Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта учителя РКИ: Внеклассные мероприятия и способы мотивации учеников

Из опыта учителя РКИ: Внеклассные мероприятия и способы мотивации учеников – рекламный материал (плакаты и приглашения)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Назначение: Эта работа может быть интересной педагогам любого направления, которые занимаются организацией внеклассной и внеурочной деятельности в основной школе.
Внеклассные мероприятия играют очень важную роль в обучении иностранным языкам. Некоторые скажут, что самое главное в работе учителя иностранного языка обучать учеников грамматическим формам, незнакомым словам, фразеологизмам и т.п. Мой опыт работы с секцией русского языка в основной школе в Сербии показывает, что ученикам необходимо прикосновение к языку, непосредственное применение его, чтобы у них возникла мотивация заняться языком «серьёзнее». Ведь иностранный язык – это и литература, и искусство, и музыка, и история, и традиция. Не знают сербские пятиклассники про матрёшку и Масленицу, про Пушкина и Есенина, про Петра Первого и Санкт-Петербург! Узнают, а первый шаг должен сделать учитель: вызвать интерес и желание узнать.

Цель внеклассных мероприятий всегда одинакова: мотивировать учеников включиться в работу секции, чтобы развивать их положительное отношение к русскому языку (уважение и любовь к великому русскому народу и его культуре). Потому, что русский с сербским – самые родные языки и народы. Наряду с главной целью, всегда стараемся развивать ответственность, самостоятельность, творческие потенциалы учеников, их креативность, готовность к совместной работе. Очень уважается в секции индивидуальность, в смысле выбора деятельности, т.е. каждый ученик выбирает, в соответствии со своим талантом, деятельность по своей мере.
С точки зрения учителя, это очень требовательная, серьёзная работа, но стоит усилий! Надо вооружаться терпением, быть готовым посвятить много времени планировке, выбору подходящих материалов, также постоянно «слушать» учеников и уметь узнавать пределы их сил, чтобы для учеников работа была не только познавательной, но и забавной.

Чтобы правильно организовать и успешно реализовать большой концерт или выставку сувениров, напр., необходимо обратить внимание на различные сегменты работы: нужно подробно продумать вид деятельности, время, программу / содержание, продолжительность подготовительного периода и самого мероприятия, число и возраст участников, репетиции, а также суметь предвидеть затруднения и способы их преодолений. Между прочим, следует думать и о «пользователях» мероприятия: о зрителях, посетителях, гостях, родителях, о местах проведения деятельности, и о средствах, необходимых для определённого мероприятия (о костюмах, об украшениях, о сцене, о транспорте участников и др.).

Учителю нетрудно активировать учеников, у которых есть талант, которые любят публичные выступления, умеют рисовать или читать стихи, у которых в семье положительное отношение к русскому языку и народу (тем самым и поддержка родителей) и хорошее отношение с учителем русского языка. У них, как правило, есть и любознательность, стремление к новым знаниям и новым видам проявления талантов. Они восхищаются работой в секции, участвуют во всех проектах, получают огромное удовольствие от выявления своих креативных способностей и от реализации своей личности и таланта.
Совсем другое дело, если у учеников есть желание принять участие, а языковых талантов нет. Обязательно для таких учеников находим должность, к которой у них есть склонность. Отличным примером такого вида участия является изготовление плакатов и приглашений для зрителей или посетителей мероприятий секции. Это не самые важные, не обязательные детали, особенно не считают их важными, когда речь идёт о мероприятиях в основной школе. Даже педагоги редко уделяют внимание таким деталям, считая достаточным устные приглашения родителям или коллегам присутствовать на мероприятии. Принято думать, что не надо придавать столько внимания таким пустякам в основной школе, говорят: «Это только дети, зачем же им нужна реклама?». Но, должны признаться, что плакат производит впечатление серьёзно организованного мероприятия. Хотя не обусловливает успешность мероприятия, плакат (вместе с приглашением), является значительной подготовительной деятельностью. По-моему, плакат очень важный, потому что мотивирует учеников, у которых нет языковых талантов, активируя другие их способности и умения. Кроме того, плакат остаётся как свидетельство их работы и продолжает мотивировать учеников следующих генераций. Надо подчеркнуть и следующее:
• Плакат обдумывают сами ученики (скачивают картинки, пишут объявления, определяют цвет и размеры плаката и приглашения и их варианты). Затем определяют места для прикрепления плакатов, на которых реклама будет визуально эффектной (по-своему выбирают самые подходящие пункты, в зависимости от места проведения мероприятия).
• Сами выбирают тех учеников, которые позаботятся вручением приглашений на мероприятия секции (приглашения передают учителям, родителям, представителям различных общественных организаций – культурных центров, библиотек, других школ и т.п.).
Вот в чём значительность плакатов и приглашений с практической, оперативной стороны. Самые важные, конечно – воспитательный и личностный аспекты, мотивирующие учеников включаться и в будущие мероприятия секции:
• У учеников появляется чувство собственного значения, так как они делают что-то важное (ведь на плакатах всегда о чём-то важном и великом объявляют).
• Является чувство удовольствия от успешно реализованной поверенной им работы; они достойны такой работы, значит, на них можно положиться.
• Ученики получают удовлетворение от результатов проявления талантов и способностей, которых у других нет (занимаются интересующим их делом, это сохраняет их интерес к познанию).
• Особую радость ученикам приносит восхищение родителей результатам их работы. А родители всегда в восторге.

