Отрочество - это беспокойство:
«Вдруг я не такой, как все?»
И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Евгений Винокуров
Вас окружает радостная толпа детей, как только вы входите в класс. Все с надеждой и интересом заглядывают в ваши глаза, все наперебой бросаются выполнять ваши поручения, на каждый вопрос - лес рук. Каждый спешит рассказать что-то свое, угостить конфеткой, пожаловаться на соседа, поделиться своими тайнами. От их активности, общительности, подвижности уже в первые сентябрьские дни голова идет кругом...
Это значит, что вы стали классным руководителем 5 класса и жизнь ваша на ближайший учебный год будет наполнена этой мощной подростковой энергетикой.
Что же это за народ такой, пятиклассники?
Вчера они были детьми, ласковыми, покладистыми, доверчивыми. А сегодня даже родители их не узнают. «Переходный возраст», - понимающе говорят учителя.
Переходный он и есть переходный - тут все не устоялось, все в движении, развитии. Уже не ребенок, но еще не взрослый. Это возраст перехода от детства к зрелости, когда складываются устойчивые формы поведения, черты характера, когда рождается личность. Этот процесс будет долгим, продолжительным и драматичным. Но пока, в 5 классе, все только начинается.
Переходный возраст - самый трудный, критический, кризисный и для учителей, и для родителей, и для самих подростков.
Психологи и педагоги, наблюдающие за подростками в течение длительного времени, отмечают ряд особенностей, присущих именно этому возрасту.
Прежде всего - отношение к учебе. По мнению специалистов, учеба уже не является приоритетной деятельностью у младших подростков. Главной и определяющей для подростка является общение.
По наблюдениям специалистов подростков отличают повышенный интерес к соотношению сил в коллективе, стремление занять достойное положение в кругу сверстников, в семье. Они боятся оказаться в изоляции, боятся оказаться худшими, болезненно переживают неудачи. Активность подростка направлена не на процесс, а на результат деятельности. Он все старается сделать как можно лучше, добиться похвалы, признания.
У подростков появляется чувство взрослости и подчеркнутое стремление избавиться от всего детского. Необоснованные запреты вызывают у них отвращение. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям; у них появляется свое мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще. Возраст для них уже не авторитет - взрослых, в том числе и учителей, они начинают воспринимать критически. Особенно высокая требовательность - к соответствию между словом и делом.
Мечтательность и романтизм - отличительные черты младших подростков. Подвиги и приключения, идеальные герои - все необычное, яркое, героическое захватывает их воображение.
В подростковом возрасте рождаются первые увлечения. Психологи отмечают повышенный интерес к спорту. Проявляется интерес к музыке, кино, коллекционированию.
Все, кто общался с подростками, обращают внимание на их ярко выраженную эмоциональность. Свои чувства подростки иногда проявляют очень бурно, даже аффективно. Их эмоциональность, неумение сдерживать себя часто приводят к конфликтам, в результате чего подросток может замкнуться, уйти в себя.
Переходный возраст насыщен противоречиями.
Энергия подростков буквально бьет через край. Они готовы браться за все и быстро теряют интерес к начатому. Бурная деятельность у них может сменяться утомлением, пассивностью, равнодушием.
Они дерутся и ябедничают и в то же время мечтают о настоящей дружбе. В этом возрасте у ребенка пробуждается самолюбие, осознание своего «я», появляются собственные взгляды. И в то же время подросток внушаем, ведом, легко попадает под чужое влияние, может получить опыт деструктивного поведения. Завышенная самооценка у подростков соседствует с ранимостью и обидчивостью, неуверенностью в себе.
Пятиклассники только вступают в этот трудный возраст. Они еще во многом дети - непосредственные, открытые, активные. Их активность направлена на общение, и они с готовностью участвуют во всех классных мероприятиях.
Как же строить воспитательную работу с младшими подростками? Задача классного руководителя - создать педагогическое пространство для развития личности ребенка, обогащения его внутреннего мира. Эта работа применительно к пятиклассникам может включать в себя такие направления:
- выработка мотивации к учению, к познанию окружающего мира;
- привитие истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчание лжеценностей;
- формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
- формирование личностных качеств; ориентация на положительный идеал;
- индивидуальная работа с детьми, внимание к внутреннему миру ребенка;
- создание условий для самовыражения и самореализации детей.
