«НАШ КЛАСС» - новые учебники РКИ для учеников ОШ в Сербии как результат соавторской работы
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия. Назначение: Эта работа может быть интересной педагогам, преподающим русский язык в основной школе, учителям РКИ, учителям иностранных языков, любопытным педагогам любой специальности. Цель: презентация комплекта учебников «Наш класс» для учеников основной школы в Сербии Задачи: поделиться личным опытом создания учебников по русскому языку; представить структуру учебников; описать дидактический материал, подготовленный в помощь коллегам, преподающим РКИ в Сербии; показать примеры страниц учебников и рабочих тетрадей, иллюстрирующие компетенции, которыми ученики овладеют до конца основной школы (подробно в презентации). Описание: Уважаемые коллеги, хочется поделиться с вами уникальным опытом создания учебников. Такая возможность «обычному» учителю не даётся часто, мне выпала честь быть соавтором в создании учебников русского языка для учеников основной школы в Сербии. Работа огромная, ответственная, требует опыта, энергии, времени и энтузиазма. В результате – гордость от успешной работы.
Мы с двумя коллегами (профессорами русского языка на Филологическом факультете) создали комплект учебников под названием «Наш класс» для 5, 6, 7 и 8 классов. Учебники создавались с 2017 по 2020 год. Последний из них (для восьмого класса) только этой осенью «входит» в школы. Все они сделаны с учётом новых школьных программ, согласованы со стандартами изучения иностранных языков в основной школе.
Учебники включены в государственный перечень учебников, рекомендованных МПНТР Сербии (Министерство просвещения, науки и технологического развития Сербии) к использованию в образовательном процессе в основных школах. По правилам, школы (те. коллеги в школах) выбирают учебники из числа входящих в перечень учебников, рекомендуемых к использованию. Таких учебников для обучения русскому языку в Сербии сегодня – 4.
Ввод
Современные учебники иностранных языков в фокусе имеют формирование коммуникативной компетенции учеников. Это конечный результат изучения языка, согласно общеевропейским стандартам изучения иностранных языков.
В стандартах изучения иностранных языков подчёркнуты следующие компетенции:
1. функционально-прагматическая компетенция: понимание прочтённого и услышанного (аудирование) текста, устная речь, письменная форма речи, посредничество (медиация);
2. лингвистическая компетенция (грамматические и лексические знания);
3. социо-/интеркультурная компетенция (знания о стране, её культуре и способность пользоваться этими знаниями в процессе коммуникации).
На пути реализации компетенций, используются современные стратегии обучения с применением (между прочим) информационных и коммуникационных технологий. Новые учебники реализуют все виды языковых деятельностей, учитывая все современные тенденции, но и возрастные особенности учеников, и особенно, родной язык учеников.
Современные учебники содержат самые необходимые теоретические сведения по морфологии, орфографии, синтаксису, пунктуации, культуре речи. Они включают в себя тексты для развития всех видов чтения; языковые – грамматико-лексические задания; задания по реализации проектов и др.
Ученикам
В Сербии ребята во всех школах изучают английский язык с первого класса основной школы. Второй иностранный язык (среди них и русский язык) изучают с пятого по восьмой класс (четыре года, два часа в неделю, 72 часа в год).
В каждом классе ученики пользуются учебником, рабочей тетрадью с упражнениями, получают тоже диск для прослушивания живой речи на русском языке (и другого материала: музыки, стихов, текстов, упражнений…). Есть и дополнительный онлайн материал, который доступен на сайте издателя. Это очень удобно, так как способствует реализации дистанционного обучения в современной реальности.
Ребята учатся языковой системе русского языка, учатся применять обретённые грамматические и лексические знания в различных ситуациях. Наряду с этим, постоянно расширяют свои знания о России, русском народе и великой русской культуре. У школьников есть сознание о том, что русский язык и народ – самый близкий сербскому народу, но задачей учителя является и непрерывная работа над развитием мотивации учеников к изучению русского языка, формированию и сохранению интереса.
Ученики используют учебник (как основное средство обучения) не только для овладения новыми языковыми знаниями, но и для просмотра интересных иллюстраций, для выполнения увлекательных заданий, для расширения кругозора (…), для реализации творческой работы. Именно творческая работа (в рамках проекта, сформулированного преподавателем) способствует формированию и закреплению навыков и умений, проявлению талантов. Такое креативное окружение талантливых учеников позволяет организовать коллективную работу.
Учителям
Современные издательства стараются предоставить учителям весь необходимый материал, который поможет им в процессе обучения. Наша авторская команда разработала все дидактические материалы в помощь коллегам: «Календарное» (у нас называется «Глобальное планирование»); «Оперативное планирование» (относится на каждый месяц); даются методические советы по проведению уроков; подготовлены поурочные разработки, тесты по каждой теме, контрольные / проверочные задания…
Итак, на основе тематического плана составлен (примерный) план на каждый месяц, затем и поурочные планы, в которых конкретизируются содержание и последовательность действий учителя и учеников на каждом уроке. Подчёркиваются, кроме активностей учителя и учеников, цели и задачи каждого урока: практическая (образовательная / языковая); развивающая; воспитательная.
Надо отметить, что учителя, в зависимости от особенностей учеников / класса, используют материалы по своему усмотрению, но создают и свой материал к каждой теме, интегрируют интерактивные методы обучения, использует интернет-технологии в работе. Несмотря на «готовые» пособия, креативный учитель добавит новое «Интересно», свои темы для исследовательской работы и др.
