Методические рекомендации по организации обучения географии с учётом личностно-ориентированного подхода.
Автор: Долгова Марина Семёновна, учитель географии и биологии МБОУ СОШ №74, г. Ульяновск
Описание материала:
Предлагаю Вам методические рекомендации по организации обучения географии с учётом личностно-ориентированного подхода (из опыта работы).
Данный материал будет полезен для использования в своей работе преподавателями естественно-научного цикла, в частности учителями географии. Приведены различные формы опроса и проведения урока при использовании карточек, контурных карт, тестовых заданий.
Цель:
Методические рекомендации нацелены помочь преподавателям в подготовке и проведении уроков, тем самым улучшить преподавание предмета и повысить качество знаний обучающихся.
На своих уроках географии я стараюсь применять разнообразные формы, методы обучения, усилить самостоятельную работу для отдельных сильных учеников и определить нагрузку для слабых.
Многие учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению различных предметов, в том числе и географии, падает из-за «сухости» изложения материала в учебниках, его большого объёма, высокой степени научности и недоступности для отдельных групп учащихся. Но эффективность обучения зависит не только от учебника, но и от организации познавательной деятельности учеников на уроках.
Заинтересованность своим предметом – это главное условие успеха ребёнка в освоении учебного материала. Поэтому в своей работе стараюсь применять больше наглядности, творческих заданий и занимательных вопросов. Вместе с учащимися оформляем тематические стенгазеты для уроков, с которыми учащиеся классов знакомятся в течении объяснения нового материала, а так же в перемены.
Творческие работы способствуют развитию художественной речи, эстетики. Это не письменные работы (ответы) на вопросы и не изложение содержания параграфа. Творческие работы разнообразны:
Во-первых: - это задания – вопросы творческо-поискового характера.
Например, - « В Индии в искусственном орошении нуждаются не только засушливые районы, но и районы, которые занимают 1-ое место в мире по количеству осадков за год, в частности Индо-Гангская низменность». Как можно объяснить этот факт?
Возможна ли пассивность на уроке, когда интерес возбуждён? При выполнении таких заданий учащиеся должны каждый раз самостоятельно выбрать логику рассуждения. Поэтому творческие задания имеют большое значение для преодоления одних и тех же приёмов мыслительной деятельности учащихся.
Во-вторых: - это и составление кроссвордов, которое заставляет учащихся читать дополнительную литературу не только по географии, но и литературу по биологии, истории, физике. Кроссворды развивают чувство юмора, ученики могут применять при составлении кроссвордов поговорки, пословицы, стихи, загадки. Кроме этих положительных качеств, кроссворды заставляют воспроизводить в памяти географическую терминологию.
Каждый ребёнок талантлив. Это утверждение становится истинным, когда даю детям подобные творческие задания. И, как результат, - ученики стали писать стихи на географическую тематику.
Как и другие преподаватели, применяю и сообщения учащихся на уроках, школьники пишут рефераты по наиболее понравившимся им темам.
Дети некоторых классов способны постичь только стандарт в курсе географии.
Другие же классы отличаются от параллельных классов развитой устной монологической речью, с хорошей памятью, большей реакцией восприятия.
Но и в таких учебных коллективах есть ребята послабее одноклассников, которым необходимы или какие-то льготные условия или немного больше дополнительного времени на выполнение определённой работы. Нередко в классе корректирующего развивающего обучения, ученик, начиная рассказывать то, что он выучил к уроку, вдруг говорит: «А я забыл следующее предложение».
Таким образом, методом заученного текста или записи в тетради нельзя достичь своей главной цели в работе – научить ребёнка мыслить, думать. Поэтому для такого типа учеников использую такое льготное условие, как опора на конспект по Шаталову, на типовой план, таблицу, или же на выполненную самими учащимися контурную карту.
