Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дополнительная образовательная программа по географии «История нашего края»

Образовательная программа «История нашего края».
Автор: Долгова Марина Семёновна, учитель географии и биологии МБОУ СОШ №74, г. Ульяновск.
Описание материала:
Дополнительная образовательная программа «История нашего края» создана для внеурочных занятий детского объединения «ЛОГОС», работающего на базе МБОУ СОШ № 74 и Станции детского и юношеского туризма и экскурсий г. Ульяновска.
В своей основе опирается на программу туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», утвержденную заместителем министра общего и профессионального образования РФ и председателем Союза краеведов России. Но темы изучения выбраны самостоятельно, исходя из особенностей Ульяновской области, а также опираясь на методические рекомендации по организации предпрофильной подготовки к преподаванию географии в старшей школе.
Курс программы рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю).
Программа призвана удовлетворить потребности детей в получении глубоких знаний о родном Симбирском-Ульяновском крае, его истории, культуре. Содержание программы позволяет познакомить учащихся с основными видами хозяйственной деятельности; расширяет знания учащихся о профессиях, их специализации, о занятости населения в регионе, о востребованных специальностях в регионе.
Программа представляется особенно актуальной, так как вооружает учащихся знаниями, необходимыми в повседневной жизни, в будущей трудовой и бытовой деятельности, - от знаний обычаев и традиций своего народа, до выбора места жительства, профессии.
Реализация программы осуществляется следующими формами и методами работы: включены лекции и беседы по истории родного края, изучению основ производственной деятельности, экскурсионные поездки по Ульяновской области (целью которых является получение глубоких знаний по истории нашего края, используя наглядно-образное восприятие детей), при этом учтено резервное время на изучение более сложных тем курса.
Содержание каждой темы программы предусматривает самостоятельную работу учащихся, выполнение практических занятий, семинары, которые подразумевают исследовательскую деятельность учеников.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации.
Данная образовательная программа позволяет максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного краеведения. Кроме этого, программа позволяет познакомить с историей и становлением хозяйства родного края тех учащихся, которые не изучают краеведение по школьной программе.
С помощью данной программы можно не только закреплять и расширять знания, полученные на уроках, прививать патриотические чувства и нравственные качества, но и выявлять творческие наклонности, прививать практические навыки в ходе исследовательской деятельности экскурсий самими учащимися. Учащиеся активно включаются в практическую работу по познанию истории – поиск, анализ, восстановление, оформление.

Основные цели обучения:
• Углубить и расширить знания о хозяйстве своего края, о занятости населения;
• Сформировать у учащихся навыки исследовательской работы;
• Научить пользоваться разными методами исследования;
• Привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, расширить познавательную деятельность;
• Сформировать у детей умения, необходимые для решения конкретных практических задач курса: читать и сопоставлять тематические карты, строить графики, диаграммы, работать со статистическим материалом, проводить социологические исследования, использовать различные источники получения информации;
• Воспитать творческую, инициативную личность, способную видеть проблемы и принимать решения.

Методы исследования:
• Исторический;
• Социологический;
• Статистический;
• Картографический;
• Наблюдение;
• Сравнение;
• Проектирование;
• Частично-поисковый.

Основные умения и навыки:
• Выделять главные и наиболее интересные факты в исследуемых процессах и явлениях;
• Проводить социологические исследования и обрабатывать результаты;
• Работать с дополнительной литературой, делать ее анализ;
• Оперировать историческими данными;
• Читать и анализировать тематические карты;
• Анализировать исторические явления и события;
• Давать самостоятельную оценку историческим фактам и личностям;
• Публично выступать перед любой аудиторией;
• Правильно, выразительно и логично доносить материал.

Данная программа ориентирована на детей школьного возраста среднего звена (13-14 лет).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(расчасовку учебно-тематического плана педагог, апробирующий программу, может самостоятельно внести по мере освоения тем и корректировать на своё усмотрение)

№ п/п Темы занятий Количество часов
Учебных часов Резерв. Контр.
Всего Теория Практика З Т ЗР
1.Вводное занятие.
1.1.Знакомство, заполнение анкетных данных, проведение инструктажа по технике безопасности жизнедеятельности.
1.2. Знакомство с содержанием курса и его задачами.

