Конспект урока для учащихся 9 класса с презентацией. Картонажно – переплетное дело
Балдина Марина Викторовна, Учитель труда, МБОУ "Школа № 54 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г.Пермь
Данный урок предназначен для учащихся 9 класса изучения предмета переплетно-картонажное дело. УМК: Кабинет оборудован компьютером и проектором. Используются карточки задания, книги для ремонта, инструменты, материалы для ремонта книги. Г.В. Васенков Картонажно – переплетное дело 8 -9 и профильные классы специальная (коррекционная) школа VIII вида.
Данный урок относится: М 5 Практическое повторение (28 ч.) тема: Ремонт книги.
Выбранные структура, этапы, содержание урока, форма организации образовательной деятельности на уроке способствуют созданию ситуации деловой активности обучающихся, поддержанию их познавательного интереса. На уроке формируются: коммуникативные и регулятивные действия у учащихся с умственной отсталостью; включение в технологическую деятельность по изготовлению и ремонту переплётно-картонажных изделий (книги). Тема урока: «Ремонт книги». Тип урока: обобщающий урок-практикум. Цель урока - создание условий для совершенствования и систематизации навыков трудовой культуры обучающихся с интеллектуальными нарушениям посредством их включения в технологическую деятельность по изготовлению и ремонту переплётно-картонажных изделий (книги). Технологическая карта урока Организационный момент (1 мин.) Действия учителя: Здравствуйте, ребята. Действия обучающихся:Дети стоя приветствуют учителя. Действия учителя:Волнуетесь? Давайте представим себя воздушными шарами, сделаем глубокий вздох, задержим дыхание и медленно выдохнем. Действия обучающихся:Вдыхают и выдыхают воздух. Действия учителя:Прошу Вас, занять места за столами. Действия обучающихся:Садятся за столы (расставленные с учетом дальнейшей работы в группах).
Актуализация знаний (5 мин.) Действия учителя:Ребята, кто из Вас помнит определение – переплетчик? Предлагает написать определение на листах бумаги. Действия обучающихся::Пишут определение – переплетчик – это: Доска и оборудование:Бумага, ручка. Действия учителя:Обсудите группой, чье определение более точное, полное и зачитайте его. Действия обучающихся:Группой решают, чье определение более точное.Зачитывают определение. Формирование БУД:Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества. Действия учителя:Внимание на экран. Презентация Слайд 1. Читает определение: Переплетчик – это специалист по переплётному делу; тот, кто занимается переплетением, переплётными работами. Действия учителя:- читает стих К.Г. Абрамова Презентация Слайд 2
Я на книгу молюсь, как на хлеба ковригу.
Книга — пища души. Книга — к жизни зовет!
Я принес переплетчику ветхую книгу.
Он листы перешил. Обновил переплет.
Он разгладил углы. Он обрывы заклеил.
Он работал с предельной отдачею сил.
Он ее обихаживал. Холил. Лелеял.
Он страницы умолкшие вновь оживил.
И в искусстве его есть свое вдохновенье.
Есть свое мастерство для добротнейших дел.
Дал он книге старинной второе рожденье —
И поэт вместе с нею помолодел.
(К. Г. Абрамов) Действия обучающихся:Дети слушают Действия учителя: Догадываетесь о чем сегодня на уроке, пойдет речь? Действия обучающихся:Обучающихся отвечают на вопрос:
- о переплетных работах;
- о видах повреждения книги;
- о ремонте книги и т.д. Формирование БУД: Регулятивные действия: прогнозирование. Действия учителя: Предлагает сформулировать тему урока. Действия обучающихся: Формулируют тему урока.
Тема урока: Ремонт книги Презентация Слайд 3 Формирование БУД: Регулятивные действия: целеполагание. Постановка учебной задачи «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) 5 мин. Действия учителя: Предлагает взять по 1 карточке, разложенные на столе текстом вниз. Действия обучающихся: Берут по одной карточке. Доска и оборудование:Карточки (Приложение 1). Действия учителя: Прошу Вас выйти к доске. Задание: Найдите свою группу. Действия обучающихся: Выходят к доске. Объединяются в группы:
1 группа)детали переплетной крышки;
2 группа)детали блока. Действия учителя: Обоснуйте свой выбор. Почему Вы в группе? Действия обучающихся:1 группа:- нас объединяют детали переплетной крышки.
2 группа:- нас объединяют детали книжного блока. Действия учителя: Предлагает сесть за столы по сформировавшимся группам. Действия обучающихся: Сформировавшиеся группы садятся за столы. Формирование БУД:Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Действия учителя: Внимание на доску: Элементы книги Презентация Слайд 4. Действия учителя: Назовите элементы блока книги.Презентация Слайд 5. Действия обучающихся:Дают названия элементам блока книги. Действия учителя: Назовите элементы переплетной крышки книги.Презентация Слайд 6. Действия обучающихся: Дают названия элементам переплетной крышки. Действия учителя: С момента появления, книги стали играть огромную роль в духовной жизни людей. Высоко ценимые, книги бережно сохранялись, передавались по наследству, собирались в обширные библиотеки.В процессе использования листы и обложка книги приходят в негодность, изнашиваются. Периодически - книгу требуется реставрировать.
Сегодня мы уделим внимание такому важному вопросу как ремонт книги.