Чтобы каждый ребёнок чувствовал себя более комфортно на уроках,
разрешаю учащимся использовать при сдаче номенклатуры свою собственную заполненную контурную карту. Некоторые ученики теряются в настенной карте, так как таких карт, как правило, у них нет. А время перемены не для всех достаточно, чтобы основательно запомнить местоположение объекта. Поэтому допускаю пользоваться атласом, или контурной картой, показывать объект в них и затем уже сопоставлять с настенной картой.
Более подготовленным учащимся возможно использование контурных карт как своеобразного картографического конспекта: они записывают условными знаками на контурной карте излагаемый мною материал.
Эффективность уроков зависит и от подготовленности школьников работать самостоятельно. Мне очень нравятся слова великого педагога Сухомлинского, который в книге «О воспитании» писал: «Страшная опасность – безделье за партой, безделье месяцы и годы! Это развращает и морально калечит человека».
Для отдельных сильных учеников стараюсь усиливать самостоятельную работу, а слабым ученикам предлагаю задание «по плечу», иначе снижается мотивация к учёбе, теряется интерес к предмету.
С начала учебного года подготавливаю карточки 3-х- уровневого контроля знаний. Обычно в карточке 3 вопроса. Так, первый вопрос – на воспроизведение понятия, закона. Второй вопрос – поискового уровня. Он начинается со слов: «Почему…?», «Сравните…?», « Как объяснить…?», « Что общего между…?». Третий вопрос – проблемного характера. Например: «Целесообразно ли строительство Норильского металлургического комбината? Приведите аргументы «за» и «против».
Такие разноуровневые задания в обучении показывают, что некоторые отличники вытягивают только на репродуктивный и творческо-поисковый уровни. Это прилежные ученики, обладающие прекрасной памятью, способные пересказать выученное, дать точное определение и получать на каком – то этапе отметки «5». Однако часть из них в дальнейшем не способны к творческой работе, к решению проблемных задач и лишь немногие из них, поступив в ВУЗ, с лёгкостью осваивают материал учебного заведения.
В течение года, осваивая приёмы решения разноуровневых заданий, большое количество детей успешно справляются и с третьим вопросом в такой карточке. Таким образом, сильные ученики становятся ещё сильнее и лучше решают такие вопросы, а слабые – «троечники» - успешно решают первые и вторые вопросы. Подобные карточки применяю и при обучении и при опросе.
На устных предметах максимум времени должны говорить ученики, и я даю им эту возможность. При опросе ученики сами, слушая отвечающего ученика у доски, оценивают, аргументируя, ответы одноклассников. Развивается логика, речевая культура. При таком приёме отпадают такие вопросы у детей, как «А почему ему «4», а мне «3»? и т.д.
При устных ответах каждый учащийся может сам оценить свои знания и в терминологии. После своего ответа ученик берёт дополнительный «билет» из разложенных на моём столе «билетов». И опять же – более сильный по знаниям ученик должен и старается ответить на все 3 термина, слабому же ученику достаточно только одного – первого. Эти термины записаны в таком порядке: обязательный (он выделен шрифтом в учебнике), дополнительный и термин при углублённом изучении предмета (например, рельеф, эрозия почв и рекультивация). При формировании понятий опираюсь на личностный опыт учащихся, их представления.
Использую тесты, которые помогают ученикам разобраться в том, что они знают, чего нужно доучить, отыскать правильный ответ. Ориентируясь на результаты тестов, перестраиваю обучение, если это необходимо. Так как выполнение заданий осуществляется индивидуально, то это даёт возможность составлять разные по уровню знаний варианты заданий, изменять время на выполнение каждого из них, то есть использовать элементы дифференцированного подхода.
Благодаря использованию различных типов уроков, разнообразному и разноуровневому домашнему заданию, перечисленным выше приёмам и методам, мои ученики крайне редко получают неудовлетворительные отметки, и я добиваюсь того, чтобы дети знали материал лучше.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь»
Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино"
Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана»
Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»
Похожие статьи:
Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс
План-конспект урока географии 6 класс
Конспект урока географии в 8 классе
Программа элективного курса по географии для 9 класса
Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»