2. Природно-этнографическое развитие территории.
2.1. Природно-этнографические факторы заселения территории края. Их влияние на образ жизни населения и процесс формирования личностных качеств.
2.2. Трудовые навыки населения родного края, исторический аспект их формирования.
2.3.Народные промыслы жителей Ульяновской области.
2.4. Выдающиеся люди края. Значение их деятельности в изучении и развитии края, всей страны.
2.5.Конкурс «Эти знакомые незнакомцы»
2.6. Судьба семьи в судьбе родного края. Семейные традиции, династии. Нравственно-ценные ориентации поколений.
2.7. Составление генеалогического древа семьи «Моя родословная в народных промыслах».

3.История развития хозяйства Ульяновской области.
3.1.Лекция: «Промыслы крестьян Симбирской губернии».
3.2. Первые мануфактурные предприятия края. Развитие хозяйства и возникновение промышленных центров.
3.3. Годы ВОВ. Эвакуация промышленных предприятий на территорию области
3.4. Послевоенное развитие хозяйства края.70-е годы. Перевооружение промышленности.
3.5. Экскурсия на Патронный завод имени Володарского. Отчет по экскурсии.
3.6. Игра «Путешествие по родному краю».
4.Структура современной промышленности области
4.1.Вводная лекция.
4.2. Занятость населения по сферам производства. Рынок труда. Практикум. Краткая аннотация материалов периодической печати по теме занятия.
5.Межотраслевые комплексы Ульяновской области, состав, значение.
5.1.Выбор изучаемого предприятия города, определение целей и задач исследования.
5.2. Знакомство с литературой, с планом исследовательской деятельности по данной теме, учет предложений детей, утверждение.
5.3.Изучение плана исследовательской работы.
5.4.Подготовка программы сбора материала.
5.5.Экскурсия на ОАО «Комета». Отчет по экскурсии.
5.6.Распределение тем и видов работы, определение сроков их выполнения.
5.7.Определение форм, методов и приемов работы.
5.8.Определение ожидаемых результатов по каждому разделу плана.
5.9.Изучение опубликованной литературы и других источников по теме исследования.
5.10.Проведение экскурсий для школьников по выбранным предприятиям.
5.11. Выявление и изучение документальных источников, хранящихся в местных архивах, музеях (по возможности).
5.12. Консультация,координация и контроль учителя за работой учащихся.
5.13. Проверка достоверности собранного материала, обработка, систематизация и оформление.
5.14.Презентация исследовательских работ учащихся.
6.Перспективы развития хозяйства Ульяновской области.
6.1.Социологическое исследование: «Промышленный потенциал Заволжья».Исследование.
Групповая работа.
6.2.Положение на рынке труда, проблемы трудоустройства на предприятия города.
6.3.Конкурс творческих работ.
7.Внешние экономические связи Ульяновской области.
7.1.Вводная лекция.
7.2.Игра: «Умники и умницы».
8.Проблемы экологии города и области.
Значение природы в жизни населения края. Взаимодействие общества и природы.Экскурсия.
Растительность, растительные комплексы и флористические особенности края. Заповедные уголки. Охрана растений и растительных комплексов. Растения, занесенные в «Красную книгу» и в список сокращающих свой ареал растений на территории области.
Изменения в природе в связи с ростом города, развития промышленности и сельского хозяйства. Работа с учебной литературой, периодикой.
Город как среда жизни человека и загрязнитель природы. Мои двор, подъезд, квартира. Наблюдения.Работа с картой.
Составление схемы «Экологические факторы городской среды» на примере Заволжского района
г. Ульяновска. Работа со схемами.
Загрязнение воздушной среды в городе. Пылевое загрязнение. Вред, наносимый загрязнением воздуха человеку и окружа-ющей среде. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Влияние автомобильного транспорта на атмосферу. Практикум. Исследование.
Загрязнение водных объектов и питьевой воды. Анализ качества питьевой воды.Практикум.
Исследование.
Экскурсия на предприятие для знакомства с очистными сооружениями и методом очистки воды. Экскурсия
Охрана родников и ключей. Оформление материалов для экологической тропы на остановках «Водоем», «Родники».Практикум
Твёрдые бытовые отходы. Определение количества мусора, образующегося за сутки в семье. Практикум.Исследование.
Потери почвы и её охрана. Дороги, тротуары, автомобильные стоянки, гаражи-ракушки. Практикум.Исследование.Групповая работа.
Парк им. 40-летия ВЛКСМ – как искусственная экосистема. Инвентаризация зелёных насаждений парка. Работа со схемами, исследование.
Проект «Дизайн-парка». Подготовка выступлений и презентаций проектов.
Памятные объекты Ульяновска и Ульяновской области. Состояние и охрана.
Отражение природы в народных промыслах, народном творчестве.Творческая работа.
Благоустройство города и области.Организация и проведение общественных экологических акций.
Достопримечательности города и области.
Практическая работа «Открытие экологической тропы»
9. Формирование основ здорового образа жизни.
Экология и здоровье. Лекция. Работа с научной литературой. Влияние окружающей среды на здоровье человека.Работа с учебной литературой, периодикой.
Экскурсия в лес с целью изучения полезных свойств местных растений.
Радиационная обстановка в области, районе. Влияние радиоактивных загрязнений на здоровье человека.
Природные условия и образ жизни человека.Экскурсия в краеведческий музей.
Исследования СЭС, поликлиники, медицинского кабинета школы, состояния здоровья детей школьного и дошкольного возраста.Подготовка выступлений к конференции.
Причины, вызывающие заболевания.Семинар. Подготовка выступлений.
Здоровый образ жизни.Поход.Групповая работа.
10. Заключение.
Деловая игра «Мой край родной».
Семинар: «Мой город и его будущее».
Подведение итогов работы. Задание на лето.Работа в группах.
Содержательная часть программы
1. Введение в программу.
Задачи:
О. Провести инструктаж по технике безопасности, подвести итоги работы за прошлый год, познакомить учащихся с требованиями к членам кружка, с примерным планом работы на год.
В. Вызвать интерес к занятиям, желание заниматься краеведением, изучать культуру родного края.
П. Заполнение анкеты кружковцев, определение состава и актива кружка. Обзор литературы.
В результате проведенных занятий учащиеся должны знать ТБ, познакомиться с примерным планом работы в 2014-2015 уч.году, принять активное участие в его разработке и утверждении.

