предлоги
(под, за на, с, около, рядом). Учить детей изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов
(на стуле, под стулом, около стула и т.п.).
Ход занятия:
В гости к детям приходит Мишка.
Воспитатель говорит детям, что мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает
под кровать,
под стол,
под шкаф,
под диван,
под стул, он ищет мяч
за диваном,
за шкафом, он заглядывает
в шкаф и
в тумбочку; затем
на шкаф и, наконец находит мяч
в корзине.
Во время поисков мяча воспитатель разговаривает с детьми. Обращается с вопросами:
«Куда теперь пошел мишка?», «Что он делает?», «Почему он наклонился?», «Где он сейчас ищет мяч?». Исправляет неточности в речи детей, предлагает всем вместе сказать, где мишка ищет мяч.
Затем детям предложили поиграть с мишкой в прятки: «Теперь вы сами будете прятать игрушки в разные места комнаты. А искать будет мишка. Подумайте, куда бы вы хотели спрятать вою игрушку». Воспитатель предлагает каждому сказать, куда он хочет спрятать свою игрушку, а потом спрятать ее. Игрушки спрятаны, мишка начинает искать. Дети внимательно следят за его действиями, с удовольствием отвечают на вопросы о том, где он нашел игрушку.
3. Игра-занятие «Найди игрушку»
В отсутствие детей воспитатель пряет игрушки в доступные для детей места групповой комнаты и затем предлагает найти их. «Каждый найдет только одну игрушку. Обязательно запомните, где вы найдете свою игрушку, и потом расскажите об этом всем детям». Дети с интересом начинают отыскивают спрятанные игрушки. Когда игрушки найдены, воспитатель предлагает детям рассказать, где они были спрятаны.
Другой вариант игры. Один из детей закрывает глаза, остальные прячут игрушку на стол, под стол, на шкаф. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку. Найдя ее, он объясняет, где игрушка находилась.
4. «Где твои руки?» Задание: спрятать руки за спину. Воспитатель сначала отгадывает, где правая рука у ребенка, где левая, а затем предлагает одному (или нескольким детям) показать свои руки и назвать их.
5. «Где игрушка?» Задание: спрятать игрушку в ладошку. Задача воспитателя отгадать, в какой она руке — в правой или в левой. Затем он предлагает детям поочередно показать руки — правую и левую, назвать их, сказать, в какой руке спрятана игрушка.
6. «Возьми флажок». Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая рука правая (левая), и взять в нее флажок; переложить флажок в другую руку, поднять руку вверх, помахать флажком и вновь переложить в правую. Или: синий флажок (ленточка) в правой руке, желтый — в левой. Задание: поменять флажки местами. После этого педагог спрашивает: «Какого цвета флажок? В какой он руке?».
Игра «Возьми флажок» проводилась с детьми по подгруппам
Помашем левой рукой, а теперь правой
7. «Переложи каштаны в другую руку». Несколько каштанов (5—6) следует по одному перекладывать из одной руки в другую. В процессе выполнения задания ребенок различает свои руки, обозначает их. Одновременно, дети закрепляют понятия «один» и «много».
Игровые ситуации для поддержания интереса к занятию и создания положительного эмоционального настроя
Цель: дифференциация пространственного расположения частей тела (руки, ноги, глаза, уши)
Материал: ростовая кукла «Мишка»; красный, синий кружочки по числу детей группы.
Ход занятия:
Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь? Давайте посмотрим кто там? К нам в гости пришел Мишка. Он хочет посмотреть, как мы с вами будем заниматься. Дети садятся на ковер. Ребята, покажите, пожалуйста, мне правую руку, а теперь левую. Надя, покажи мне правую руку, Никита – левую… В правую руку возьмите красный кружок, поднимите руку вверх и покажите кружок Мишке. А теперь в левую руку возьмите синий кружок. Покажите кружок Мишке. Мишка хочет спросить у Сережи, что он держит в правой руке. В какой руке у Димы синий кружок? А теперь давайте поиграем.
Ребята встаньте на небольшом расстоянии друг от друга. Опустите руки вниз.
Теперь правую руку поднимите вверх, левая – внизу. Теперь руки вытяните вперед, правую руку отвести направо, левую – налево, опустите руки. Правой рукой дотроньтесь до правого колена, левой – до левого. Похлопайте себя по коленкам. Молодцы!
А теперь мы с вами плывем на корабле и решили посмотреть в подзорную трубу. Приложили сначала трубу к правому глазу, а потом к левому.
Буратино услышал в чулане шорох. Он прислушался, приложив руку сначала к правому уху, а потом к левому.
А теперь мы станем аистами. Поднимем правую ногу и постоим на левой ноге. «Аист ходит по болоту, аист ищет бегемота». Поменяем ноги, теперь будем стоять на правой ноге, а левую ногу поднимем.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра по сенсорике для детского сада
Игры-забавы для средней группы
Игра для детского сада "Семейные хлопоты"
Игра развлечение для детей средней группы
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет
Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет
Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»