Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План-конспект урока ИЗО с презентацией, 5 класс. Живописные средства создания настроения в пейзаже

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе с презентацией
Автор: Мещерякова Юлия Владимировна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СШ №1 города Демидова Смоленской области
Описание работы: Предлагаю Вам учебно-методическую разработку, представленную в виде плана-конспекта урока по изобразительному искусству в 5 классе, которая обучает школьников передавать настроение в пейзаже с помощью живописных средств по представлению. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства.
Данный урок (№16) по теме «Живописные средства создания настроения в пейзаже» из раздела «Живопись» является уроком усвоения новых знаний (Искусство. Изобразительное искусство. 5 кл. В 2ч. Ч.1: учебник / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина).
Цель: обучение школьников умению передавать настроение в пейзаже по представлению.
Задачи урока:
- научить соотносить цвет и настроение;
- познакомить с приёмами передачи настроения в пейзаже;
- совершенствовать творческие способности в цветовых отношениях и передаче состояния природы и времени года при выполнении пейзажа по памяти и представлению;
- познакомить учащихся с творчеством зарубежных художников-импрессионистов из собрания Метрополитен-музея.
Оборудование:альбомный лист, акварель, стаканчик с водой, кисти.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
На уроке использованы различные виды деятельности. Форма урока – смешанный урок. Урок с элементами соревнования позволяет повысить творческую активность учащихся.
При разработке конспекта были учтены все требования программы.
Учащиеся на уроке выполняют различные виды деятельности: отвечают на вопросы учителя, сравнивают живописные пейзажи художников, соотносят понятия, цвет и настроение, выполняют задание на формирование первичных знаний о психологической природе цвета, выполняют пейзаж, анализируют свои работы и работы одноклассников, высказывают свое мнение об удачных и менее удачных моментах в работах.
На уроке по теме «Живописные средства создания настроения в пейзаже» используются различные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества. Средства обучения: компьютерная презентация, учебник.
Урок построен таким образом, что учащиеся самостоятельно определяют тему урока, цель и задачи, сами приходят к выводу, как с помощью живописных средств создается настроение пейзажа. Урок по данной теме поможет учащимся усвоить новый материал по теме, закрепить полученные знания в творческой деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: умеют сочинять пейзаж-настроение, передавать настроение композиционными приемами, ритмом линий, пятен, цвета и света, цветовой гаммой и колоритом. Умеют писать выбранное время года. Знают, как самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для раскрытия замысла пейзажа.
2. Метапредметные:
Познавательные: используют для решения познавательных задач учебник, мультимедийные образовательные ресурсы, другие источники информации
Регулятивные: определяют цели и задачи учебной деятельности, планируют наиболее эффективные способы и пути достижения цели, контролируют учебные действия и оценивают результат
Коммуникативные: умеют вести диалог, слушать собеседника, рассуждать, сравнивать анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы.
3. Личностные: развивают фантазию, воображение, пространственное представление, художественное чутье, эстетические потребности и чувства; развивают самостоятельность, способности к самооценке и самоконтролю.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.
Слайд 1
Здравствуйте, ребята. Посмотрите на свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку? На парте должны быль альбомы для рисования, акварель, кисти, баночки с водой.

II. Введение в тему урока
Беседа. Презентация по теме урока. Слайд 2
Ребята, посмотрите на слайд презентации и скажите, какой из жанров изобразительного искусства здесь представлен? Обоснуйте свое мнение.
(На слайде представлен пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа)
Работа с учебником
Откройте ваши учебники на с. 72.
Посмотрите на сельский пейзаж и его цветовую гамму. Опишите пейзаж. Какие цвета присутствуют в цветовой гамме?
Учащиеся описывают пейзаж, называют цвета, присутствующие в весенней цветовой гамме
Какое настроение передано в «Сельском пейзаже»?
Что именно помогло понять вам настроение в пейзаже?
Ребята высказывают свое мнение о настроении, переданном в «Сельском пейзаже»
От чего зависит настроение в пейзаже? (настроение в пейзаже зависит от живописных средств).
На с.73 прочитайте информацию о колорите.
Что такое колорит и в чем заключается его роль в живописи? (колорит – это гармоничное единство цветового образа; колорит играет особую роль в живописи пейзажа, каждому времени года присущ свой колорит)
Слайд 3
Выберите главные живописные средства, с помощью которых можно передать настроение в пейзаже? (цвет, колорит и композиция)
Что помогают передать в живописной работе цвет, колорит и композиция? (настроение)
Сообщение темы урока
Сформулируйте тему нашего урока.
С опорой на слайд презентации учащиеся формулируют тему урока: «Живописные средства создания настроения в пейзаже»
Да, тема нашего урока – Живописные средства создания настроения в пейзаже

