Из опыта работы воспитателя ДОУ по профориентации дошкольников "Все профессии важны, все профессии нужны"
С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Изучение истории проблемы показывает, что профессиональную ориентацию подрастающего поколения как общественную потребность и как педагогическую проблему рассматривали, в основном, в связи с анализом исторического процесса развития производственных отношений, разделения труда, возникновением профессий на различных этапах. Педагоги-теоретики рассматривали профориентацию с позиции пригодности человека к той или иной профессии.
Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, которая может явиться особым способом руководства развитием ребенка в ходе организации его возрастного развития, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей его «образа - Я».
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
Таким образом, назрела потребность в совершенствовании деятельности воспитателя в области ознакомления детей с профессиями взрослых, что мы и попытались сделать на базе нашего детского сада. Была создана творческая группа по разработке программы «Формирование предпосылок профессиональной деятельности у детей дошкольного возраста ».
Целью нашей работы является формирование предпосылок представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста. Данную цель мы стали решать через следующие
задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
• создать предметно-развивающую среду;
• развивать интерес к профессиям родителей и профессиям ближайшего окружения;
• научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;
• сформировать у детей добросовестное отношение к труду;
• воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Принципы, лежащие в основе работы:
*Доступность:
-учет возрастных особенностей детей;
-адаптированность материала возрасту.
*
Систематичность и последовательность:
- постоянная подача материала от простого к сложному;
-частое повторение усвоенных правил и норм.
*Наглядность:
- учет особенностей мышления.
*Динамичность:
- интеграция в разные виды деятельности
Предпрофильное развитие детей в нашем детском саду осуществляется по трем направлениям:
1. Ознакомление с миром профессий,
2. Труд и самообслуживание,
3. Самостоятельная практикоориентированная деятельность детей.
Для ознакомления детей с профессиями мы выбрали 3 популярных ( артист, продавец, пожарный) и 3 непопулярных (кулинар, библиотекарь, моряк).
Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы:
1. Экскурсии и ответный визит специалистов в детский сад.
2. Беседы с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.
3. Чтение и обыгрывание стихов, рассказов о профессиях
4. Дидактические и Сюжетно Ролевые игры
5. Выставки рисунков, создания фотоальбома профессий
6. Просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях.
7. Создание музея профессий.
8. Непосредственная образовательная деятельность
9. Совместная деятельность с детьми
10. Самостоятельная деятельность детей
11. Взаимодействие с семьей •
12. Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях •
13. Составление рассказов по картинам.
Мы ожидали получить следующие результаты:
1. Сформированность у детей представлений о мире профессий.
2. Сформированность ранних профориентационных склонностей.
3. Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность.
4. Появление новых слов в активном и расширение пассивного словарях.
5. Развитие творческих способностей
В результате проведённой работы, мы увидели, что та система НОД и формы работы, которые были подобранны, показали свою эффективность. Мы не можем предполагать, выберут ли они эти профессии в будущем, но мы постарались развивать интерес к профессиям родителей и профессиям ближайшего окружения и сформировать умения детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям.
На творческом совете, решили продолжать работу по данной проблеме, так как увидели в этом заинтересованность родителей, детей и самих педагогов.
Рекомендуем посмотреть:
Что? Где? Когда? в детском саду по теме Безопасность
Ранняя профориентация дошкольников с нарушением речи