Конспект игрового занятия по патриотическому воспитанию на тему: «Донецк - городок - России уголок».
Автор: учитель-дефектолог Гацко Марина Анатольевна МБДОУ №4 компенсирующего вида, город Донецк, Ростовская область.
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы с нарушением зрения. Это конспект познавательного, игрового занятия, направленный на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, к своему городу, Донскому краю (проводится в рамках тематической недели).
Данный материал будет полезен учителям-дефектологам, воспитателям и другим специалистам ДОУ.
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю посредством игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные: Формировать систему знаний об историческом прошлом города Донецка; закрепить знания отличительных символов, умение моделировать герб города, соотносить его элементы с соответствующими промышленными объектами города Донецка.
Развивающие: Способствовать развитию творческого и игрового потенциала детей, стимулировать его, используя загадки, поэзию, игровую атрибутику, создавая соответствующие условия для игры.
Коррекционные: Учить пользоваться сохранными анализаторами, обследовать предметы с их помощью, развивать мелкую моторику, двигательно-кинетическую память, ориентировку в микро и макро, пространстве, зрительное внимание.
Речевые: Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, активизируя в речи слова-термины: археолог, эксперт, артефакты.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному городу и краю.
Предварительная работа: Знакомство с гербом города Донецка, аппликация, моделирование его. Проведение смотра-конкурса на лучший герб семьи. Создание фотоальбома «Мой любимый Донецк». Беседы с детьми об археологии, о специфике работы археологов, экспертов. Просматривание видеофильма об археологах, иллюстраций. Экскурсия в музей казачества, изучение быта и обычаев донских казаков.
Оборудование и материал: Космопроектор - телевизор, со звуковыми и световыми эффектами, изображение герба города Донецка, фонограммы: песни « С чего начинается Родина », диалога с родным краем (автор Мария Алейник), видеофильм о Донском крае и достопримечательностях города Донецка.
Ход занятия:
На экране «космопректора» (телевизора) появляется неопознанный объект, звучит сигнал бедствия…
Воспитатель: Дети, мне кажется, что кому-то нужна наша помощь. Ой, а это кто? (На экране появляется инопланетянин-игровой персонаж).
Инопланетянин: Я, житель планеты «Будущего», лечу на родину космонавта Юрия Усачева, но я затерялся среди Галактик. (Юрий Усачев родился и вырос в городе Донецке Ростовской области). Отличительный символ города, в который мне нужно попасть размыло космическим дождем. Мне нужна ваша помощь!
Воспитатель: Ребята, вы узнали этот отличительный символ? Я думаю, мы сможем ему помочь. Правда?
Дети узнают герб города Донецка и соглашаются помочь космическому гостю.
Воспитатель: Высылайте все, что у вас есть по космофаксу.
Дети составляют герб города Донецка из частей и отсылают его обратно по космофаксу.
Голос инопланетянина: Спасибо, вы мне очень помогли, через несколько космических часов я буду у вас! Я знаю, что вы, как и все дети, любите играть, поэтому высылаю вам мой подарок. До свидания!
Воспитатель: Удачи! Достаёт подарок, посланный по космической связи.
Какая необычная коробка, вся переливается! Как же её открыть? Ребята, смотрите на ней какие-то космические знаки. Находят расшифровку этих знаков. Это загадка и её нужно отгадать, чтобы открыть коробку.
Им нужна губка, но не для мытья посуды.
Им нужна лопата, но не для работы в огороде
Им нужно сито, но не для того, чтобы сеять муку
Им нужна кисточка, но не для рисования.
Скажите кому это всё нужно и кто они? (Археологам)
Воспитатель, открывая коробку: Вы правильно отгадали. Всё, что находится в этой коробке - нужно археологам. А что изучает наука археология! Кто такие археологи?
Ответы детей.
Воспитатель: Интересная эта профессия. Мы с вами потом, непременно поиграем в археологов. Спасибо космическому гостю за подарок!
Далее воспитатель рассказывает легенду: «Уехал, будто казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце.…Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему казак решил вернуться домой?
Что ему напомнил запах чабреца?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, он напомнил ему родной край. Как называется наш край? (Донской).
