Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми, имеющими ОНР, в условиях логопедической группы

Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.
Что такое здоровье? В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что с каждым годом возрастает количество детей с хроническими заболеваниями, с различными проблемами в физическом и психическом развитии. На этом фоне наблюдался и рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи.
В настоящее время увеличилось количество детей, поступающих в компенсирующие группы детей с ОНР и имеющих разнообразные вторичные диагнозы. У детей с двойным диагнозом нарушена социальная коммуникация, требуют развития психические процессы, не сформирована способность к волевым усилиям, произвольная регуляция эмоционального состояния и поведения. Так же было выявлено, что эти дети испытывают существенные трудности адаптации к условиям дошкольного учреждения, а выпускники к школьным учреждениям. Сложившаяся ситуация диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих ее изменить.
В Указе президента РФ от 01.06.2012г. №761 о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг. одним из ключевых принципов является сбережение здоровья каждого ребенка. В Указе отмечено, что в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка. Работники дошкольных учреждений призваны воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Именно дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольников. В связи с этим, наиболеее актуальным и востребованным педагогами остается включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании педагогических принципов обучения, а именно:
Принцип доступности и индивидуальности – предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному
Принцип «Не навреди» - Этот принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.
Принцип постепенного усложнения заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.
Принцип наглядности является основным в обучении движению.
Принцип единства с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении в работе с детьми используются здоровьесберегающие технологии, которые можно условно разделить на четыре категории:
-технологии медико-профилактического сопровождения;
-технологии сохранения и стимулирования здоровья.
-технологии обучения здоровому образу жизни.
-коррекционные технологии.
1.Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
-разработка рекомендаций по сохранению и укреплению детского здоровья;
-организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
-организация закаливания;
-организация профилактических мероприятий в детском саду:
- щадящий режим в период адаптации ребенка и в восстановительный период после болезни,
- витаминизация,
-иммунизация (иммунопрофилактическая гриппозная вакцинация, плановая вакцинация), -полоскание рта,
-оздоровление фитонцидами (употребление в пищу лука и чеснока, «чесночные бусы», вдыхание паров лука и чеснока),
-аромотерапия;
-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
- создание санитарно – гигиенических условий.
Контроль над состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинской сестрой. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
На основании индивидуальных медицинских карт, медсестра составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая позволяет воспитателям иметь четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности. В этой схеме медицинская сестра отражает антропометрические сведения, хронические заболевания, группу здоровья, аллергические реакции детей. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в «Паспорт здоровья ребенка».
Инструктор по физической культуре отмечает уровень физического развития ребенка.
Учитель – логопед отмечает уровень речевого развития ребенка в «Паспорте здоровья ребенка» . В сентябре каждого года после обследования детей учитель – логопед пишет логопедическое заключение, затем составляется план индивидуальной работы в который в течение года записываются достигнутые ребенком результаты.
Далее в «Паспорте здоровья ребенка» ведет работу воспитатель – на основании уже полученных данных воспитатель высчитывает индекс Пинье, на начало и конец года.
Индекс Пинье – это показатель, характеризующий тип телосложения ребенка. Рассчитывается на основании определения соотношения роста, веса и обхвата груди. Используя показатели индекса Пинье, мы делаем определенные педагогические выводы о качестве физкультурно – оздоровительной работы и смело утверждать, что дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания и оздоровления детей оставляет желать лучшего.
Расчет показателя:
Расчет индекса Пинье производится по следующей формуле:
Индекс Пинье = Рост (см) – Вес (кг) – Обхват груди (см).
Например, ваш рост составляет 111см, вес – 20 кг, обхват груди – 57 см.
Индекс Пинье = 111-20-57=34
Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.
Затем воспитатель совместно с родителями с помощью теста определяет биоритмологическую активность и темперамент ребенка. Эти показатели позволяют более широко узнать ребенка. Согласно словарю, темперамент — характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. После того как определяется тип темперамента воспитателю гораздо проще понять ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к ребенку с учетом типов темперамента и биоритмологической активности. Следит за темпом и интонацией. Они должны подходить к темпераменту ребенка, особенно если он капризничает. При общении с эмоциональными детьми нужно научиться контролировать свои собственные эмоции – проявлять терпение. Соотносить темп своих движений, с темпом движений ребенка. Если ребенок медлителен – лучше не делать торопливых резких движений.Важно не то, что вами сказано, а то, как это сказано. Одна и та же фраза может вызвать разные эмоции у детей с различным типом темперамента. Помните, что в природе почти не встречается людей с чистым (т.е. ярко выраженным одним) темпераментом. Почти всегда в одном человеке сочетаются черты разных темпераментов. Только чуткое отношение к ребенку поможет разрешить все противоречия.
