Речевой материал для автоматизации звука "С" у детей дошкольного возраста. Чистоговорки и стихи
Цель: автоматизация звука "С" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "С" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "С". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.
Содержание
Чистоговорки на звук "С" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Укусила нас оса", ребенок - "Са-са-са"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "СУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.
Со-со-со - у Сони колесо.
Са-са-са - вот летит оса.
Су-су-су - лесу увидели лису.
Сы-сы-сы - у сома усы.
Сэ-сэ-сэ - рядом с садом есть шоссе.
Со-со-со - сдулось колесо.
Са-са-са - у Сони коса.
Са-са-са - в лесу оса.
Сы-сы-сы - у Сани бусы.
Сы-сы-сы - тикают часы.
Су-су-су - видел я осу.
Су-су-су - сумку я несу.
Су-су-су - ягоды в лесу.
Са-са-са - под кустом сидит лиса.
Су-су-су - грибы выросли в лесу.
Сы-сы-сы - на стене висят часы.
Ос-ос-ос - на поляне много ос.
Ус-ус-ус - мы несем домой арбуз.
Ас-ас-ас - пили мы из кружки квас.
Ыс-ыс-ыс - мы пошли гулять на мыс.
Ас-ас-ас - у Сони ананас.
Ас-ас-ас - у нас дома квас.
Ус-ус-ус - у Сони кактус.
Ус-ус-ус - у Сони много бус.
Ус-ус-ус - у Сани новый автобус.
Ис-ис-ис - в лесу много лис.
Ас-ас-ас - мы пили квас у нас.
Ос-ос-ос - у Сани пес.
Ост-ост-ост - синий мост.
Аска-аска-аска - Сонина маска.
Сты-сты-сты - новые мосты.
Ост-ост-ост - пушистый хвост.
Сту-сту-сту - Соня на мосту.
Сты-сты-сты - красивые кусты.
Сно-сно-сно - все очень вкусно.
Сну-сну-сну - встречай весну.
Сна-сна-сна - высокая сосна.
Аска-аска-аска - интересная сказка.
А вот несколько чистоговорок-стихотворений
ОСА
Са-са-са - полосатая оса.
Су-су-су - не поймать в саду осу.
Сы-сы-сы - есть ли у осы усы?
ЛИСА
Са-са-са - будет в доме жить лиса.
Сы-сы-сы - дом просторны у лисы.
Су-су-су - дом порадует лису.
РОСА
Са-са-са - на траве блестит роса.
Су-су-су - пьет жучок в саду росу.
Сы-сы-сы - вышло солнце - нет росы.
АНАНАС
Ас-ас-ас - купил Саня ананас.
Ус-ус-ус - сладок ананас на вкус.
Ос-ос-ос - прилетела сотня ос.
СМОРОДИНА
Сна-сна-сна - в саду ягода красна.
Сна-сна-сна - как смородина вкусна.
Сну-сну-сну - вот наемся и усну.
Сны-сны-сны - снятся сладкие мне сны.
На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "С". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.
Тарас поехал на покос,
Оттуда вез он сена воз.
Слава съел салат капустный,
Был салат капустный вкусный.
Пес Барбос совсем раскис,
Дам ему ирис "Кис-кис".
Идут леском
Гусак с гусаком.
Глядят свысока
Гусак на гусака.
Соня, погляди в окно,
Сколько снегу нанесло!
И в лесу, и в саду
Сосны, ели - все в снегу.
На санках Соня с Саней,
Едут санки погоняя.
Санки скок, Саню в бок,
Соня бух в сугроб.
Сидел сугроб в лесу на пне
И грустно думал о весне:
- Весна наступит, а весной
Сугроб становится одой.
Сто столичных мастеров
Смастерили сто столов.
Сто столов сосновых
Для семи столовых.
На листке блестит роса,
Словно грустная слеза.
Здесь с утра оса грустила
И слезинку позабыла.
В сумке я сухарь несу.
Я несу сухарик псу.
Пес сухарик покусает
И со мною поиграет.
На сосне сидит сова,
Говорит сова слова:
"Со стола совенок слез",
Все слова не букву "ЭС".
Рекомендуем посмотреть:
Наглядные игровые пособия для детей дошкольников 5-6 лет с использованием ИКТ
Логопедическое занятие в старшей группе детского сада. Автоматизация звука [с] в слогах
Автоматизация звука Сь в словах и предложениях. Речевой материал
Конспект логопедического занятия на зимнюю тему по автоматизации звука [С] со стечением согласных зв