Образовательные проекты в приобретении опыта творческой деятельности и социализации личности школьников
Автор: Долгова Марина Семёновна, учитель географии МБОУ СОШ №74, г. Ульяновск.Представлен опыт работы и успехи в организации проектной деятельности с учащимися классного коллектива
Цели: знакомство коллег с организацией проектной деятельности в своём классе, с совместными достижениями педагога и учащихся
Уэбстер: |
Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим |
Взяв класс, каждый классный задумывается над планированием работы с классом. Мало запланировать и провести мероприятия, преследующие ту или иную цель. Необходимо продумать программу работы. Уже 21 год, как я живу своей работой, своими воспитанниками, родителями учеников, являясь классным руководителем. За это время у меня были выпуски, которых в итоге объединяло всегда одно – это сплочённость, единство и творчество. За эти годы у меня выработалась своя методика воспитательной работы, которой я хочу поделиться с коллегами.
Все ученики разные по способностям, багажу знаний, темпераменту, но мы, учителя, а самое главное мы – воспитатели, должны уметь объединить порученных нам детей в единое целое без ущемления индивидуальности каждого. Но главное интеллектуальное качество, которое надо воспитывать в каждом своем ученике – это продуктивность мышления, то есть способность создавать новое, то, чего раньше не было и это призваны решать самостоятельные работы учащихся на уроках, практические, творческие работы, и, конечно же, работы, связанные с исследовательской деятельностью учащихся, с защитой научно-исследовательских проектов на уроках и во внеурочных занятиях.
Мысль – удивительная сила – созидательное начало, которое есть у каждого ребенка. Она является источником творческого потенциала, который учитель способен раскрыть. Вот почему большое значение в своей воспитательной работе стала уделять созданию учащимися и практическому применению метода проектов, поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Вовлекая учащихся в проектную деятельность, продумываю каждый шаг социализации подростков - то есть воздействия общества на человека, с одной стороны, и активность самой личности – с другой.
«Социализация есть процесс и результат внедрения человека в общество, его адаптация в тех или иных группах, коллективах с выработкой социально-значимых необходимых качеств»
(К.В. Рубчевский).
Формирование гражданско-полезно-значимой личности является в моей работе, как педагога и воспитателя, главной движущей силой. Я являюсь носителем и исполнителем единой педагогической концепции нашего образования. Эта установка является важнейшей задачей в моей работе. Формирование гражданской позиции у моих учащихся я осуществляю в учебной деятельности в рамках учебных предметов география, краеведение и экология, а также во внешкольной общественно-полезной деятельности.
Для большинства учащихся моего класса главная цель – улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней, сохранять героическое прошлое Родины для истории. С этой целью сверяет свою жизнь и поступки каждый ученик класса. Учащиеся ценят знания, они умеют их добиваться и давать оценку событиям, отношениям, людям.
Инновацией моей педагогической деятельности является включение социального опыта и социальных знаний в мою педагогическую деятельность и использование современных педагогических технологий для формирования гражданской идентичности. Актуальность инновации обусловлена современными тенденциями образования, связанными с необходимостью реализации задач гражданского воспитания школьников в условиях демократизации общества и повышением требований к качеству образовательного процесса, необходимостью совершенствования процесса гражданского воспитания, обеспечивающего социализацию школьников. Моя инновационная деятельность развивалась на основе принципа содружества всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей.
Совместные проекты создаются по материалам экскурсий, которые мы ежегодно в течение учебного года совершаем в Детский эколого-биологический центр, в Областной экологический центр нашего города, выезжаем за пределы города с экскурсоводами Детско-юношеского центра туризма и экскурсий нашего города.
Благодаря этим познавательным выездным мероприятиям у многих учащихся класса появилось желание заняться исследовательской работой. Первые исследовательские проекты были посвящены темам изучения природы, затем уже населения, экономики и экологии родного края. Примерами таких проектов служат следующие: «Лекарственные растения Ульяновской области в аптечке школьника», « Перепись учащихся нашей школы в переписи населения всей страны», «Демографический потенциал Ульяновской области. Проблемы и перспективы», «Экологическая оценка рекреационного объекта «Парка имени 40-летия ВЛКСМ», «Куйбышевское водохранилище в жизни ульяновцев».
Чем больше собственный вклад в замысел и реализацию проектной жизни (и возможностей влиять на организацию учебного процесса), тем осмысленнее и ответственнее поведение подростка.