Совершая все эти активности, ученики усваивают новые знания. Одновременно с поиском / отбором картинок для плаката или приглашения (занимаясь дизайном), ученики читают, рассматривают примеры в интернете или в книгах, затем рассуждают их и объясняют свой выбор остальным участникам мероприятия. Даже если у них нет особой склонности к русскому языку, они увлекаются участием в совместной работе, им даётся возможность самореализации личности, они проявляют умение договариваться с друзьями в группе, вкладывают личный труд и энергию в проект секции.

Я убедилась, в течение своего рабочего опыта, что даже 13-летние дети становятся усердными, надёжными сотрудниками, когда они любят то, что им предлагают делать. Когда между ними и учителем отношения уважения и доверия, то они обязательно серьёзно отнесутся к каждой задаче. Такой «взрослый» подход будет у ребят, читающих стихи на вечере русской поэзии, у тех, которые рисуют матрёшки, или собирают материал для презентации, или ведут программу на концерте русской музыки, или участвуют в викторине, или выступают в роли технической поддержки (фотографируют или снимают мероприятия), или делают плакаты.

Целью учителя РКИ не должно являться совершенное исполнение на сцене, совершенное произношение, совершенные поделки сувениров. Цель и роль учителя - постараться, чтобы ученикам остались совершенные воспоминания, чтобы на всю жизнь полюбили русский язык, чтобы как можно больше ознакомились с богатством русского языка (начиная со звукового проявления его) и с богатством грандиозного русского народа, начиная с его культуры.
Презентация на тему: Внеклассные мероприятия и способы мотивации учеников

Рекомендуем посмотреть:

Конкурсная программа для учащихся 5 класса. В мире загадок Конспект урока русского языка в 6 классе «Северная Венеция» с презентацией Игра на уроке РКИ с презентацией, 7-8 класс Конспект урока РКИ в 8 классе с презентацией "Годовой круговорот" (из истории календаря)

Похожие статьи:

Внеклассные мероприятия в 5 классе

Внеклассное мероприятие для 6-7 класса: «Поговорим на трёх языках!» | Конспект урока русского языка «Прогулка по Москве» с презентацией, 8 класс
Опубликовано: 2933 дня назад (9 апреля 2016)
Просмотров: 3813
+11
Голосов: 11
Галина Васильевна Егорова # 16 апреля 2016 в 04:04 +3
С большим интересом посмотрела ваш материал. Вы придумали отличный способ замотивировать детей к деятельности. Плакаты и рекламы привлекают внимание, заставляют размышлять и думать. Ваша публикация красиво, аккуратно и грамотно оформлена. Через содержание чувствуется ваше желание пробудить в детях интерес и любовь к русскому языку, к истории. Примите голос.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 26 апреля 2016 в 19:08 +4
Мира, здравствуйте. С интересом прочитала Ваша статью, интересный способ мотивации, Вы прекрасно аргументируете свой подход. Спасибо Вам за привитие интереса к русскому языку, замечательные плакаты и приглашения изготавливают ребята. Успехов! Голос +1
Ермакова Наталья Александровна # 1 мая 2016 в 17:42 +2
Мира, здравствуйте! Весьма полезный и интересный материал, думаю Ваши советы пригодятся многим коллегам в работе! С удовольствием голосую, голос № 3
Елена Юрьевна Деришева # 8 мая 2016 в 18:47 +1
Интересный способ мотивации учеников и включения их в деятельность внеклассных мероприятий.Успехов. Голос.
Татьяна Леонидовна Василькова # 19 ноября 2016 в 10:47 +1
Здравствуйте!Интересный и насыщенный материал!Полезные рекомендации,хорошая презентация.Голос!
Зарина Камаловна Давранова # 11 марта 2020 в 17:03 0
Интересное эссе, наталкивает не только на осмысление проблемы в целом, но и на поиск конкретных путей её решения. И эта тема важна не столько для русистов, преподавателей РКИ, сколько для общества в целом, в том числе и для тех, от кого зависит реализация и конечный результат по решению этого важного для всех вопроса. Самое главное, автор работы,чувствуется, не только прекрасно разбирается в том, о чём пишет, но и, мне кажется, многое из этого претворяет в жизнь. Если это обстоит именно так, то она заслуживает уважения.