2. История развития хозяйства Ульяновской области.
Задачи:
Р. Продолжить развитие исследовательских способностей детей.
П. Прогулки по старому Симбирску, посещение историко-архитектурного комплекса «Засечная черта», музея градостроительства и архитектуры. Проведение экскурсий для школьников по выбранным предприятиям (по возможности). Экскурсия на Патронный завод имени Володарского.
З. Особенности развития хозяйства (историко-экономический аспект).
У. Вести исследовательскую деятельность, публично выступать, донести полученные знания до своих сверстников.
Н. Работы с дополнительной литературой, отбора и оформления материала.

3. Структура современной промышленности.
Задачи:
В. Воспитывать у детей интерес к познанию структуры хозяйства, к наиболее развитым отраслям промышленности области, к деятельности, направленной на сохранение материалов по истории России, Симбирского края и Ульяновской области как проявление ответственности и заботы о культурном наследии.
Р. Развитие инициативности, серьезного отношения к порученному делу.
В результате проведенных занятий дети должны:
З. Главные отрасли промышленности своего края, их значение для экономического развития области;
У. Проводить социологические исследования и обрабатывать результаты;
Работать с дополнительной литературой, делать ее анализ;
Н. Выделять главные и наиболее интересные факты в исследуемых процессах и явлениях.

4. Межотраслевые комплексы Ульяновской области, состав, значение.
Задачи:
О. Содействовать экономическому образованию. Овладеть системой знаний об особенностях отраслей различных комплексов, их месте и значении в экономике области и РФ.
В. Формировать эмоциональное отношение к тем или иным событиям прошлого и настоящего, затрагивающих экономическую сферу.
Р. Содействовать расширению кругозора детей.
П. Творческие работы (рисунки, сочинения, викторины). Проведение экскурсий для школьников по выбранным предприятиям (по возможности).
В результате проведенных занятий учащиеся должны:
У. Работать с литературой, выделять главное, подбирать и систематизировать материал, полученный в ходе экскурсии.
Н. Закрепить навыки исследовательской работы, публичного выступления.

