Автор: Медведева Марина Анатольевна
Статья будет полезна музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
«Право» и «лево» в танце детей дошкольного возраста – проблема?
Порой приходится слышать, как взрослый на музыкальных занятиях требует от ребенка-дошкольника определить правую руку: «Вспомни, какой рукой ты ешь?». Но ребенок не может понять, что от него требуют, ведь в группе он ест той рукой, которая ближе к шкафчику (окну, доске…). А здесь в зале все совсем по-другому. Ребенок теряется и, боясь ошибиться, ошибается еще больше…
Как же научить детей легко, без напряжения, определять нужную сторону, ориентироваться в пространстве и в собственном теле?
Малыши все делают по образцу взрослого. Достаточно включать в занятия зеркальный показ в построении врассыпную и дети постепенно приучатся начинать движение справа вслед за взрослым. В это же время уместно использовать игрушки (покажем башмачок сначала мишке, а потом зайке). Это будет всего лишь неосознанное, неустойчивое умение.
В средней группе по-прежнему использую зеркальный показ и игровые приемы, но подчеркиваю, что мы начинаем движение с правой ножки, двигаемся в правую или левую сторону, покажем ладошки солнышку, вправо, а затем отвернемся от него, посмотрим в левую сторону. В кругу детям не акцентирую внимание на данное понятие.
В старшей группе подвожу детей к относительности понятия «право» и «лево». Предлагаю поднять правую руку и повернуться в обратную сторону. Дети обнаруживают, что сначала рука показывала в одну сторону (к солнышку, в окно…), а теперь в противоположную. Теперь мы выполняем музыкально-ритмические движения в двух направлениях. Через некоторое время добавляем еще 2 стороны (боковые стены зала). Таким образом, дети приучаются начинать движения с правой стороны, не зависимо от окружающих предметов.
Когда дети усвоят описанное выше умение, переходим к определению правой и левой стороны в положении по кругу. Для этого выбираю помощников (детей, хорошо справляющихся с определением стороны), Предлагаю им встать напротив друг друга, и выполнить танцевальное движение, например, полуприседание с поворотом, каждый в свою правую сторону. Обращаю внимание детей на то, как красиво и интересно смотрится это движение в паре, на то, что дети выполнили движение каждый в свою правую сторону, но получилось в противоположную сторону зала. Предлагаю всем желающим попробовать так потанцевать. Затем прибавляю еще две пары. Помощники стоят в кругу из 4 человек. Так же разбираем с детьми, что из этого получилось. Желающих стать помощниками становится все больше. Поощряю это желание и на следующее занятие добавляю детей в маленький круг. Выполняем движения в 2 кругах. Дети в большом кругу опираются на помощь выбранных детей.
Приходит время, когда мы выполняем движения по кругу в одном кругу без помощников, а затем и парами по кругу. При этом можно подсказать, что дети, стоящие во внешнем кругу, выставляют пятку вправо к тому ребенку, за которым только что двигались по кругу, а дети, стоящие во внутреннем кругу выполняют движение в обратном направлении. Это будет их правая сторона.
Бывают ситуации, когда срочно нужно научить детей определять правую и левую стороны или сложные ситуации, например, когда дети, стоя в кругу, должны выполнить движение правой рукой в левую сторону. Тогда можно поступить проще. Наденьте каждому ребенку «браслетик» на правую ручку – цветную круглую резинку для волос. (При этом важно, чтобы резинка не пережимала запястье маленького танцора). Ваши дети будут рады и с удовольствием выполнят сложное задание.
Таким образом, не напрягая, не утомляя детей, можно научить их двигаться непринужденно, выразительно и красиво.
Рекомендуем посмотреть:
Картотека музыкального руководителя детского сада
Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду
Особенности слуха и голоса дошкольников
Конспект занятия по ритмике в школе раннего развития. Старшая группа