III. Постановка цели и задач урока
Беседа. Работа с презентацией по теме урока. Слайд 4
Посмотрите на палитру из семи цветов. Назовите цвета, которые представлены на палитре?
Учащиеся перечисляют цвета из палитры.
Подберите цвета, которые соответствуют чувствам счастья, грусти, тревоги.
Ребята высказывают свое мнение.
Какие цвета можно отнести к возбуждающим, оживляющим, бодрящим? (желтый, оранжевый, красный)
Какие цвета вы отнесете к порождающим печально-беспокойные настроения? (сиреневый, синий, голубой)
Какой цвет вы отнесете к успокаивающим? (зеленый)
Первичное усвоение новых знаний. Слайд 5
Рассмотрите пейзажи русских художников: Н.Дубровской. Перед грозой, Ф.Васильев. Перед грозой, А.Саврасов. Перед грозой
Что общего в этих трех живописных работах? (они показывают состояние природы перед грозой)
Какое настроение они у вас вызывают? (грустное, беспокойное)
Какое бы другое название вы дали бы каждой из этих живописных работ?
Обучающиеся предлагают свои варианты названий данным живописным работам.
Работа с учебником
Рассмотрите пейзажи на странице 76 учебника: С.Андрияка. Дождь, И.Шишкин. В парке.
Что в них общего и чем они отличаются? (представлен жанр пейзаж, работы передают различное настроение, «Дождь» передает состояние грусти, «В парке» передает состояние радости)
Какие цветовые гаммы здесь представлены? Чем отличается цветовая гамма состояния грусти от цветовой гаммы состояния радости?
Учащиеся высказывают свое мнение, говорят о том, что разное состояние человека передают различные цветовые гаммы.
Обозначение цели урока
Ребята, как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? (выполнять пейзаж акварелью, а также передавать настроение в пейзаже)
А как именно мы будем выполнять работу, как передать настроение? (настроение будем передавать с помощью живописных средств)
IV.Первичная проверка понимания
Что помогает создать гармоничное единство цветового образа? (колорит, цветовая гамма и цветовые отношения)
Для каждого времени года подходит «свой» колорит, «своя» цветовая гамма и «свои» цветовые отношения».
Работа с учебником
Прочитайте внимательно про себя последний абзац на с.73.
Какой колорит свойственен зиме и весне? (холодный колорит)
Какой колорит свойственен лету и осени? (теплый колорит)
От чего меняется колорит, цветовая гамма и цветовые отношения в пейзаже? (от погодных условий и настроения)
С чем часто ассоциируется плохое, грустное настроение? (гроза, затяжной дождь, сильный ветер, пасмурная погода)
С какой погодой у нас ассоциируется хорошее, радостное настроение? (солнечная погода, первый снег, теплый летний дождик)

V. Творческая практическая деятельность (закрепление нового материала)
Физкультминутка. Слайд 6
Закройте глаза. Послушайте звуки природы ранним утром и попробуйте мысленно изобразить свое настроение в живописной картине под эти звуки.
Слушают музыку, мысленно создают образ своего настроения.
Практическая работа
Выполните пейзаж по представлению акварелью. С помощью колорита, цветовой гаммы и цветовых отношений передайте время года и настроение живописного пейзажа. После завершения работы мы выберем наиболее удачную из работ одноклассников.
Учитель наблюдает за работой учеников, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

VI. Итог урока. Рефлексия. Экспресс-выставка. Выставление отметок
Что же помогает передать колорит в живописи пейзажа?
Что такое цветовая гармония?
Как меняются цветовые отношения, колорит и цветовая гамма в зависимости от времени года, погоды, настроения?
Работа с презентацией. Слайд 7
Перед вами три работы известных художников: И.Шишкин. Сосновый лес, Ф.Васильев. Перед дождем, А.Саврасов. Деревушка у ручья.
Подберите к картинам стихотворные строки И.А.Бунина:
1. Повеет ветер – и замрет…
А над полями даль темнеет,
И туча из-за них растет,
Закрыла солнце и синеет.
2. Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
3. Кора груба, морщиниста, красна.
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Учащиеся сопоставляют стихотворные строки с живописными картинами.
Рефлексия. Слайд 8
Посмотрите на свои рисунки. Довольны ли вы результатом своей деятельности?
Оцените свою работу на уроке.
Если вы довольны результатом своей деятельности – поднимите первую карточку (у обучающихся на партах – карточки, аналогичные тем, которые на слайде 8)
Если у вас есть незначительные недочеты – поднимите вторую карточку.
Если вы не очень довольны результатом своей деятельности и вам хотелось бы многое доработать – поднимите третью карточку.
Выставка работ обучающихся. Выбор наиболее удачной работы в ходе экспресс-выставки
А теперь давайте на ваше усмотрение выберем самую удачную работу. Для этого сейчас первый ряд выйдет к доске и представит нашему вниманию свои работы.
Обсудите с соседом по парте свой выбор, выслушайте своего одноклассника. Проголосуйте, за ту работу, которая вам нравится больше всех. Но учитывайте – это должен быть пейзаж, в котором живописными средствами передано настроение.
Объясните, почему именно данная работа лучшая на ваш взгляд.
Ученики обосновывают свой выбор.
Теперь выберем наиболее удачную работу среди учеников 2 и 3 рядов.
А сейчас самый сложный выбор, выбрать из лучших самую удачную на ваш взгляд работу.
К доске выходят ребята, чьи работы получили наибольшее количество голосов.
Ученики выбирают самую удачную работу
Докажите, что в выбранной вами работе живописными средствами передано настроение.
Ученики высказывают свое мнение, дополняют ответы одноклассников.
Выставление отметок