Начиная работу в русле коллективного проекта, по мере взросления автор проекта на себя всё большую долю ответственности за него, разрабатывая крупные части проекта, а затем переходит к самостоятельному проектированию.
Если до 7 класса основные формы проектов игровые, то постепенно их заменяют исследовательские, творческие, социальные формы. В это время, возможно, вводить в образовательный процесс крупные проекты, имеющие ярко выраженную социальную направленность, включающие отношение ребёнка к проблемам региона и страны в целом, таким как - демографическим, экологическим, проблемам экономического роста и т.д. Лучшими проектами в этом направлении считаю усилия всех учащихся по созданию проектов в ходе совместно проводимых значимых мероприятиях школы и микрорайона, например, «Мой уютный школьный двор», «Земля у нас одна», « Кто, если не мы», (благоустройство территории школьного двора, микрорайона), «Помоги птицам зимой», «День журавля» «День сурка» (экологические акции в защиту сурков, журавлей, зимующих птиц).
В это время важно помочь подросткам работать над удержанием целей, планированием долгосрочной деятельности, умением осмысливать её результаты и отслеживать «своё» в быстро меняющейся среде.
Оценка и экспертиза проектов проходит несколько этапов. Проекты оцениваются голосованием сначала учащимися класса, затем учащимися параллельных классов; лучшие проекты получают путь на школьные, городские, областные конференции и авторы лучших проектов принимают участие в конкурсах различного уровня, достигая высоких результатов.
Формируя у учащихся умения использовать альтернативные пути поиска новой информации, активно вовлекаю учащихся в творческую деятельность. Знания, полученные в ходе исследовательской деятельности самими учащимися, нередко становятся сильным стимулом к дальнейшему самообразованию, к выбору профессии.
Благодаря сотрудничеству с областными организациями - СДЮТиЭ, Экоцентром, ДЭБЦ вовлекаю учащихся в конкурсы разного уровня.
Ежегодно мои ученики принимают участие, занимая призовые места, в научно-практических конференциях исследовательских работ «Первые шаги в науку»; в Слётах активистов экологического движения в ДЭБЦ:
Так,
в рамках Дней защиты Земли от экологической опасности ученики моего класса выступали с проектами по проблемам сохранения Земли как планеты, а более младшие школьники подготовили рисунки – листовки с призывами защитить Землю от бедствий и разрушений. А
на Городском Слёте активистов экологического движения грамотами награждены: Умнов Дмитрий – за занятое 1-ое место; Цуканова Дарья – за занятое 2-ое место; Узякова Диана – за занятое 3-ье место в конкурсе творческих работ «Природа вокруг нас».
Мои воспитанники подготовили и успешно защитили немало интересных и оригинальных работ. Проекты были удачно представлены на конкурсах различного уровня и заняли призовые места:
По итогам
городской экологической операции «Живая ель» победителем в номинации «Лучший творческий проект «Защитим ель» признан Шарков Артём. Он награждён грамотой Министерства образования Ульяновской области. Королёва Мария стала лауреатом данного конкурса.
В рамках Областного конкурса инновационных проектов детей и юношества «Новое поколение» Кедяркина Наталья, Евтушевская Екатерина и Филина Валерия достойно выступили со своими проектами, став победителями в номинациях: «Человек – живая природа». За научные, творческие способности и исследовательский интерес им были вручены сертификаты и приглашения на учёбу в перспективный ВУЗ нашего города – в УлГУ. Тезисы выступлений учащихся опубликованы в сборнике научных статей «Творчество и гармонизация личности».
По итогам областной научно-практической конференции обучающихся «ЭКО» в номинации «Общая экология» 2 место заняли Филина Валерия, Антонова Дарья и Наумова Ирина - обучающиеся моего класса.
По итогам Межрегионального историко-просветительского конкурса исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: События и имена» - Дипломом 1 степени награждён Ямщиков Константин.
По результатам областной научно-практической школьно-студенческой конференции «Ноосфера» Благодарственное письмо Деканата и Учёного Совета естественно-географического факультета УлГПУ вручено Филиной Валерии и Антоновой Дарьи.
Жизнь класса никогда не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников. Класс учится действовать самостоятельно. Планировать, что и как делать. Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем. Действует не только актив, но и каждый ученик.
С удовольствием мой класс принял участие в городских конкурсах «Птицы на кормушке» - 1 место занял Диков Антон, «Зимующие птицы» - 2 место заняла Жегалина Валерия.
