Из личного опыта: международный круглый стол по актуальным вопросам преподавания РКИ
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия
Назначение: материал назначается учителям русского языка, учителям РКИ, коллегам, преподающим иностранные языки, креативным и любопытным педагогам любой специальности
Цель: ознакомление коллег с международным круглым столом, его участниками, обсуждёнными вопросами преподавания русского языка в России и за рубежом
Задачи: представить участников конференции в Белграде и темы их докладов, касающиеся вопросов современного преподавания русского языка и инновационных подходов в обучении; ознакомить коллег с личным опытом, представленным на круглом столе; показать конкретные примеры (части презентации) из своего доклада.
Описание и актуальность темы: цифровизация в образовательной системе стала горячей темой обсуждений на всех уровнях. Поэтому не удивляет то, что в Русском доме организовали такой круглый стол. Моё выступление было примером (для коллег) того, какими современными способами в обучении РКИ пользуются педагоги в Сербии. Примеры, касающиеся дистанционной работы, которые я представила на круглом столе, можно посмотреть более подробно в моих публикациях (между прочим):
«Обучение РКИ в дистанционном режиме»
https://ped-kopilka.ru/blogs/mira-simeunovich/obuchenie-rki-v-distancionom-rezhime.html
«Интересные способы закрепления глаголов движения (РКИ в основной школе)»
https://ped-kopilka.ru/blogs/mira-simeunovich/interesnye-sposoby-zakreplenija-glagolov-dvizhenija-rki-v-osnovnoi-shkole.html
В Российском центре науки и культуры (РЦНК) – Русском доме в Белграде каждый год отмечают День русского языка. В этом году (в июне 2021) частью программы был конкурс для школьников и студентов «Русский язык – удивительный язык!», о котором я с гордостью уже писала в блоге (публикация об успехах секции русского языка в 2021 г.). В рамках праздничных мероприятий прошло ещё одно событие, о котором я расскажу: международный круглый стол на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ РКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ». Как активного члена Белградского объединения учителей русского языка (при Обществе Славистов Сербии), соавтора новых учебников РКИ «Наш класс» и докладчика (на одном из собраний Объединения) на тему использования новых средств дистанционного обучении – меня пригласили принять участие в этом круглом столе и поделиться опытом с коллегами. Докладчиком можно было выступить очно или в дистанционном формате, слушателям можно было подключиться к конференции в онлайн формате, по ссылке для zoom платформы.
Кроме уважаемых докладчиков, круглому столу присутствовали коллеги, ведущие курсы русского языка в Русском доме, руководитель Белградского объединения учителей русского языка (Снежана Маркович) и директор Русского дома в Белграде Евгений Александрович Баранов.
Директор Русского дома приветствовал участников круглого стола и, подчёркивая значение нашей профессии, пожелал успешной работы. Кроме Е. А. Баранова, присутствующих приветствовали организаторы Ольга Гарифьяновна Голубева – начальник отдела образования РЦНК (Россотрудничество) и Олеся Андреевна Бабенко – консультант отдела образования РЦНК (Россотрудничество). Модератором круглого стола выступила доктор филологических наук, филолог-славист, преподаватель РКИ, член Общества Славистов Сербии Юлия Леонидовна Шапич.
Большинство докладчиков выступали в онлайн формате, каждый представил свой опыт и взгляд на современное обучение, представляя инновационные подходы, которыми пользуются. Докладчики из России говорили об учебно-методической литературе в условиях дистанционного обучения и возможности её переведения в цифровые форматы; об интерактивных онлайн-ресурсах (на примере PowerPoint); о дистанционных курсах РКИ в обучении иностранных студентов в России; говорили даже о системе онлайн-тестирования по русскому языку как иностранному.
Сербские докладчики тоже говорили о самых актуальных вопросах онлайн-обучения: профессор Ивич (психолог) подчеркнул некоторые отрицательные аспекты виртуального образования в целом; коллеги представили новый учебник начального уровня для взрослых.