2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Одним из методов оздоровления детей является утренняя гимнастика, или как еще мы говорим зарядка. Само слово говорит о том, что дети получают заряд бодрости на целый день. Поэтому дети должны получить серьезную физическую нагрузку. В своей работе мы придерживаемся норм нагрузки на зарядке для детей, в соответствии с «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ».
Занимаемся с детьми утренней гимнастикой ежедневно. В комплексы утренней гимнастики в компенсирующих группах включаются дыхательно – голосовые упражнения.
Например, комплекс утренней гимнастики начинается с такого дыхательного упражнения
И.п.-основная стойка, ноги на ширине плеч, руки внизу спина прямая, плечи опущены.
На раз вдох, на 2 выдох – на выдохе произносим, тянем долго «А – а – а!
Или :
И.п.-стоя, стопы параллельно. Поворачиваем корпус влево, оставив стопы на месте, ладони собираем в горстку и теплым выдохом дышим на рук , как будто хотим их согреть.
На выдохе произносим гласные:
Ааааааааааааааа
Оооооооооооооо
уууууууууууууу
Физкультурная минутка - динамическая пауза, которую проводят с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работы на хорошем уровне. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Ежедневно во всех возрастных группах проводится физкультминутки в середине НОД. Длительность физминутки от 1,5 до 2 минут. Физминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Каждая физминутка в логопедической группе сопровождается текстом, связанным с лексической темой. Воспитателями логопедических групп разработана картотека физминуток по каждой лексической теме.
Видео
«Минутки здоровья».
Сформировать у маленького ребёнка интерес к своему здоровью, внутреннюю активность, повысить самооценку, а также расширить кругозор позволяют «минутки здоровья». Это разнообразные упражнения, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной и мелкой моторики, речи, положительного самоощущения. Планируются такие «Минутки здоровья» в соответствии с циклограммой - ежедневно, в утренние часы по 5-7 минут, соответственно с лексической темой. Имеется картотека «Минуток здоровья».
«Минутки здоровья» включают в себя игровой закаливающий массаж и самомассаж, гимнастику здорового зрения, корригирующие упражнения для мышц спины и стопы, дыхательную гимнастику, релаксационные игры и упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения.
(Видео «Минутка здоровья» Степанова Л.И.)
Бодрящая гимнастика. Переход от сна к бодрствованию через движения. Проводится ежедневно, по мере пробуждения детей.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых окнах в режиме «проветривание» 7-15 минут. В течение года необходимо использовать различные варианты гимнастики. Чередовать комплексы бодрящей гимнастики 1 раз в две недели.
Мы ежедневно после бодрящей гимнастики проводим контрастное закаливание.
К концу дневного сна в одной из комнат группового помещения (спальне, игровой или раздевалке) температура воздуха снижается до +13; +16С. В 15 часов дети просыпаются и лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающих все группы мышц.
Затем по команде воспитателя дети встают с постели, выполняют в течение 1-1.5 минуты циклические движения умеренной интенсивности под музыку (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения) попеременно в «холодном» и «теплом» помещениях, то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну. Разница температуры в двух помещениях составляя вначале в «теплом» +21; +24С, а в «холодном» - на 3; 5С ниже, увеличивается в течение 1.5-2 месяцев до 12-15С за счет снижения температуры в «холодной» комнате. В «холодном» помещении температура - понижается за счет интенсивного проветривания, вплоть до сквозняка летом. Количество пробежек из одной комнаты в другую за время (12-15 минут) с пребыванием в каждой из них по 1-1.5 минуты составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр типа «самолетики», «перелетные птицы», «спутники планет» и др. затем ходьба по массажным дорожкам.
При контрастном воздушном закаливании неукоснительно соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодного воздействия: с минимального контраста температур в 3-4С в начале проведения процедуры до разницы 13-15С для детей 3-4 лет 15-20С для детей 5-6 лет спустя 2-3 месяца. Такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания. Видео «Буратино» Андреева М.Н.
После перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей должна быть индивидуально щадящей (гольфы или чешки, майка), а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращается вдвое.
«Дорожка здоровья» должна быть длиной не менее 7 метров, каждый пролет не менее 70см, изготовляется дорожка из различных бросовых материалов.

В работе по оздоровлению детей мы используем «Оздоровительный сон» с травяными подушками (мята, валериана, мелиса). Используются такие подушки курсом 1 раз в три месяца по 10 дней. После использования трава выкидывается, повторному использованию не подлежит. У каждого ребенка своя личная промаркированная подушка. Подушка шьется из пористой ткани, такой как ситец, хлопок и т.п. Изготовить подушки и приобрести травы нам помогли родители.