Участие класса с проектами во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» приносит свои плоды. Опубликованы работы учащихся: «Великие имена в истории Симбирского края», «Чудодейственная сила природы», «Памяти великого земляка. Аркадий Аркадьевич Пластов», «Памяти великого земляка. Роль Н.М. Языкова в литературном движении его времени», «Демографический потенциал Ульяновской области. Проблемы и перспективы региона», «Виртуальная экскурсия по малой Родине. История Ульяновска в памятниках архитектуры», «Проблема загрязнения воздушной среды города Ульяновска автомобильным транспортом и пути её решения». Участникам Фестиваля были вручены дипломы и сборники работ.
Благодаря участию в данном фестивале мои ученики становятся исследователями, учёными, изобретателями!
Ежегодно юные исследователи моего класса принимают участие
в научно-практических конференциях детских исследовательских работ « Первые шаги в науку», проводимые на базе Детского Эколого-биологического Центра. На конференциях были представлены экологические проекты и первые научные работы участников по номинациям: биология, экология, ботаника, зоология и география. Каждый проект был интересен по-своему. Очень интересен в этом плане проект идеи создания экологически чистого стирального порошка, применяемого в походах и . Защитники данного проекта предложили собирать каштаны, высушивать их, перемалывать в порошок и использовать при стирке загрязненных в походе изделий. Другие работы были посвящены демографическим проблемам и проблемам загрязнения окружающей среды Ульяновской области и страны, что было отражено в их названиях «Демографический портрет моей школы в истории переписи нашей страны» и «Проблемы загрязнения окружающей среды Ульяновской области». По итогам конференций участникам были вручены благодарственные письма и сборники докладов с тезисами исследовательских работ, представленных на данном мероприятии.
У класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям – младшим, взрослым, стране. Ребята не могут обходиться без такой работы. Ребята умеют работать над собой – воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность.
Одним из главных результатов своей работы считаем тот факт, что с выводами проведенных исследований были ознакомлены не только ученики школы, родители, но и большинство населения микрорайона Верхняя терраса.
Так,
в областной экологической операции «День журавля», объявленной Министерством образования Ульяновской области и областным детским экологическим центром, принимали участие все учащиеся класса. В рамках проведения Операции с обучающимися класса были подготовлены и проведены ряд мероприятий, призванные привлечь внимание общественности к проблемам сохранения журавлей и их местообитаний. Школьники подготовили проекты, провели заседания за круглым столом, подготовили прайс листы в защиту журавлей и вручили их жителям микрорайона. Примером для своих детей и внуков были и родители, и бабушки, все те, кто откликнулся на призыв принять участие в этой акции. По результатам данной операции дипломом Министерства образования Ульяновской области за 1-ое место в номинации «Журавлиный праздник» награждён коллектив обучающиеся нашей школы.
«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» (Фёдор Достоевский).
Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся.
Ученики вносят свой вклад в жизнь сообщества, собирая данные, заботясь об окружающей среде, выполняя общественные работы - в ходе этого они с новой точки зрения смотрят на события общественной жизни. В ходе создания совместных проектов отношения одноклассников друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: МЫ – ВМЕСТЕ! МЫ – КОЛЛЕКТИВ! Созданные ценности помогают другим достичь успеха. Помогает ли проектная деятельность учеников ощутить себя успешными людьми? Безусловно, да! Она позволяет им реализовать свои способности и лучшие качества, стать самостоятельнее, ответственнее. Лидер ведёт за собой группу, а тот, кто раньше робел на уроке, уже участвует в представлении проекта на защите. Каждый ученик ощущает значимость своего вклада в общее дело, каждый получает частичку общего успеха!
Все виды совместной деятельности с учащимися своего класса, которые я осветила в данной статье, несомненно, доказывают одно: эффективность воспитания каждого ученика тем выше, чем лучше организована и обеспечена его познавательная и творческая деятельность. Именно в этом плане метод проектов выступает как главное средство не только обучения, но и воспитания подрастающего поколения.
"Успех - вот, что создает великих людей!" ( Наполеон 1)
Надеюсь, мои ученики достигнут многого!
Рекомендуем посмотреть:
Проект для старших дошкольников "Народная кукла в играх современных детей"
Проект для школьников по домоводству
Методические рекомендации по организации обучения географии с учётом личностно-ориентированного под
Проектная деятельность в начальной школе
Похожие статьи:
Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»