Структура новых учебников Темы. Каждый учебник состоит из шести (восьмой из семи) тем / разделов, каждая из них представлена, как поездка на метро. Темы начинаются заглавной страницей, на которой название и небольшой перечень языковых единиц, которыми ученики будут заниматься в данной теме. Темы состоят из грамматического, социокультурного, текстового (…) материалов, каждая из них заканчивается (символично) на станции метро. Прибавления. Между некоторыми темами есть небольшие прибавления, чтобы ребята могли отвлечься на пару часов от требовательного языкового содержания, проделать какой-то проект, узнать новое, исследовать на определённую тему. Таких сегментов (сказка «Теремок», «Города-герои», «Караоке», «Традиции выпускников» и др.) не очень много. Мы добавляли их не систематично, не «по правилам», а по вдохновению, и они различны в каждом из учебников. Тесты даны в конце каждой темы (на станции метро), они назначены на обобщение знаний данной темы. Они в основном располагаются на одной странице, состоят из 4 / 5 заданий разных видов. В фокусе заданий знания и навыки данной темы, нацелены на проверку владения разными языковыми компетенциями. Только после решения теста ученик может «поехать» к следующей станции метро.
Кроме обязательного языкового материала, в каждой теме есть сегменты под названием «(Очень)Интересно», где даны самые разные детали русской истории, искусства, науки, спорта, литературы, кинематографа России и др. Здесь тоже предложены темы для проведения проектов на уровне класса, но и шире. Так же предлагается и создание материала (рисунки, сочинения…) или проведение исследований, которые могут потом стать частью портфолио ученика.
Каждый «Наш класс» заканчивается отделами «Грамматика» (таблицы склонений и спряжений) и «Словарь».
Рабочая тетрадь
Скажем несколько слов о рабочей тетради, её структуре и содержании. Во-первых, рабочие тетради вполне соответствует учебникам (те же темы, тот же порядок языкового содержания, как в учебнике).
Упражнения – самые разные. Мы старались создавать увлекательные задания, с самого простого добавления правильной буквы в пятом классе, различных упражнений с картинками, классических форм упражнений (выбрать правильный ответ, написать временную форму глагола, определить падежную форму разных слов…), до медиации, кроссвордов, головоломок, ребусов и ролевых игр в старших классах… Задания должны быть интересными, разных уровней сложности, чтобы у учеников появился интерес к учебной деятельности, к самостоятельной и / или командной работе. Мы старались применить дифференциацию заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Из рецензии
За нашей с коллегами авторской работой над созданием учебников следили ещё несколько коллег: рецензенты, лекторы, члены комиссии Министерства. Большой вклад в конечную форму и содержание учебников внесли именно рецензенты – они вносили частичные поправки, рекомендовали лучшие решения… С их помощью, мы создали учебники, которые соответствуют возрастным особенностям учеников, с обилием иллюстраций, с заданиями, которые можно делать и в классе, и дома (и самостоятельно, и в группах).
Получились учебники, в которых теоретические знания изложены в рамках «речевой ситуации», которая ведёт к выводам и постепенному применению учениками (от простого к сложному) языковых единиц, развивая их наблюдательность, логическое мышление и аналитические способности, наряду с способностью находить части родного языка в русском (и наоборот).
Кроме выше приведённого, рецензенты в своём отзыве об учебниках сказали, что они «соответствуют принципам современной методики обучения русскому, как иностранному языку». Учебники, продолжают рецензенты, «своей структурой и содержанием, удовлетворяют параметры качества учебников». «Языковой и речевой материалы дополнены соответствующим материалом из жизни молодёжи, спорта, искусства, науки и культуры в целом. Забавные материалы, дидактические игры, викторины, большое количество русских песен вносят радость, оптимизм, создают атмосферу позитива (…)», идеальную для усвоения русского языка.
Честно говоря, я очень горжусь, что приняла участие в создании таких содержательных, прежде всего – интересных учебников. По-моему, любой ученик и коллега – учитель, обязательно смогут найти в них то содержание, которое их устраивает.
(В мае 2021 года мы провели презентацию новых учебников (в форме вебинара) для всех коллег – учителей РКИ в Сербии.)
Презентация «НАШ КЛАСС» - новые учебники РКИ для учеников ОШ в Сербии как результат соавторской работы
Какая Вы молодец! Сколько в Вас энергии и желания трудиться, не покладая рук! Я просто восхищаюсь Вами! Такая огромная работа проделана Вами и Вашими коллегами. Создать свой учебник - это просто восторг! Все продумано до мелочей. Путешествие на метро - отличная задумка! Как же детям повезло работать с Вами! Примите голос!
Здравствуйте, Галина Васильевна! Огромное спасибо за столь положительный отзыв! Очень приятно читать такие слова! Знаете, сделать свой учебник, это на самом деле восторг! Тем более, что меня пригласили участвовать в создании (такое не каждый день случается)! Я работаю с большой любовью и энтузиащмом, а Вам спасибо, что это заметили и что следите за моими публикациями. Творческих Вам успехов и всего лучшего!
Мира, вы - Большая МОЛОДЕЦ! Вами, совместно с коллегами, проделана большая и интересная работа по созданию учебников по русскому языку. Остается только гордиться вашими творческими успехами, большими достижениями в работе. Всем желаю дальнейших УСПЕХОВ, реализации всех намеченных планов. Голос педагогу с большой буквы! + 5. С уважением, В.П.
Здравствуйте, Валентина Петровна! Благодарю Вас за внимание и поддержку! Очень приятно! Вы правы: работа большая и интересная! Огромнейший профессиональный вызов! Большое спасибо Вам за хорошие слова!
Успехов Вам и всего самого хорошего!