Из опыта работы воспитателя ДОУ. Город мастеров, ранняя профориентация дошкольников с ТНР
Автор: Яшкина Светлана Ивановна, воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №203 «Алиса», г.Тольятти, Самарская область
Доклад из опыта работы на тему: «Использование игр В.В.Воскобовича в социально-коммуникативном развитии и ранней профориентации дошкольников с ТНР»
Не секрет, что дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные затруднения в формировании социально-коммуникативных навыков. Им сложно первыми вступать в диалог, правильно распознавать эмоциональное состояние партнера по общению, выбирать необходимую линию поведения, выполнять упражнения связанные с речевыми заданиями.
Учитывая все эти особенности, мы разработали долгосрочный проект под названием «Город мастеров» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Суть проекта состоит в том, что в игровой форме дети знакомились с различными профессиями, могли, так сказать, примерить на себе трудовые функции взрослых и оказывались в специально смоделированных речевых ситуациях позволяющих упражняться в навыках общения со сверстниками, со взрослыми и даже с детьми младшего возраста.
Эффективным средством достижения цели послужил комплекс игр и пособий В.В.Воскобовича.
Познакомлю вас подробнее с некоторыми играми и речевыми ситуациями!
На станции «Экскурсионная» нашего «Города мастеров» дети мастерили автомобили на МиниЛарчиках с помощью Разноцветных верёвочек, Разноцветных кружков и Разноцветных квадратов.
Затем в роли экскурсоводов дети вступали в диалог со взрослыми: приглашали взрослых на выставку автомобилей и презентовали их.
Дети упражнялись в употреблении в диалоге фраз речевого этикета: слова приветствия:
здравствуйте, добрый день, приветствую вас на выставке; слова приглашения:
я приглашаю вас, разрешите пригласить, хочу рассказать вам, хотите ли вы узнать… слова благодарности:
спасибо, что послушали мой рассказ, благодарю вас…, слова приглашающие к диалогу:
есть ли у вас вопросы, что вы ещё хотите узнать, понравилось ли вам на выставке…
На станции «Театральная» дети, в роли гримёров используя игру «Волшебная восьмёрка» и считалку «Эники-Бэники-Ели-Вареники…» смешивали краски и делали эскизы грима для клоунов. Работали дети в паре. Им нужно было обсудить порядок выполнения задания и выбрать модель взаимодействия (последовательную или параллельную), договориться о том, кто читает считалку, кто работает с краской. Дети упражнялись в употреблении в речи таких фраз как:
я предлагаю…, давай будем делать так…, а может быть мы сначала … В умении оценивать работу сверстника:
ты молодец, у тебя всё получилось, ты справился.. или: не переживай, я тебе помогу.. ты вот здесь ошибся, но вместе мы всё исправим… И в умении выражать благодарность:
мне понравилось работать с тобой; мне было интересно вместе; спасибо, без тебя я бы не справился…
На станции «Космическая» будущие космоконструкторы строили ракеты и летательные аппараты с помощью Эталонного конструктора и игры «Слепой строитель», так мы её называем. Дети сидят напротив друг друга, между ними ширма. Один ребёнок заказчик, другой строитель. У заказчика есть схема постройки, она может быть как чёрно-белой, так и цветной. Он диктует строителю последовательность действий:
возьми большой прямоугольник и поставь его в середине снизу, теперь возьми маленький квадрат и поставь его слева от прямоугольника…. Строитель выполняет команды заказчика и если ему что-то не ясно, может задавать вопросы:
какой стороной поставить прямоугольник, длинной или короткой, какого цвета треугольник… В этой ситуации дети учатся вести диалог: внимательно слушать, задавать вопросы, обращаться с просьбой:
повтори ещё раз, давай начнём сначала, подожди, я ещё не сделал…. Эта игра универсальна, можно строить любые конструкции на разные лексические темы. Так, на станции «Архитектурная» дети строили различные здания. На станции «Автозаводская» собирали кузов автомобиля, на станции «Армейская» - смотровую вышку.
А будущие космические штурманы прокладывали маршруты на МиниЛарчиках с помощью Разноцветных верёвочек и «обсуждали с командованием» самые безопасные пути достижения космической цели, используя такие фразы как:
я принял решение, я считаю, мне кажется, я уверен…
Не менее интересные события происходили на станции «Детский сад»! Здесь дети смогли побывать в роли воспитателя и логопеда и пообщаться с детьми младшего возраста.
Так, юные воспитатели познакомили малышей с конструктором Чудо-Соты и помогли им собрать по схеме животное, а затем, используя графический тренажёр Игровизор и мнемотаблицу, сочинили про это животное загадку. Старшие дети задавали вопросы малышам и зарисовывали ответы в мнемотаблицу. Например,
где живёт заяц? Кто ещё живёт в лесу? Что ест заяц? Кто ещё ест морковку? Если малыш затруднялся, подбадривали его:
подумай ещё, у тебя получится, если он трусишка, значит он всего…. Предлагали свои варианты:
может быть это…, давай нарисуем….
Зачитывали получившуюся загадку малышу:
хочешь послушать, что у нас получилось? Давай я тебе почитаю, а ты послушаешь. Уточняли: тебе понравилось..., хорошая загадка у нас получилась…, мы справились?
А затем вместе с малышом загадывали получившуюся загадку взрослым, используя слова обращения:
будьте добры, будьте любезны, не могли бы Вы, не хотите ли Вы отгадать нашу загадку? И хвалили тех, кто отгадал.
А юные логопеды в интерактивной песочнице с помощью Нетающих льдинок собирали с малышами по схеме подарки Гусенице Фифе и упражняли малышей в подборе слов-действий.
Посмотри, кто у нас получился? Что он умеет делать?
А так же развивали у малышей чувство ритма с помощью Волшебной восьмёрки Ларчик на плоскости Теремков Ларчик.
Сколько палочек? Хлопни столько раз! Если малыши затруднялись, помогали им:
повтори за мной, делай как я, давай делать вместе. Хвалили за выполненное задание:
правильно, отлично, замечательно, ты – молодец, умница, ты справился!
Для того чтобы у юных профессионалов был стимул освоить те или иные трудовые функции, каждому ребёнку, участвовавшему в проекте, выдавалась Трудовая книжка. После посещения определённой станции и участия в той или иной игре, дети получали печать в Трудовую книжку и зарисовывали символ профессии, которую освоили.
В итоге, по завершению проекта «Город мастеров», дети стали более уверенно вступать в диалог, используя различные речевые конструкции, познакомились с различными профессиями, инструментами и трудовыми функциями взрослых. Значительно расширился словарный запас детей и повысился уровень культуры речи. А также мы зафиксировали огромный скачок в развитии творческих способностей у воспитанников благодаря активному использованию игр и пособий В.В.Воскобовича.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром профессий
Занятие по лексической теме "Профессии". Старшая группа
Викторина для детей подготовительной группы детского сада «В мире профессий». Конспект
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с профессиями взрослых
Похожие статьи:
Стихи о профессиях для детей дошкольного возраста. Старшая группа
Беседа о медицинских работниках с детьми подготовительной группы
Конспект занятия в средней группе. Врач - стоматолог
Конспект занятия в средней группе «Профессия повар»
Конспект занятия в старшей группе. Кто нас лечит