5. Перспективы развития хозяйства Ульяновской области.
Задачи:
В. Формировать уважительное отношение к историко-культурному прошлому страны, духовному опыту предшествующих поколений.
6. Внешние экономические связи Ульяновской области.
7. Проблемы экологии города и области.
В. Содействовать воспитанию творческой, инициативной личности, способной видеть проблемы и принимать решения.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Обсуждение отчетов и полученных результатов. Выставка работ учащихся.
Литература
Для детей:
Верещагин. Прошлое нашего края. – Ульяновск. – 1968. – 150 с.
1. Географическое краеведение.// Корпорация технологий продвижения.- Ульяновск. – 2002.
2. Газета «Дыхание Земли». – 2006.- №343.
3. Ежемесячное информационное издание «Наука и производство».
4. Журнал «Деловое обозрение» - 2006 - №3, №8.
Историческое краеведение: учебное пособие-Ульяновск. - 2001.
5. Кальянов К.С., Веснина Г.З. География Ульяновской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов.- Ульяновск.- 1997.
6. «Мы можем делать все».// Ульяновская правда – 2000 – 2 декабря.
7.Путеводитель по археологическим памятникам. – Ульяновск: Приволж. кн. изд., 1980. – 60 с.
8. Ромашкин И.С. Очерки по экономике Симбирской губернии 17-19 в.в. – Ульяновск, 1961.
9. Симбирская-Ульяновская энциклопедия. – Ульяновск: Симбирская книга, Т.1,2000., Т.2. - 2004.
Симбирск и его прошлое. – Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск. – Лаборатория культурологи, 1993. – 120с.
Литература
Для педагога:
1.Краеведение в системе общего среднего образования. – ИПК ПРО, 1997.
2. Краеведение в школе. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998 – 84 с.
3. Краеведение в школе. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999 – 78 с.
4. Лихачев Д.С. Земля родная. – М.: Просвещение, 1983 -200 с.
5. Журналы «Мономах» № 1 – 50.
6. Касимов Ф. Между Камой и Черемшаном: Очерки по истории Среднего Заволжья – Ульяновск: Симбирская книга, 1992. – 50 с.
7. Российский патриотизм: исторический опыт, современное состояние и перспективы: Сборник научных трудов областной научно-практической конференции / под редакцией Т.Б. Табардановой. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. – 112 с.
8. Роль краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения: Сборник материалов 2 межрегиональной научно-практической конференции / под редакцией Т.Б. Табардановой. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007. – 96 с.
9. Путеводитель по музеям муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 84 с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Методические рекомендации по организации обучения географии с учётом личностно-ориентированного подхода | О роли образовательных проектов развитии личности школьников
Опубликовано: 3800 дней назад (29 июля 2014)
Просмотров: 3410
+10
Голосов: 10
Дина Алексеевна Складанная # 29 июля 2014 в 16:59 +4
Марина Семеновна, добрый день! Ваша программа имеет много направлений-это исторический блок, экологический и патриотический. Запланировано много экскурсий по родному краю, по предприятиям, по историческим местам! Все это расчитанно на расширение знаний своей малой родины, на получение дополнительных знаний о той местности, где проживают учащиеся. Хорошая подборка мероприятий, предусмотрено также в программе выступления учащихся с докладами, выполнение творческих заданий и обобщение знаний! Судя по объему, работы предстоит сделать много, но надеюсь, что у Вас все получиться! Голосую за данную программу +1!!!
Марина Семёновна Долгова # 30 июля 2014 в 12:35 +1
Дина Алексеевна!Спасибо от всей души,что зашли ко мне в гости и оставили такой позитив,удачи вам!!!
Татьяна Николаевна Сивохина # 29 июля 2014 в 17:02 +1
Интересная , разносторонняя программа, много направлений, желаю успехов в работе ГОЛОСУЮ
Марина Семёновна Долгова # 30 июля 2014 в 13:17 +1
Татьяна Николаевна! Спасибо за отзыв и голос!Вам - творческих успехов!
Сидорова Зоя Григорьевна # 29 июля 2014 в 17:58 +1
Марина Семёновна! Данная программа заслуживает большого внимания не только педагогов географии. Аспекты, затронутые в программе очень широки: экология, история, география, эстетика, краеведение и др. Понятно, что изучение родного края и должно совмещать все эти направления для более успешного усвоения материала. Разнообразные формы и методы работы ( проектная деятельность по дизайну, экскурсии, лекции, интеллектуальные игры, исследования, практическая деятельность) позволяют заинтересовать детей, дать знания в разных областях. Разработка программы - очень большой труд. (Я разработала несколько индивидуальных программ) Думаю, что получилась полная, достойная программа, которая позволит ознакомить детей с историей Вашего края.