VIII. Домашнее задание
Запишите в рабочую тетрадь основные живописные средства создания настроения в пейзаже.
Презентация на тему: Живописные средства создания настроения в пейзаже

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ИЗО в 5 классе. Убранство русской избы Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Материалы на тему: Путешествие в страну белого цвета Материал на тему: Путешествие в страну черного цвета

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

План-конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Пейзаж. Волшебные краски осени» для детей 9-10 лет | Занятие по внеурочной деятельности по ИЗО в 4 классе «Рисуем рыбок восковыми мелками»
Опубликовано: 1604 дня назад (1 июля 2020)
Просмотров: 4311
Рубрика: Без рубрики
+10
Голосов: 10
Марина Дмитриевна Солодова # 7 июля 2020 в 13:23 +1
Здравствуйте, Юлия Владимировна! Спасибо за приглашение поучаствовать на уроке по изобразительному искусству по теме "Живописные средства создания настроения в пейзаже". Вчитывалась с интересом в план-конспект и представляла себе тоже (колорит, цветовая гамма и цветовые отношения). Очень интересно! Конспект грамотно и доходчиво оформлен. А яркая презентация также не дает скучать школьникам на уроке! Непременно голос!
Жаннетта Викторовна Князева # 7 июля 2020 в 15:27 +5
Добрый день, Юлия Владимировна! Мне очень понравился конспект урока "Живописные средства создания настроения в пейзаже". Думаю, что Ваш опыт пригодится мне при подготовке к урокам изобразительной деятельности для детей с ОВЗ. Примите от меня голос.
Кузнецова Оксана Владимировна # 7 июля 2020 в 15:28 +5
Мне понравилось, что Вы используете полихудожественность и креативность в работе с детьми, не все имеют природные задатки художника, но при таком подходе дети смогут создать свою картину, которую необходимо будет рассматривать, как шедевр.
Софья Владимировна Юхнина # 8 июля 2020 в 19:48 +6
Юлия Владимировна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с планом -конспектом урока по изобразительному искусству.
Вы создаёте условия для обучения школьников умению передавать настроение в пейзаже по представлению, это важно.
Публикация грамотно оформлена обогащена презентацией.
Мой голос +5, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Ирина Юрьевна Ручина # 8 июля 2020 в 22:38 +6
Здравствуйте, Юлия Владимировна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей публикацией. План-конспект урока по изобразительному искусству с презентацией очень интересный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос
Карина Вячеславовна Арутюнян # 9 июля 2020 в 14:24 0
Добрый день, Юлия Владимировна! Благодарю за приглашение ознакомиться с вашими разработками. Очень положительное впечатление не только от самого конспекта, но и от оформления вашего блога на сайте. Много разнообразного материала, который может пригодиться не только учителям изобразительного искусства, но и родителям, которым нужно организовать творческий досуг своим детям. План-конспект грамотно оформлен и познавателен, творческий подход и разнообразные виды деятельности делают урок интересным. Примите мой голос.
Ольга Леонидовна Карепина # 11 июля 2020 в 09:22 0
Добрый день, Юлия Владимировна! Мне понравился конспект урока "Живописные средства создания настроения в пейзаже".Публикация грамотно оформлена ,c презентацией,много разнообразной информации .Примите мой голос!
Мира Симеунович # 25 июля 2020 в 08:46 0
Здравствуйте, Юлия Владимировна. Я с интересом прочитала Ваш конспект урока по изобразительному искусству. Вы знакомите учеников со средствами создания настроения в пейзаже. Пятиклассники усваивают новые знания интересным способом, они закрепляют полученные знания и применяют их в творческой деятельности. План урока изложен ясно и логично: начинается с беседы, затем ученики работают с учебником, с презентацией, определяют цель и задачи, обсуждают материал по теме, подбирают стихи к картинкам… Вы правильно сказали, что урок с элементами соревнования позволяет повысить творческую активность учеников и создание выставки в конце урока. С удовольствием посылаю Вам голос и пожелание успехов!
Марина Сергеевна Румянцева # 25 июля 2021 в 18:52 0
Юлия Владимировна, здравствуйте!
Внимательно рассматривала картины художников в презентации, старалась сравнить картины К. Моне и К.Коро с картинами наших русских художников. Думаю, что очень важно уметь сравнивать scratch Ведь пусть мы живем в разных странах, мысли, ощущения и переживания у нас часто схожи:)

Особенно понравилась беседа в начале урока, когда учитель постепенно подводит детей к пониманию того, что такое "настроение в пейзаже".
Очень познавательно! Спасибо!