На экране космопроектора появляется видеофильм о Донском крае, далее
диалог детей с родным краем (звучит фонограмма )
-Чем же ты славишься, край наш родимый,
Может, ответишь детям своим ты?
-Волей казачьей, мёдом пчелиным,
Горькой полынью, сказаньем былинным.
Солнцем палящим, цветущей травою,
Птицей, парящею над головою.
Вольными ветрами, тайной курганов,
Что хранят славу о битвах с врагами.
Речкой журчащей, криком утиным,
Что расстаются с краем родимым.
Шелестом листьев ивы плакучей,
Славой великою, силой могучей!
Песнею звонкой, что в сердце поётся!
-И всё это родиной, значит, зовётся?
-Ваша я, дети, сторонка родная!
Родина больше, очень большая!
Но здесь, на груди моей ваше начало!
Здесь сердце впервые у вас застучало!
Здесь первое слово своё вы сказали,
И первый свой шаг вы по мне прошагали.
Вам ветры мои колыбели качали,
И волосы в косы потом заплетали.
Вас солнце моё словно мама ласкало.
Вы помните, дети! Здесь ваше начало!
-Мы сделаем всё для тебя, край родимый!
Чтоб стал ты богатым и очень красивым.
Вот-вот подрастём мы и будем учиться,
Чтоб мог ты сынами своими гордиться!
Исполнятся наши любые мечты!
Но помнить клянёмся, что родина - ты!
Дети, положа руку на сердце: «Клянемся! Клянемся!»
Воспитатель: Родина бывает разная, но у всех она - одна!
Поверьте, нет ничего прекраснее, той клятвы, вами что дана!
Пусть вырастите вы и адрес поменяете.
В далекой может, будете вы стороне.
Я верю, этой клятве не измените,
Что в детстве дали вы Родной земле!
Звучит фонограмма песни « С чего начинается Родина », дети дарят гостям холщовые мешочки с травами Донского края.
Сюжетно-ролевая игра «Археологи» проводится во вторую половину дня.
Оборудование и атрибуты для игры: ящик с песком, в котором спрятаны артефакты разных времен, перчатки, кисточки разного размера, совочки, сито, губки поролоновые, ящики для находок, белые халаты, лупы, микроскопы, образцы экспонатов, фотоаппарат, микрофон, папка для документов.
Воспитатель, доставая коробку с атрибутами для сюжетно-ролевой игры «Археологи», тем самым активизирует внимание детей:
События давно минувших дней
Узнаем мы из недр земли своей.
Её до нас, как правду донесут
Те, кто раскопки там и тут ведут!
Давайте вспомним: о ком эти строки? ( Ответы детей)
Воспитатель: Верно, об археологах! Ребята, вы не забыли о нашем подарке? (Открывает коробку). Давайте с вами поиграем! Атрибуты у нас уже есть, а что еще нужно нам сделать?
Ответ детей: Распределить роли.
Воспитатель: Давайте с вами договоримся о том, какие роли будут у нас с вами задействованы в игре?
Дети перечисляют роли: археологи, эксперты, руководитель экспедиции,
фоторепортер.
Воспитатель: Кого вы предлагаете на роли: археологов, экспертов ? …(идет распределение ролей)
Воспитатель: Чем у нас будут заниматься археологи?
( Проводить раскопки, находить артефакты…)
Воспитатель: Что входит в обязанности руководителя экспедиции?
(Следить за соблюдением правил техники безопасности, руководить работой археологов, поддерживать связь с экспертной группой)
Воспитатель: А чем будут заняты эксперты?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, они будут восстанавливать артефакты, рассказывать нам о времени их происхождения.
Воспитатель: У нас еще задействована роль фоторепортера. Какие игровые действия будет выполнять он?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, он будет фотографировать находки археологов и вести фоторепортаж с места событий.
Воспитатель: Теперь, возьмите всю атрибутику, которая вам будет нужна в игре.
Начинается сюжетно-ролевая игра.
По ее окончании, воспитатель подводит итог мероприятиям дня.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля
Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине
Работа дефектолога в специализированном детском саду