В работе по закаливанию мы используем «Обширное умывание»
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после бодрящей гимнастики и контрастного закаливания. Дети одеваются по пояс, проходят в умывальную комнату, где проводится «обширное умывание»
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
Видео
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
Наряду со всеми закаливающими мероприятиями мы используем хождение босиком по дорожкам здоровья. Это технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания, широко используется в нашем ДОУ.
Летом на площадке действует тропа здоровья, которая позволяет ходить босиком по гальке, песку, траве, сосновым шишкам, и т.п. В течение всего года мы используем дорожки здоровья как заключительную часть контрастного закаливания. Все это способствует закаливанию детского организма, профилактике плоскостопия, развитию разных физических качеств;
Одним из эффективных методов закаливания является ходьба по солевой «дорожке» здоровья по «рижскому» методу закаливания. Используем мы «Рижский» метод в холодное время года после гимнастики пробуждения. Дорожка состоит:
1. сухой коврик
2. колючий коврик (пластмассовый)
3.мокрое солевое полотенце
4.сухое полотенце
Босыми ногами, топтательными движениями дети проходят по «дорожке», затем по полу по «дорожке здоровья» и снова возвращаются на «дорожку» - 3-7 повторений. Используется 1 % раствора соли (1 пачка на ведро воды);
К эффективной водной процедуре в целях профилактики заболеваний мы относим полоскание рта прохладной водой. Учить детей полоскать горло можно уже в возрасте 2-3 лет. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает полость рта, повторив это не менее двух раз, каждый раз сплевывая. Дети в возрасте 4-6 лет, уже умеющие полоскать рот, начинают эти процедуры при температуре воды +37 - +36°С, каждые 2-3 дня температура воды снижается на 10С и доводится до комнатной температуры.
Полоскание рта проводится после каждого приема пищи. Для полоскания мы используем кружки, предназначенные для питьевого режима в группе, после проведения процедуры обрабатываются кружки и ставятся на поднос. Ответственность за подготовительные мероприятия к процедуре возлагается на младшего воспитателя. Для того чтобы выработать привычку к полосканию рта, воспитатель контролирует детей, дает рекомендации.
Релаксация - система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление). Используется в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей. Во всех возрастных группах. Мы используем спокойную классическую музыку, звуки природы. Если в группе нет детей с аллергической реакцией на запахи, используем аромотерапию. Чаще всего используем релаксационные приемы как компонент заключительной части НОД, стараемся придерживаться постепенного перехода в состояние расслабления. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с образным названием. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние т.д.
3. Технологии обучения здоровому образу жизни.
Самомассаж.
Ежедневно перед началом НОД, и во время гимнастики пробуждения мы проводим игровой массаж рук или «Массаж волшебных точек ушек», эти массажи чередуются.
«Массаж волшебных точек ушек» основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и рефлекторно связанных почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания, защиты организма от простудных заболеваний. Он доступен для детей старшего возраста. (Видео «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручками» Бунина З.Г.)
4. Коррекционные технологии.
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Учитель-логопед разучивает с ребенком артикуляционные упражнения перед зеркалом. Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику с детьми по заданию учителя-логопеда в тетради взаимосвязи.
Одной из коррекционных здоровьесберегающих технологий является психогимнастика. Психогимнастика прежде всего направлена на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в расслаблении. Дети изучают разные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.
Мы используем с целью психофизической разрядки. В нашем детском саду мы используем методику М.И.Чистяковой при проведении психогимнастики. Психогимнастика проводится 2 раза в неделю со старшего возраста по 4-5 минут, перед обедом. Планируется и проводится воспитателем в соответствии с циклограммой.
Видео
Пальчиковая гимнастика. Тренировка тонких движений пальцев кисти рук. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функции руки оказывают большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику дошкольников. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к его дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика проводиться в рифмованной стихотворной форме и носит увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят тексты гимнастики, развивая при этом не только речь, но и другие психические процессы (память, мышление, воображение). Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами. Картотека имеется по лексическим темам.
Гимнастика ортопедическая. Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7лет). Основной причинной дефектов осанки являются привычные порочные положения тела при сидении или стоянии. В связи с этим мы уделяем большое внимание детской мебели. Столы стулья должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице (СанПин стр.25 слайд.) с периодичностью два раза в год (весна, осень), учитывая данные антропометрии. Антропометрию и контроль за размещением детской мебели осуществляет старшая медсестра.
В комплексе средств физического воспитания профилактической направленности существенное место должны занимать специально подобранные подвижные игры как наиболее предпочитаемый и естественный вид деятельности детей дошкольного возраста. Мы используем подвижные игры, направленные на предупреждение плоскостопия. «Циплята», «Кузнечик», «Палочка – выручалочка» и т.д. (См. таблицу журнал «Здоровячок» стр.48.)
Создание полноценной физкультурно – оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты).