Перед вами книга. Постарайтесь определить виды ее повреждений из предложенных карточек. Действия обучающихся: Дети осматривают книгу, анализируют, фиксируют виды повреждений,выкладывая карточки. Доска и оборудование: Книга, карточки: Виды повреждения книги (Приложение 2). Формирование БУД: Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества Действия учителя: Командам предлагаю встать со своих мест. Задвиньте стулья. Перейдите к столу другой команды. Действия обучающихся:Команды меняются местами. Действия учителя:Задание: Найдите ошибки, дополните недостающее. Действия обучающихся: Проверяют перечень повреждений книги другой команды. Объявляют, какие дополнения были внесены. Формирование БУД:Коммуникативные действия: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Действия учителя: Внимание на экран Презентация Слайд 7:
Виды повреждений книги - оторвавшиеся или разорванные страницы,
- отклеившиеся от крышек форзацы,
- пятна разного происхождения,
- потрескавшийся корешок книг,
- нарушено шитьё,
- намокшие страницы.
Самостоятельная работа (25 мин.) Действия учителя: Объясняет задачу Презентация Слайд 8,Слайд 9:
- выберите, посильный для Вас вариант сборки переплетной крышки;
- подберите соответствующие материалы и инструменты для работы;
- произведите сборку переплетной крышки. Действия обучающихся: Выбирают посильный вариант сборки переплетной крышки (Приложение 3).
Выбирают материалы и инструменты для работы.
Выполняют сборку переплетной крышки. Доска и оборудование: Картон, отстав, покровной материал, корешок, клей, кисть, клеёнка, гладилка. Формирование БУД: Личностные действия: процесс самоопределение.
Рефлексия (1 – 2 мин.) Действия учителя: Организует рефлексию Презентация Слайд 10: Заполните лист самооценки, согласно требованиям, предъявляемым к качеству сборки переплетной крышки. Действия обучающихся: Заполняют лист самооценки (Приложение 4). Формирование БУД: Регулятивные действия: контроль, оценка.
Итог урока (1-2 мин.) Действия учителя: Книга прочно вошла в жизнь каждого, она учит, советует, развлекает, заставляет задуматься. Поэтому: как Вы книгу бережете, так она и сохранится.Презентация Слайд 11
«Человек может стукнуть обидчика кулаком. Собака — укусить. Даже муха, даже комар могут спастись бегством. Книга может только гордо и молча погибнуть». Эти слова написаны на плакате в одной из библиотек… Были времена, когда на довоенных библиотечных книгах можно было встретить вклеенную под обложку памятку:
«Убедительная просьба книги.Презентация Слайд 12
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками: мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели.
Не ставьте на меня локтей, когда читаете, и не кладите меня раскрытой лицом вниз; ибо вам самим не понравится, если бы с вами так обращались.
Не кладите также в меня карандаша, ничего толстого, кроме тоненького листа бумаги, иначе разрывается корешок.
Если вы кончили читать и боитесь потерять место, где вы остановились, то не делайте значка ногтем, а вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
Не забывайте, что после того, как вы прочитали, мне придется побывать и у других читателей.
Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми». Действия обучающихся: Слушают учителя. Формирование БУД: Познавательные действия: общеучебные. Действия учителя: Обращает внимание на высказывания великих, развешанных на стенах кабинета. Предлагает выбрать высказывание великих мыслителей, которое лучше всего отражает деятельность на уроке:
•Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
Аристотель
•Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
•Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!
Конфуций
•Как приятно знать, что я что то узнал.
Мольер Действия обучающихся: Читают развешанные на стенах кабинета высказывания великих мыслителей.
Выбирают одно из высказываний великих мыслителей, которое лучше всего отражает деятельность на уроке. Доска и оборудование: Высказывания великих на стенах кабинета (Приложение 5).
Постановка домашнего задания. Действия учителя:Презентация Слайд 13 Отправить на почту: m.baldina@bk.ru сообщение:
- назначение и способы окрашивания обрезов блока. Приложение 1
• КАПТАЛ
• ЛЯССЕ
• ТЕХ. МАРЛЯ
• ТЕТРАДЬ
• ФОРЗАЦ
• СТОРОНКА
• ОТСТАВ
• ШПАЦИЯ
• КОРЕШОК
• КРЫТВО Приложение 2
• ОТОРВАВШИЕСЯ ИЛИ РАЗОРВАННЫЕ СТРАНИЦЫ
• ОТКЛЕИВШИЕСЯ ОТ КРЫШЕК ФОРЗАЦЫ
• ПЯТНА РАЗНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
• ПОТРЕСКАВШИЙСЯ КОРЕШОК КНИГ
• НАРУШЕНО ШИТЬЁ
• НАМОКШИЕ СТРАНИЦЫ
Приложение 3 Рабочие операции изготовления цельной переплетной крышки
Приложение 3 Рабочие операции при производстве составной переплётной крышки
ФИО_____________________________________________ Требования к качеству сборки переплетной крышки
- Верхние и нижние кромки сторонок параллельные
- Расстояние между картонными сторонками (шпации) одинаковые
- Заготовки из покровного материала (бумаги) плотно прилегают к сторонкам крышки
- Загибка полей и заправка углов плотные без утолщений
- Лицевая и внутренние стороны крышки чистые, без изломов и повреждений
Оценка:
0 – не соответствует требованиям
5 - соответствует требованиям Приложение 5
• Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
Аристотель
• Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
• Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!
Конфуций
• Как приятно знать, что я что то узнал.
Мольер