МОЛОДЕЦ!!!
Зоя.
Марина Семёновна Долгова # 30 июля 2014 в 12:33 +2
Зоя Григорьевна,спасибо вам за ваш отзыв,за теплые приятные слова,это всегда вдохновляет!Вам - удачи!!!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 29 июля 2014 в 18:06 +3
Марина Семёновна, в нашем полку прибыло! Очередная публикация, которая уже заинтересовала коллег своим направлением. Очень хорошо, что вы уделяете внимание региональному компоненту, это очень важное направление в нашем случае, изучения географии. Как замечательно, что у вас есть возможность заниматься с учениками три раза в неделю, к сожалению, не во всех школах такое количество часов предоставляется. В моём случае, для факультативного курса "Знай свой край", отведено один час в неделю sad Поэтому приходится порой для очень важной работы, жертвовать своим личным временем. Желаю успехов вам и вашим ученикам!+1
С уважением, Т.Н.
Марина Семёновна Долгова # 30 июля 2014 в 12:32 +1
Спасибо, Татьяна Николаевна за содержательный комментарий, а также за внимание! Благодарю вас, что нашли минуточку и погостили у меня в блоге.
Светлана Викторовна # 29 июля 2014 в 18:46 +1
Здравствуйте
Вы очень плохо оформили свой материал.
Мы его частично сами отредактировали, поэтому никаких документов за данный материал мы Вам выдать не сможем!
Кроме того, Вы даже не указали возраст учащихся на который рассчитана данная программа.
С уважением, Администратор сайта
Марина Семёновна Долгова # 29 июля 2014 в 19:02 +1
Уважаемая Светлана Викторовна, возраст, на который рассчитана данная программа, указан - перед учебно-тематическим планом - 13-14 лет.
Возможно ли удалить данный документ, внести поправки и вновь разместить.Не скопировалась таблица, поэтому и оформление пострадало.
Заранее спасибо за ответ
Маргарита Александровна Гришина # 29 июля 2014 в 21:47 +3
Марина Семеновна,я не знаю какая ваша работа была до редактирования,но скажу одно,что вы проделали большую работу по написанию своей разработки.Написать авторскую программу-даже дополнительную не просто.Но сотрудники ИРО разработали методики написания образовательных программ.
У вас я поняла авторская дополнительная образовательная программа,в которую входят и воспитательные задачи.Для написания таких программ допускаются свобода написания,но основные моменты обязательны для всех программ.Для какой возрастной категории детей рассчитана ваша программа -это можно было включить в описание материала,тогда бы эта выдержка про возрастную категорию не потерялась. Обязательно в программе должны быть задачи,вы их не написали.Навыки и умения можно было и не указывать,поскольку у вас программа представлена в краткой форме(например социальный проект у вас представлен из перечисления основных этапов,каждый из которых также разрабатывается поэтапно с проверкой результативности,а навыки и умения принято писать к началу реализации программы и к концу.Проводятся мониторинги и т.д.)Я не критикую вашу разработку,она очень полезна и интересна,но скорее это не программа,а краткая экскурсия по программе,ознакомление с вариантом работ в помощь социализации детей,поскольку они проводят исследовательскую деятельность.За полезность и хорошие идеи+1
Марина Семёновна Долгова # 30 июля 2014 в 11:00 +1
Маргарита Александровна! Очень благодарна Вам за Ваши добрые слова, за Вашу помощь, подсказку.Как мне нужны были Ваши слова!!! Спасибо огромное. Вы тоже прекрасно понимаете, что это большой труд и мы, учителя, ищем всё то, что было бы интересно и полезно и детям, и нам в своей работе. Разочарована в администраторе. До слёз обидно! Если работа не должным образом оформлена, зачем её выкладывать на сайте, при этом документ никакой я не получу. На других сайтах тоже требуется авторство, при чём тоже требуется работа нигде ранее в интернете не опубликованная. Получается, что эта работа - в пролёте. Хорошо, что есть такие грамотные люди, я Вас имею ввиду, которые вынесли свои рекомендации, дали комментарии и увидели полезность моего труда. Спасибо ещё раз!!! Вам - творческих удач и побед в конкурсах!!!
Вера Александровна Орехова # 30 июля 2014 в 16:42 0
Интересный, полезный и нужный для многих педагогов материал вы предоставили. Проделали большую работу, составили авторскую программу дополнительного образования.Спасибо за труд, спасибо, что делитесь опытом с нами. Желаю новых творческих работ!+1
Виктория Викторовна Пономарёва # 24 марта 2015 в 10:35 0
Материал действительно интересный. Давно хочу создать что-то подобное о своём крае. Всё времени не хватает. Ведь это действительно большой труд. Спасибо за проделанную работу, Марина Семёновна