Поскольку важным условием для предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, воспитатели обращают внимание родителей на обувь, в которой дети находятся в группе, на улице, на занятиях физическими упражнениями, и дают соответствующие рекомендации.
Гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения, является средством профилактики зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Мы проводим гимнастику для глаз ежедневно по 1-2минут , во время НОД как часть физминутки. Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности. Для снятия зрительной утомляемости на НОД мы используем тренажер разработанный В. Ф. Базарным:
1. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий .
Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости.
Дыхательная гимнастика - специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. Дыхательная гимнастика выполняется по заданию логопеда в тетради взаимосвязи, во второй половине дня во время «Логопедического часа». В своей работе воспитатели используют методику О.В.Бурлакиной «Формирование правильного речевого дыхания». Представленные в методике дыхательно – голосовые упражнения способствуют предупреждению нервного перенапряжения у детей, формированию и восстановлению правильного речевого дыхания, помогают преодолеть различные речевые расстройства.
Мы имеем различные атрибуты, для выполнения дыхательных упражнений, которые обеспечивают заинтересованность детей. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т.к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений.
Песочная терапия - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
Песочная терапия используется в течение всего времени года, в холодное время в групповом помещении, в теплое время на улице.
В группе имеется сенсорный стол, на котором дети рисуют сухим песком. Вместо песка мы используем манку, мелкую соль которую окрашиваем в различные цвета. Стол расположен в «Тихом уголке», такие условия благополучно влияют на ребенка, он может уединиться. Для поддержания чистоты при играх с песком нужно расстилать клеенку на пол.
Мы в своем ДОУ используем много различных технологий, для того чтобы все мероприятия проводились систематически, мы разработали примерную циклограмму оздоровительных процедур – в которой отражены вид процедуры, время в которое она проводится, ответственные за проведение.
В календарном планировании мы отражаем только такие оздоровительные мероприятия как:
- утренняя гимнастика;
- психогимнастика;
- гимнастика пробуждения;
- «Минутки здоровья»;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
Так же воспитатели на основе «Паспорта здоровья ребенка» составили план работы по сохранению и укреплению здоровья детей. В плане отражается вид работы, периодичность, время и ответственные. План согласовывается с медицинской сестрой.(слайд)
В течение периода закаливания воспитатель фиксирует все рекомендации и противопоказания в тетради контроля закаливающих мероприятий. Которая представлена в виде таблицы, в которую воспитатель заносит сведения о пропусках, мед.отводах, щадящем режиме после болезни.
Взаимосвязь с родителями.
Известно, что ребенок с раннего возраста не развивается автономно, т.е. он полностью зависит от взрослых, которые своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример. Поэтому в нашем ДОУ сотрудничеству родителей с детьми уделяется особое внимание.
Не отказываясь от старых, проверенных, традиционных форм, таких как собрания («Как обучить малыша культурно – гигиеническим навыкам», «Воспитание опрятности», «Витаминотерапия в оздоровлении детей»); консультации ( «Организация закаливания ребенка дома», «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка», «Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний» и т.п.), изготавливаем папки – передвижки «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста», «Лето красное - для здоровья время прекрасное», «Лечим простуду народными средствами», стараемся использовать и нетрадиционные формы организации общения с родителями.
Активно привлекаем родителей к совместным мероприятиям: мастер – классам («Главный закон зрения – это движение» на котором познакомили родителей с гимнастикой для глаз, объяснили для чего она так важна, дали возможность каждому из родителей выполнить некоторые задания) , практикумам («Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка», ), мини – тренинг («Наше психологическое пространство» на этом мини тренинге мы дали представление о том что такое психологическое пространство, как сделать это пространство более благоприятным), круглый стол («Правильное питание – здоровое состояние»).
Родитель оказывают большую помощь для организации оздоровления детей.
Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы можем добиться полноценных результатов, сохраним молодое поколение здоровым.
Эффективность работы по комплексному подходу в организации оздоровительной работы с детьми в компенсирующих группах определена следующими показателями:
1.Снижение заболеваемости на 12%.
2.Повышение двигательной активности детей.
3.Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности дошкольников.
4.Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
5.Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения активно работает по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.

Рекомендуем посмотреть:

Массажер для спины своими руками День здоровья в детском саду. Старшая группа Взаимодействие ДОУ с родителями по здоровьесбережению дошкольников Тренажер для профилактики нарушений зрения у дошкольников своими руками
Семинар – практикум для педагогов ДОО. Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО с учетом ФГОС ДО»
Опубликовано: 3301 день назад (11 ноября 2015)
Просмотров: 6004
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Светлана Игоревна Суханова # 11 ноября 2015 в 14:20 0
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из (главнейших) задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его. Полезная информация!
Лариса Валерьевна Стамболиди # 11 ноября 2015 в 14:28 0
Cпасибо за полезную и интересную информацию. smile