Из школьных преподавателей (кроме меня) участие в круглом столе приняла моя коллега Ана Спремич, учитель русского языка в Восьмой белградской гимназии. Она ознакомила присутствующих со сайтом, который разработала для своих учеников и продолжает строить вместе с ними, что является средством повышения мотивации для изучения русского языка.
Темой своего доклада я выбрала
«Инновационные подходы и практические решения в методике обучения русскому языку», так как я занимаюсь новыми цифровыми платформами и активно их использую, пока у большинства коллег являются затруднения в применении цифровых инструментов. Для внедрения любого инструмента в практическую работу лучше всего посмотреть практические примеры коллег.
Сначала я поделилась с коллегами опытом создания интерактивных упражнений на бесплатном сервисе learningapps.org. Здесь можно создавать задания по любому школьному предмету, для учеников любого возраста. Можно использовать то, что создали коллеги, или создавать свои упражнения, используя образцы – шаблоны (их почти 20). В задания можно добавить свой текст, свои картинки, аудио-видео записи…всё, что угодно, затем публиковать свои задания или сохранить их только на своей странице. На платформе можно формировать свои классы и таким образом следить за результатами работы учеников.
Второй частью моего доклада было представление личного опыта в использовании других ресурсов, которых немало. В основном, это сервисы, у которых есть платная, но и бесплатная версия, которой я пользуюсь. Здесь приведу их названия и самое краткое описание (особенно тех сервисов, о которых раньше не говорила в публикациях на сайте).
Я использовала сервисы для создания комиксов на основании шаблонов и персонажей, к которым надо добавить свой текст: makebeliefscomix; toonytool; i.imgur.com. Комиксы хранятся в форме фотографии, их можно скачать, высылать ученикам.
Затем показала коллегам и примеры работы со (всем известным) сервисом wordart.com, тоже с платформой wordwall.net, на которой можно создавать самые разные формы заданий по предоставленным образцам-шаблонам, и сразу посмотреть на решения учеников.
Хочется упомянуть ещё платформы для изготовления увлекательных презентаций: sway.office.com и thinglink.com. (О первой я раньше говорила в блоге.) Это очень удобные сервисы, особенно thinglink.com, потому что в одной и той же презентации вы можете предоставлять уроки, аудио-видео содержание, вопросы, можете добавлять ссылки на другие сайты или платформы, на которых находятся ваши викторины напр. или добавочная информация. Сначала выбираете фоновую картинку, на которую потом добавляете что угодно. Всё будет отображаться пульсирующими сердечками или символами по вашему усмотрению. Одним щелчком ученик переходит на текст, сайт, видео (…) – то, что вам хотелось показать или задать ему.
Хотя это не было частью моего доклада на круглом столе, хочется представить совершенно новые ресурсы (для меня): это сначала сalameo.com. Эта платформа является отличным способом для создания / публикации виртуальных книг, журналов или газет. Надо просто загрузить свой материал (презентацию напр.) и получится «книга», которую можно перелистывать онлайн. Читая представленный материал, является ощущение реального прочтения книги или газеты, из-за шуршания страниц. Чтобы создать свою «газету» можно использовать и другие сервисы (issuu.com), только, если хочется сделать публикацию более аттрактивного вида, надо использовать платную версию любой из платформ. Они интересны для создания школьной газеты или для предоставления ученикам нового материала. Я использовала их для презентации успехов секции и для презентации новых учебников «Наш класс». Можно задать ученикам самостоятельно создать свои «газеты». Им будет забавно!
Спасибо за внимание!
Всем успехов в использовании инновационных подходов и средств обучения!
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта учителя РКИ: Внеклассные мероприятия и способы мотивации учеников
Конспект урока русского языка в 6 классе «Северная Венеция» с презентацией
«Россия в школьных предметах» - проект по РКИ в основной школе в Сербии
Игра викторина по русскому языку с ответами и презентацией, 5 класс