Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка
Автор: Вертинская Марина Викторовна, учитель начальных классов.
Место работы: ТОГКОУ школа-интернат № 33.
Одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления учащихся. Развивать логическое мышление – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.
Каждая дисциплина вносит свой вклад в развитие названных умений. Большими возможностями в этом располагают уроки русского языка. Одно из ключевых мест занимают комплексные интеллектуально-лингвистические упражнения, направленные на развитие познавательных процессов и приобретение знаний, умений и навыков по русскому языку. В процессе их выполнения у школьников развиваются умения выражать суждения, устанавливать временную последовательность или причинно-следственные связи между ними, а также осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Систематическое выполнение упражнений на установление временной последовательности и причинно-следственных связей положительно сказывается на развитие речи учащихся, в частности, способствует развитию умений излагать мысли определенно, последовательно, непротиворечиво, обосновано. (Журнал «Начальная школа», № 8, 2007г.)
• Упражнение № 1 (направлено на развитие умения устанавливать следствие указанной причины.
Прочитай запись. Среди предложений 2, 3, 4 найди такое, которое по смыслу следует из того, о чем говорится в предложении.
1. Наступили теплые весенние деньки.
2. Насекомые проснулись.
3. Набухли почки.
4. Замерзла река.
• Упражнение № 2
Каждому ученику дается карточка с текстом, в котором пропущены предложения. Эти предложения записываются в справке. Ученики работают в карточке.
Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. ___________________ . Не испугались звери, шубы теплые надели, в глубокие норы запрятались. Белка в дупле спряталась, орешки грызет, медведь в берлоге спит, а заинька прыгает, греется.
Пуще зима злится – до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. ___________________ . Замерзли реки и озера. Рыба вся в глубь ушла. Под ледяной кровлей ей еще теплее.
Справка:
1. Бегут морозцы, по рекам, по озерам.
2. Ослабли морозы, не потрескивают, не пощелкивают, молотками не постукивают, по лесу не гуляют.
3. Заволокли морозы узорами стекла в окнах, стучат в стены и в двери, людей и зверей пугают.
4. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают и пощелкивают, зверей пугают.
5. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают, по озерам, по рекам мосты строят.
• Упражнение № 3
Прочитайте пары предложений. Выберите ту пару, в которой предложения записаны в таком порядке: сначала предложение, обозначающее причину, затем предложение, смысл которого вытекает из предложения-причины. Соедините эту пару в сложное предложение с помощью подходящего союза (и или но).
1. Часто люди вырубают леса. Лесные жители лишаются крова и пищи.
2. После дождя в лесу выросли грибы. Мы любим ходить за грибами.
• Упражнение № 4
Прочитай запись. Заполните пропуски, расположив предложения из справки в правильной последовательности.
Осенью в тайгу приходит праздник: спеют кедровые шишки. Медведи и кабаны, бурундуки и белки – кто только не поживится вкусными орешками! _________________________________________________________
Справка: Молодыми зелеными ростками покроется тайга. Запасливая птица прячет орехи под древесную кору, в дупла, мох, в лесную подстилку. Прилетит на пиршество и кедровка. Прорастут орешки.
• Упражнение № 5
В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логическую связность сообщения. Найди это место и восстанови текст.
Мы пришли на остановку автобуса. Билеты мы купили у кондуктора.
Аля открыла банку консервов. Ей пришлось ее выкинуть.
Кирилл сел на стул. Мальчик оказался на полу.
Была осень. Кирилл вышел в лес на лыжах.
Кот подошел к своей миске. Там почти не было еды. Кот наелся досыта.
Денис не знал нового материала. Мальчик написал диктант на пятерку.
• Упражнение № 6
Перестрой предложения или разбей одно из них на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.
На столе стоит ваза с розами, а на поле много одуванчиков.
По улице бежали два мальчика. Толя бежал в магазин, а Рома бежал быстро.
У нас в огороде растет укроп, а в Ростове живут родственники.
За шкаф закатился мячик, а за городом сейчас хорошо.
На прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную.
• Упражнение № 7
Перифраз. Скажи по-другому.
Малыш еще неуверенно стоял на тоненьких ножках. Он доверчиво смотрел на нас своими большими черными глазами.
Рекомендуем посмотреть:
Математическое развитие детей дошкольного возраста
Развитие логического мышления у дошкольников. Конспект индивидуального занятия
Развитие словесно-логического мышления на индивидуальном развивающем занятии психолога
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию логического мышления
Похожие статьи:
Диагностика развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте
Развивающие игры для детей от 3 до 8 лет
Игры на развитие логического мышления детей 6 лет
Игры для детей 3 лет на развитие мышления
Упражнения на развитие логического мышления дошкольников