Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов (статья из опыта работы).
Автор: Долгова Марина Семёновна, учитель географии и краеведения МБОУ СШ №74, г. Ульяновск
Описание материала: Предлагаю Вам статью из опыта работы по внедрению в общеобразовательный процесс научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся и достижению личностных метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС. Данный материал будет полезен для преподавателей естественно-научного цикла, в частности для учителей экологии, краеведения и географии.
Цель: показать пути достижения личностных метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС широко используя проектную деятельность учащихся.
В современном мире, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации». В настоящее время система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Так, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного)
общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, наиболее доступной для разрешения вопросов достижения личностных метапредметных результатов школьниками, на мой взгляд, выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Исследовательская деятельность включает в себя материал, не содержащийся в базовой программе, поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе. Это способствует умению учащихся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекать знания из различных областей, уметь прогнозировать результат своей деятельности, вести экологические и краеведческие исследования, проявляя при этом свою инициативу.
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.
В основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Творческие проекты, разработанные учащимися школы, не лежат мертвым грузом, они являются демонстрационным материалом для детей, которые будут готовить новые проекты, которые я включаю в образовательный процесс при изучении «Географии». Организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к родному краю, к предмету и к процессу учения. Ребята принимают участие и успешно выступают в школьных, городских, региональных конкурсах по географии, научных конференциях, готовят и защищают проекты.
Сотрудничая с областными организациями - СДЮТиЭ, Экоцентром, ДЭБЦ провожу работу по вовлечению учащихся в конкурсы разного уровня.
Ежегодно мои ученики принимают участие в научно-практических конференциях исследовательских работ «Первые шаги в науку»; в Слётах активистов экологического движения в ДЭБЦ, в городских и областных акциях.
Так, в рамках Дней защиты Земли от экологической опасности на Слёте активистов экологического движения 13 мая 2016г.
грамотами награждены:
1.Кирпичёв Айрат, 5 класс – за занятое 2-ое место в конкурсе творческих работ «Береги свою планету, ведь другой на свете нету!»;
2.Умнов Дмитрий, 9 класс – за занятое 1-ое место в конкурсе творческих работ «Природа вокруг нас».
По итогам городской экологической операции «Живая ель – 2015г.» победителем в номинации «Лучший творческий проект «Защитим ель» признан учащийся 11 «А» класса нашей школы Шарков Артём. Он награждён грамотой Министерства образования Ульяновской области.
В рамках 7-го Областного конкурса инновационных проектов детей и юношества «Новое поколение» (май 2014г.) Кедяркина Наталья, 10 класс, достойно выступила с проектом «Функционирование и устойчивость городской лесопарковой экосистемы под влиянием антропогенных воздействий», став призёром в номинации: «Человек – живая природа». За научные, творческие способности и исследовательский интерес ей был вручён сертификат и приглашение на учёбу в перспективный ВУЗ нашего города – в УлГУ. Тезисы выступления учащейся опубликованы в сборнике научных статей «Творчество и гармонизация личности».
По результатам Всероссийского конкурса детских исследовательских и научных работ центра творчества «Мои таланты» в феврале 2016г. Дипломом 1 степени за предоставление исследовательского проекта «Плеяда выдающихся педагогов Симбирска-Ульяновска» награждена Жигалина Валерия, 7 класс.
По итогам областной научно-практической конференции обучающихся «ЭКО-2013» в номинации «Общая экология» 2 место заняли Филина Валерия и Антонова Дарья, 11 класс.
В Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: События и имена» в декабре 2013г. - Диплом 1 степени в номинации «Мультимедийная» - Ямщиков Константин, 11 класс.
С 2008 года мои ученики – участники и лауреаты Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Создание условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся. Ученики вносят свой вклад в жизнь сообщества, собирая данные, заботясь об окружающей среде, выполняя общественные работы - в ходе этого они с новой точки зрения смотрят на события общественной жизни.
Является ли проектная деятельность учеников средством достижения личностных метапредметных результатов? Безусловно, да! Она позволяет им реализовать свои способности и лучшие качества, стать самостоятельнее, ответственнее.
Проектно-исследовательская деятельность – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике.
Результаты работы дают мне право заключить, что проектно-исследовательская деятельность — это замечательное дидактическое средство для обучения, средство достижения метапредметных результатов. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и демонстрируют в качестве учебных и творческих достижений.
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект урока английского языка в 6 классе
Социальный проект в школе
Проектная деятельность в 4 классе
Проект для школьников по домоводству
Похожие статьи:
Проектная деятельность на уроках английского языка
Проектная деятельность в школе
Проект: Наше будущее, 7-9 класс
Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность
Семинар практикум для педагогов школы. Учебное исследование