Русский язык - 8 класс
Тема: Вводные слова
Автор: Мережко Ольга Федоровна, ГУ «СОШ №15 г.Павлодара»
Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний.
Цель:
- повторить и обобщить сведения о вводных словах и знаках препинания при них;
- формировать умения определять принадлежность вводного слова к смысловой группе, правильной постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами;
- прививать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим на соседа, улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.
II. Актуализация знаний.
1.«Орфографическая минутка»
(Задания по вариантам записано на доске, плюс у каждого на листочках).
- Вставьте пропущенные буквы в предложенные вам слова, раскройте скобки.
1 вариант 2 вариант
К уд…влению разумеет(?)ся
Бе…спорно оч…видно
(по)моему (во)первых
(в)третьих изв…ните
Безусловн… п…жалуй
(взаимопроверка)
- К какой группе относятся данные слова? (к вводным)
- Какой теме будет посвящен наш урок? (вводные слова)
2.Сообщение цели урока.
Слово учителя:
- Ребята, сегодня нам предстоит повторить и обобщить сведения по теме «Вводные слова».
3.Фронтальный опрос.
- Дайте определение вводных слов.
- На какие группы по значению делятся вводные слова?
(учащиеся отвечают, а на доске вывешиваются таблицы)
1.Степень уверенности
2.Различные чувства
3.Источники сообщения
4.Порядок мыслей и их связь
5.Способ оформления мыслей
6.Вежливость, привлечение внимания.
- Как вводные слова выделяются при произношении и на письме.
II.Обобщение
1.«Грамматический конструктор»
1 вариант
(Из слов записанных вразброс, составить три предложения с вводными словами)
1.Всё, в сравнении, познается, что, говорят.
2.В, он, лес, не, ходил, никогда, однако.
3.К, берегу, подходила, несомненно, лодка.
2 вариант. «Конструирование предложений»
(Записать предложения, заменив вводные слова синонимичными)
Горный воздух, без сомнения, благотворительно действует действует на здоровье человека.
3 вариант. «Выборочный диктант»
(Выписать предложения с вводными словами, расставить знаки препинания, подчеркнуть вводные слова)
1.К счастью, вода в реке была теплая.
2.Он кажется смешным.
3.К сожалению его примешивалась обида.
4.Очевидно, в доме все уже спали.
5.Решение по делу было совершенно очевидно.
6.Конечно, дома будут беспокоиться.
Слово учителя:
- Мы знаем, что вводные слова могут выражать различные чувства.
Задание 1.
Распределите вводные слова по смысловым группам.
Степень уверенности к огорчению
Различные чувства несомненно
Источник сообщения пожалуйста
Порядок мыслей и их связь к общему сожалению
Способ оформления мыслей по словам
Вежливость, привлечение внимания по мнению
итак
извините
вероятно
во – первых
иначе говоря
одним словом
Задание 2.
Выписать предложения, в которых вводные слова обозначают вежливость, привлечение внимания, подчеркнуть вводные слова.
1.К сожалению, я не мог пройти незамеченным.
2.Согласитесь, поют у нас часто и с удовольствием.
3.Кажется, шепчут колосья друг другу.
4.Извините, успехи в учебе не сочтите за хвастовство.
Задание 3.
Отобрать вводные слова, выражающие различные чувства, с двумя из них составить предложения.
Должно быть, к сожалению, говорят, итак, на мое счастье, очевидно, следовательно, к несчастью, к удивлению, значит, несомненно, к общей радости.
Задание 4.
Выполните упражнение 331. (4 ученика работают у доски)
(2 ученика заранее подготовили сообщение по словарным статьям:
1 ученик – образованность
2 ученик – интеллигентность.)
III.Рефлексия.
1 вариант.
Закончите предложения.
1.При помощи вводных слов говорящий выражает …. .
2.Вводные слова могут иметь следующие значения …. .
3.Вводные слова на письме выделяются … , а в устной речи … .
2 вариант.
Выполняют тест.
1.Вводные слова – это
А) слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает;
Б) слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.
2. Какое значение имеет вводное слово действительно
А) порядок мыслей и их связь;
Б) различные чувства;
В) большая степень уверенности.
3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь
А) возможно
Б) итак;
В) по – моему.
4. Являются ли вводные слова членами предложения
А) нет
Б) да
5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово
А) Мне кажется, что скоро пойдет снег.
Б) Кажется, скоро пойдет снег.
В) Он не такой, каким кажется.
Домашнее задание: & 37 упр. 330
Слово учителя:
Закончить урок я хотела бы словами В.Солоухина. (тексты лежат на столах)
Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть, потом они начинают прорастать. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко.
- Какова основная мысль текста?
- Что этим текстом хотел сказать автор?
В тетради запишите эту мысль, используя вводное предложение:
Всякая черта характера взрослого человека, как утверждал В.Солоухин, имела в детстве свой зародыш, свое семечко.
- А я хочу сказать: «Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 8 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»
Конспект урока русского языка для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка 8 класс
Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами
Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения
Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения