Конспект занятия по лепке
Автор: Алябьева Марина Викторовна, педагог дополнительного образования детей, МБОУ ДОД ЦДОД города Димитровграда.
Описание материала: предлагаю конспект занятия по теме "Курочка в гнезде",
проходившего в подростковом клубе "Вита", творческое объединение "Чудесная лепка", учасники педагог дополнительного образования и учащиеся творческого объединения (7-8 лет).
Данный материал будет интересен и полезен педагогам по изобразительной деятельности в общеобразовательных школах, педагогам дополнительного образования работающих с благодатным природным материалом - глина, родителям.
Работа имеет художественно-эстетическую направленность.
Раздел: «Работа с глиной».
Тема:«Курочка в гнезде»
сюжетная лепка, сувенир.
Вид занятия: комплексное.
Место проведения: подростковый клуб «Вита».
Количество детей: восемь человек, второй год обучения, учащиеся 1 класса.
Цель: способствовать умению фантазировать и воплощать свои фантазии в работе. Приобщать к народным традициям.
Задачи:
• Познакомить детей с понятием - сюжетная лепка.
• Вспомнить и закрепить на практике способы лепки: примазывание, расплющивание, заглаживание, скручивание спиралей, нанесение рисунка по мокрому стекой или палочкой, оттягивание.
• Обсудить свойства глины, её качество, что поможет при лепке.
• Развивать фантазию и воображение детей.
• Приобщать детей к народным традициям, развивать желание становится участником и творцом праздничных приготовлений.
Оборудование и материалы: несколько видов работ из глины – образцы; сюжетные картинки; аудио запись; глина, доски, стеки, вода, тряпочки, заточенные палочки с одного конца в виде закругленной лопатки, а с другого в виде острого карандаша.
Литература:
1. Послушная глина, Г.Федотов, Москва, 1998г.
2. Научитесь лепить животных, К. Дью, Москва 2002г.
3. Учимся лепить, Н Бельтюкова, С. Петров, Москва 2001г.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Добрый день ребята. Подготовьте свои рабочие места, для лепки. Что вы подготовили? (вода, стеки, тряпочки, подстилки). Скажите, а для чего нам нужны тряпочки, вода, стеки? (предполагаемые ответы детей: тряпочки для раскатывания, вода – это клей для глины и т.д.).
2.Проверочный этап.
Ребята, давайте по цепочке перечислим свойства глины: мягкая, пластичная, лопается, примазывается. Так же перечислим способы и приемы лепки, как их можно использовать во время работы (примазывание, оттягивание, скручивание, расплющивание). Молодцы!
3.Подготовительный этап.
Ребята вы знаете, что все времена и на каждом периоде развития общества, в народном творчестве искусство всегда было тесно связано с ремеслом. Чем лучше мастер овладевал своим ремеслом, тем большую художественную ценность представляло рукотворное изделие. Мне кажется, будет очень символично в преддверии праздника Пасхи слепить сувениры, а затем их расписать. Ведь подарок, выполненный своими руками источает тепло и добро. Сувениры предлагаю в дальнейшем подарить своим близким и любимым людям. В народе Пасху величают светлым праздником, сравнивают со светом души и сердечьной радости. Так и наши работы придут в дома с добром и радостью! Предлагаю выполнить сувениры в виде сюжетной композиции.
Кто из вас может пояснить, что значит сюжет (ответы детей). Затем выводим общее определение.
Сюжетная лепка – это лепка, несколько предметов, которые объединены одним сюжетом, событием, явлением. В нашем случае наш сюжет будет носить тему Пасхи, на которой главным атрибутом являются украшенные яйца. Яйцо – символ начала жизни, и можно наверное, изобразить в своей работе вылупившихся цыплят, заботливую маму – курицу и все они могут располагаться в теплом, уютном гнездышке. Лучше вылепить каждый предмет или героя в отдельности, а после высыхания собрать в общую композицию. Если в семьях есть маленькие дети, то они в дальнейшем смогут не только любоваться сувениром, но и аккуратно играть, проговаривая и сочиняя свой собственный сюжет, используя героев и их атрибутику. Вы готовы приступить к работе? Что мы должны сделать перед началом (пальчиковую гимнастику), ребята выполняют ее.
Пауки ползут, ползут Паутину плетут, плетут.
Жук упал и встать не может Ждет, ну кто ему поможет!
Прилетела стрекоза Словно пуговицы глаза Ну, а крылья вертолет В лево, право и вперед!
Теперь настроим наше внимание и глаза. Проводятся упражнения для глаз (используется бабочка на палочке, за движением которой дети следят глазами не двигая головой). Ребята какие советы вы можете дать друг другу с целью безопасности и гигиены? Предполагаемые ответы детей: не размахивать стеком, не брать глину в рот и т. д.. Предлагаю начать работу.
4. Основной этап.
Ребята, посмотрите, вы возьмете куски глины, и разделить их на части.( Дети скатывают большую толстую колбаску «лам-лам делим глину пополам», так же делится еще раз вторая часть глиняной колбаски). Из большого куска глины скатывается шар и расплющивается между мокрой тряпочкой приемом «карате», получилась основа для гнезда (лепешка толщиной 1 см).
Затем скатываем две тонкие колбаски и скручиваем между собой в виде спирали -это бортики гнезда.
Из маленьких расплющенных морковок лепим лепестки для украшения краев гнезда, примазываем их поочередно вокруг.
Наносим рисунок стеком по мокрому в виде прожилок и сухой травы в гнезде.
Теперь круговыми движениями скатываем яйца, формируем их одинаковые по величине. В одном из яиц усаживаем цыпленка слепленного из шариков с оттянутым клювом, сверху на головку примазывается скорлупка, выполненная из кусочка глины. Лепим курицу из морковок. Одна большая морковка, формируем из нее туловище, голову прищипнув гребешок, оттянув клюв, путем сгибания и расплющивания хвоста. Из шарика сплющиванием выполняем подставку, примазываем ее. Перья изображаем при помощи заточенной палочки, нанося ритмичные вдавливания по крыльям и хвосту.
На грудке и спинке наносятся ритмичные точки заостренным концом палочки. Если у вас останется время и появится желание, свой сюжет вы можете дополнить другими предметами или героями, которые будут логически связаны между собой.
Самостоятельная работа детей. Если дети затрудняются, предлагаю обращаться за советом к своим товарищам, при необходимости осуществляю показ на своем куске глины. Обращаю внимание, что изображаемые предмета группируются по содержанию сюжета, величине, компактно, связываю такую закономерность с тем, что при сушке каждый налепленый предмет или украшение тянет основу на себя и поэтому она может разорваться.
5. Итоговый этап.
Ребята, у вас получились прекрасные сувениры. А возникали ли трудности во время работы? Как вы их решали? Вы как настоящие мастера выполняли свой замысел, советовались друг с другом, именно так происходит в мастерских у ремесленников. Теперь нам нужно правильно высушить, обжечь наши работы. На следующем занятии приступим к неменее интересному – росписи. И как раз к светлому празднику Пасхи сувениры будут полностью готовы, и мы их сможем подарить нашим родным и близким! Жду вас всех на следующем занятии. До свидания.
На следующем занятии ребята расписывали свои поделки гуашью, после чего я их покрыла лаком. Подарки получились на славу!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе
О жостовской росписи для детей
Скульптура горного козла из глины. Мастер-класс с фото
Дымковская «Лошадка - свистулька» своими руками для детей 6-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото
Похожие статьи:
Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по лепке
Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству для младших школьников