Эбру как фактор актуализации творческих способностей дошкольников
Описание: Материал рассчитан на воспитателей и специалистов дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, психологов, родителей и детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Назначение: Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - Эбру, поделиться опытом работы.
Цель: Развитие творческих способностей детей. Создание ситуации успеха. Применение инновационного метода для оздоровления детей с помощью арт-терапии эбру.
Задачи:
Развивающие: развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, любознательность к новому;
- понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Образовательные:
- познакомить детей с техникой рисования на воде и её приёмами. Объяснить понятие Эбру;
- познакомить с историей появления такого способа рисования;
- учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета;
- закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться материалами для эбру.
Здравствуйте, меня зовут Минаева Марина Игоревна! Я воспитатель детского сада. Хочу поделиться с вами уникальной нетрадиционной техникой рисования - Эбру. Чтобы помочь ребенку, раскрыть творческий потенциал и заинтересовать в рисовании, педагог ищет новые решения, изучает новые техники, использует различные методы. Многие дети, особенно в средней группе, бояться рисовать из-за отсутствия знаний и технических навыков. Их-за этого ребенок теряет интерес к творчеству. Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Добиться успеха помогает аква анимация – эбру, так как в этой технике практически нельзя сделать ошибку. Также приоритетной является проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка. Мы живем в эпоху пандемии, важно сохранить эмоциональное благополучие детей. На помощь приходит внедрение инновационного метода оздоровления детей с помощью арт-терапии эбру.
Что же такое Эбру?
Древнее восточное искусство, представляющее собой рисование несмешивающимися красками на поверхности густой воды с последующим переносом на бумагу.
В основе метода Эбру – правильные, природные формы, главным образом круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму.
Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование». Предположительно искусство Эбру возникло в Индии, получило развитие в Турции и постепенно появилось в Европе (в частности, во Франции). Искусство пришло в 17 веке под названием «Турецкая бумага». Мраморная бумага пользовалась особым спросом при оформлении документов и частной переписки. Помимо эстетической функции, она имела весьма серьезное практическое значение – защищала документы от подделки.
Всего существует
7 видов техник эбру, с детьми используются 4 техники ("Фантазийное", "Баттал эбру", "Соловьиное гнездо", "Эбру шаль" - используют с детьми)
«Осветленное Эбру» - используют для создания фона, краску разводят большим количеством воды
«ФАНТАЗИЙНОЕ ЭБРУ» - в этой технике рисуют все, что придумает художник.
«БАТТАЛ ЭБРУ» - для создания этой техники краску разбрызгивают кистью на поверхность воды и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя.
«Хатип Эбру» - на поверхность воды последовательно наносят несколько капель краски так, чтобы центры каждой из них совпадали. Затем с помощью шила придают этим кругам разнообразную форму, чтобы получился цветочный орнамент.
«СОЛОВЬИНОЕ ГНЕЗДО» - краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения.
«ЭБРУ ШАЛЬ» - краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью расчески формируют рисунок, проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем поэтому же рисунку делают круговые движения шилом.
«Эбру с надписью» - одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения, высокого уровня мастерства. Вначале делается сама картинка (как фон) в технике Эбру, а затем с помощью трафарета наносится надпись.
Необходимые материалы для работы в технике эбру.
Для создания густой основы используют особый растительные компоненты -это воск из нектара растения Астралагус или экстракт гевеи, порошок корней орхидеи или экстракт морских водорослей.
Краски созданы на основе специальных цветных пигментов природного происхождения
Инструменты: кисти, шило (металлическое, деревянное); гребень (деревянный), расческа для Эбру (пластмассовая); поддон для Эбру; бумага (используются листы бумаги разных размеров, по размеру поддона)
Педагогические технологии используемые в эбру
Здоровьесберегающая технология. Техника Эбру является арт-терапией. Сам процесс направлен на релаксацию.
Традиционная (репродуктивная) технология. Акварисование не требует предварительной подготовки. Техника Эбру не позволяет рисовать по образцу. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности и выражению индивидуальности.
Технология «Коллективного обучения». Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, т.к. работа происходит в парах сменного состава, т.е. все обучают каждого и каждый всех. Активизируются межличностные отношения (ребёнок - ребёнок), которые способствуют реализации в обучении принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний.
Внедрение в дошкольное учреждение.
Занятия по рисованию в технике Эбру стоит включать в изобразительную деятельность в дошкольном учреждении. Поскольку такая работа требует развитой мелкой моторики и усидчивости, то практиковать её целесообразно со средней группы. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике Эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в создании чего-то нового своими силами. Образовательный процесс выстроен по принципу от простого к сложному; материал осваивается в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность.
Для детей рисование на воде похоже на мир фантазий, который воплощается в реальность. Каждый раз, рисуя новую картинку, они восторгаются не только чарующими изображениями, но и тем волшебным моментом, когда рисунок отразится на бумаге. Для них эта техника особенно полезна, так как она помогает развивать воображение, моторику, дисциплинирует и воспитывает терпеливость и усидчивость. Т.к. эбру настоящая арт-терапия, то нескольких минут контакта с водой хватает, чтобы ребенок выплеснул свои эмоции и отобразил свое настроение с помощью красок. С помощью воды дети учатся прислушиваться к своим желаниям, чувствуют уверенность, могут стать более раскрепощенным, а ведь это очень важно для детей, которые растут «закрытыми». В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники Эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность.
Практическое применение.
Рисунки в технике эбру я использую для оформления выставок, создание коллажей и как фон для аппликации. Поскольку каждую пятницу мы с детьми занимаемся аква анимацией, мы украсили интерьер приемной сюжетными картинами по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Успехов в работе!
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционная техника рисования на воде Эбру для детей. Мастер-класс с пошаговыми фото
Нетрадиционная техника рисования для детей "Эбру на кефире" в детском саду
Интуитивно-управляемое рисование на воде в технике Эбру с детьми пошагово с фото
Рисование в технике эбру на тему "Космос" для детей 6-12 лет пошагово с фото