Занятия для дошкольников «СКАЗКИ БАБУШКИ ВЕРЕТЕНЫ»
Программное содержание:
Продолжать учить детей рассматривать кружева, видеть красоту, воздушность затейливого узора. Продолжать учить выделять особенности построения узора: чередование одинаковых элементов, сочетание крупных, мелких элементов и соединение всего узора ажурной сеточкой, паутинкой. Учить составлять узор для косынки на треугольнике, выделяя середину и кайму, заполняя тонким узором всю поверхность.
Материал: изделия из кружева, иллюстрации «русское кружево», бумага – квадрат, черного цвета, гуашь белая, кисти, салфетки
Ход занятия:
Чтение сказки о бабушке Веретене.
В те давние времена у Веретены в руках были только веретено, крючок да нитки. И плели кружева в других городах - Вологде, Ельце, Кирове. Крючком можно связать мерное кружево, но тонкий большой узор одной ниточкой не навяжешь. Вот и научились кружевницы плести кружева из множества нитей, а чтобы они не путались, к каждой ниточке привязывали деревянную палочку - коклюшку. Перебирают нитки девушки, позванивают коклюшками, будто песенку поют, и тянется, кружится узор.
Вологда завьюжена белыми снегами,
Вьюга стелет кружево прямо под ногами,
Рассыпают искорки северные краски,
Снежные присказки — кружевные сказки.
Девицы-красавицы взяли подглядели,
Как переплетаются звонкие метели.
И рисуют девицы белые картинки,
Кружево их стелется тоньше паутинки.
П. Синявский
Рассмотреть кружевные изделия. Предложить детям рассказать, на что похожи узоры, какие элементы использовали мастерицы.
Предложить придумать и нарисовать кружевной платок на квадра¬те - выделить узором середину, кайму, нарисовать крупно. А потом соеди¬нить все тонкой кистью - ажурную сеточку, паучков.
В конце занятия рассмотреть все рисунки. Выбрать самые легкие, тонкие, ажурные, где сочетаются крупный узор и тонкие соединения.
КРУЖЕВНАЯ КОСЫНКА
Программное содержание:
Познакомить детей с творчеством вологодских мастериц. Учить видеть красо¬ту, контрастность плотных частей узора (ос¬новных элементов) и ажурной сетки, белого кружева и темного фона. Учить составлять узор для косынки на треугольнике, выделяя середину и кайму, заполняя тонким узором всю поверхность. Активизировать словарь: коклюшки, пле¬тение, ажурный, плотный, легкий, воздуш¬ный.
Материал: открытки с изображением Вологодских кружев, схемы плете¬ния сеток-основ, бумага цветная треугольной формы, белая гуашь, кисти, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель (на ее плечи наки¬нута кружевная шаль). Говорят, жила в стародавние времена на све¬те бабушка Веретена. И умела она из обычных ниток такую шаль сде¬лать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Навер¬ное, была та шаль похожа на эту.
Снимает шаль, разворачивает ее, закрепляет на фланелеграфе.
Скажите, из чего сделана эта шаль? (Из ниток.) Как называются такие ажурные изделия? (Кружева.) Где их изготавливают? (В городе Вологда.) Какие приспособления используют при их изготовлении? (Коклюшки, булавки, подушку-валик.) Как называют мастериц, которые плетут такие узоры из ниток? (Кружевницы.)
Воспитатель предлагает рассмотреть кружевные косынки и шаль, выделить основные элементы узора, определить вид сетки (прямая.
наклонная, "паутинка", "решетка") и сравнить их с выставленными на мольберте схемами. Обращает внимание детей на кайму изделий, выполненную "зубцами".
Воспитатель. Кружевницы-мастерицы находили образцы для составления узоров в окружающей их природе - в лесу, в поле, на реке. И появлялись на кружевах "елочки" и "рыбки", "цветочки" и "паутинки", "воро¬ний глаз" и "репей".
Окружают меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава -
Кружева, кружева, кружева...
(Л. Яхнин.)
Перед тем как плести кружево, мастерица должна нарисовать на тонкой бумаге эскиз будущей работы. Попробуйте придумать и нарисовать узор для кру¬жевной косынки.
Воспитатель движением руки показывает место рас¬положения основного элемента - середину косынки; объясняет де¬тям, что это может быть изображе¬ние цветка, бабочки, елочки и т.п. Уточняет последовательность выполне¬ния узора, напоминает, что основные эле¬менты следует рисовать всей кистью плав¬ной непрерывной линией. Затем следует изобразить одинаковые элементы меньше¬го размера в зубцах каймы и, в последнюю очередь, - соединить их сеткой.
Дети приступают к работе, по окончании рисования рассказывают об узорах, которые у них получились.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Рисование комнатных растений
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Роспись хохломских ложек
Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе: Хохлома