Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе детского сада

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза – символ русской природы».
Автор: Кутурова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №172», г. Иваново
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию конспект НОД по экологии для детей подготовительной группы. Конспект можно использовать на занятиях по экологии. Данный материал будет полезен воспитателям.
Предварительная работа: Беседы о природе леса. Чтение художественных произведений А. Твардовского, стихи об осени А. И. Бунин, А. С. Пушкин. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща».
Цель: Воспитывать любовь к родной природе, любознательность её изучать.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и уточнять представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
- формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнить и углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.
- продолжать работу по обогащению словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы).
Развивающие:
- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация.
Материал к непосредственно-образовательной деятельности:
Макет дерева без веток, картина о природе И.Левитана, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, макеты деревьев для оформления, подарки для детей-оберёги изготовленные из бересты.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Мотивация к деятельности:
Дети входят в группу и встают в полукруг.
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости хотел прийти старичок-лесовичок, но у него случилась беда - его лесные владения захватила злая колдунья. Старичок-лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята помочь ему. Мы его с вами сейчас прочитаем? (Содержание письма).
В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзку. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она дрожит и просит о помощи. А помочь ребята вы можете берёзке, выполнив задания которая, приготовила колдунья.
Воспитатель:
- Что нам делать ребята?
- Для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Старичок-лесовичок, прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.
- Вы готовы, ребята?
Дети:Да.
Воспитатель:
- Вот мы с вами в волшебном лесу (включаю звуки леса). Слышно как поют птицы. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек. (лист бумаги с нарисованным стволом).
- Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, только тогда, когда правильно выполним задание.
Воспитатель снимает конверт с первым заданием:
Расскажите о красоте русской берёзы.
Ответы детей.
Воспитатель:
- Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Стихотворение «Березка» И. Прокофьев.
Люблю березку русскую,
то светлую, то грустную,
в белом сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
с красными застежками,
с зелеными сережками.
Воспитатель:
- Ребята, а где можно увидеть березу? (в лесу, на поляне, около дома и т. д.)
Ответы детей: (в лесу, на поляне, около дома).
Воспитатель:
- Как называется лес где растут одни березы.
Ответы детей: (березовая роща).
Воспитатель:
- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди в старину водили хороводы вокруг березы.
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь береза. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).
- Зимой - на веточках лежит белый снег.
- Весной - на ветках клейкие, нежные листочки.
- Летом - дерево покрыто густой зеленой листвой.
- Осенью - береза покрыта золотистой листвой, кружаться в воздухе листья, падая на землю. Дети, как называется это явление.
Дети: (Листопад).
Воспитатель:
- Вокруг посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года.
- Посмотрите ребята картину И. Левитана «Берёзовая роща», с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – береза. За свою красоту береза стала символом России.
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березу? Мы можем прикрепить веточку для березки?
Дети: Да.
Дети прикрепляют веточку к березки.
Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. (В конверте лежит береста).
Воспитатель:
Ребята, что это?
Дети отвечают:
Воспитатель:
Правильно- это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки (показ изделий).
- Посмотрите, перед вами лежат кусочки бересты.
(Дети рассматривают бересту).
Экспериментальная работа «У кого прочнее».
- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Игра «Найди кору березы».
На подносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы.
Воспитатель:
- Ребята давайте вернемся, к нашему опыту рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, справились мы с заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили?
Дети: Да. Нашли кору от березы?
Воспитатель:
Мы можем прикрепить веточку для березки?
Дети: Да.
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Физкультминуткa: «Бeрёзка».
Мы бeрёзу пoсaдили, (выпрямиться)
Мы вoдoй её полили (руки согнуть к плечам, ладонями вперёд)
И бeрёзка подросла (потянуть руки вверх)
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила (поклоны головой).
Воспитатель снимает конверт с третьим заданием. (Рассказать о пользе березы).
Ответы детей.
Воспитатель:
- Береза, не только красивое дерево, но и лечебное, еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.
Проводится игра «Найди лист березы».
Рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.
Воспитатель:
- На стволах березы растет березовый гриб - чага, его используют в медицине. Береза лечила и лечит людей от многих болезней. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость - березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным и полезным напитком.
- А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, справились с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах березы?
Дети: Да.
Воспитатель:
Мы прикрепляем веточку для березки?
Дети: Да.
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием. (Вырастить дерево, и определить сколько ему лет.)
Игра «Вырасти дерево».
Сложить картинки последовательности прорастания дерева. Дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки.
Игра « Сколько лет берёзе?».
- Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца. (Показывает через увеличительное стекло).
Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если кольцо узкое- то нет).
Воспитатель:
- Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?
Дети: Нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.
Воспитатель:
Попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.
Дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам.
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, справились мы с четвертым заданием?
Дети: Да, мы вырастили березу, и узнали сколько ей лет.
Воспитатель:
Можем прикрепить веточку для березки?
Дети: Да.
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель:
- Ребята мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит, что мы еще должны сделать для неё?
Ответы детей. Прикрепить листочки.
Воспитатель:
- Ребята березка нам с вами говорит спасибо за её спасение.
- Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны бережно к ней относиться.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
Воспитатель:
- Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель:
Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята за то, что вы помогли расколдовать березку, она вас награждает вот такими оберегами из берёзовой коры« Юный друг леса».

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая беседа для детей подготовительной группы Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы ДОУ Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии

Похожие статьи:

Конспект занятия – сказки в подготовительной группе детского сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения на территории детского сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения огорода

Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы

НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Опубликовано: 3369 дней назад (3 октября 2015)
Просмотров: 3500
Рубрика: Конспект НОД
+3
Голосов: 3
Варвара Васильевна Петровская # 3 октября 2015 в 21:12 0
Марина Викторовна молодец!!! Воспитание и привитие уважительного отношения к природе спасет весь мир!!!
Наталья Григорьевна Дмитриева # 4 октября 2015 в 09:55 0
Здравствуйте, Марина Викторовна! Замечательное занятие: познавательное - столько информации о березе узнали дети! Методически грамотно построенное - смена деятельности, логичность в последовательности заданий, использование игрового момента, думаю, Ваши дети были активны на протяжении всего занятия. Понравилось использование приемов исследовательской деятельности. Спасибо за интересный материал, беру в закладки и с удовольствием голосую!