Хорошо, если в общении с детьми воспитатель будет руководствоваться своеобразным кодексом, включающим такие правила:
- НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ.
- Никогда не использовать откровения детей им во вред.
- Не изображать из себя безгрешную мумию.
- Никогда не забывать хвалить детей за дело.
- Никогда не сравнивать детей.
- Не иметь любимчиков.
- Никогда не жаловаться на детей.
- Уметь прощать.
- Уметь помочь.
- Уметь терпеть и ждать.
- Уметь быть интересным человеком.
- Уметь требовать любя и любить, требуя.
- Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов.
- Уметь для каждого найти доброе слово.
- Уметь найти общий язык с учителями, родителями.
- Уметь любую работу делать вместе с учениками.
- Уметь быть добрым, ласковым со всеми детьми.
- Узнать о каждом как можно больше хорошего.
- Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.
- Искать у каждого ребенка его главные достоинства и стараться развивать их.
- Искать и находить подход к каждому.
- Придумывать все с ними, а не за них.
- Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других.
- ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ!
Классное руководство в 5 классе - дело хлопотное, трудное. С детьми нужно постоянно возиться, постоянно подбрасывать им пищу для ума, воображения, души. Но зато и отдача не заставит себя ждать: пятиклассники - народ очень отзывчивый и благодарный.
Сценарий Египетского вечера для учащихся 5 классаОдним из эффективных способов познания истории является её проживание на собственном опыте. Для учащихся младшего возраста важна ролевая составляющая, а также комплексное восприятие предмета через образы, звуки, движения, игру. Именно поэтому исторические спектакли и постановки - отличный способ погрузиться в историю. Цель данной разработки – закрепление знаний по изученной теме и погружение в историю «Древнего Египта». Данный материал может ... |
Сценарий праздника «День Святого Николая» для детей 4-5 классаЦель: - познакомить учащихся с зимним праздником Святого Николая; - создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем. - Учить детей быть внимательными, заботливыми, щедрыми. - Создать условия и вызвать желание творить добро, совершать хорошие поступки. - Развивать актёрские способности обучающихся, ответственность за выполнение задания; умение работать в коллективе. - Воспитывать чуткость, доброту, доброжела... |
Интегрированная игра для подростков "Спортивный калейдоскоп". Сценарий с презентациейХод мероприятия Ведущий: Дорогие ребята! Мы очень рады приветствовать вас на мероприятии, которое называется «Интегрированная игра “Спортивный калейдоскоп”. Кто знает значение слова «интегрированный»? значит включающий в себя элементы разных областей, где одно дополняет другое и связывает с другим. Спорт – это жизнь. Это легкость движенья. Спорт вызывает у всех уваженье. Спорт продвигает всех вверх и вперед... |
Конспект занятия по безопасности дорожного движения «Спешка – основная причина высокой аварийности на дороге. Тайм-менеджмент»Тема: Спешка – основная причина высокой аварийности на дороге. Тайм-менеджмент Цель: Расширение знаний детей Правил безопасного поведения на дороге. Задачи: 1. Вызвать интерес учащихся к проблеме безопасности дорожного движения. 2. Убедить детей в необходимости соблюдения правил безопасного поведения на дороге. 3. Развивать у учащихся чувство ответственности и са... |
Дополнительная образовательная программа для школьников 5-6 класса. Образовательный кейс на тему "Анатомия предмета". Проект1. Проблемная ситуация: в современном мире производится огромное количество различной техники, которая сделана таким образом, чтобы прослужить человеку не долго, а сломаться и тогда люди покупают новое. Кроме того, с современными технологиями, которые стремительно развиваются техника «морально и технически устаревает» и тогда люди меняют ее. В связи с этим, старая техника ... |
Конспект внеурочного занятия по профориентации для подростков. Тема "Человек и труд"В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии, представляется одной из важных задач обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Данное занятие рассчитано дл... |
Введение в программу внеурочной деятельности по флористике для учащихся 5-7 классовАвтор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МКОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области. Описание материала: в данном материале представлен конспект вводного занятия по плоскостной флористике. Назначение: материал адресован учителям изобразительного искусства и технологии, осуществляющим кружковую работу или работу по внеурочной деятельности с детьми 5-7 классов. Цель: фо... |
Конспект классного часа для учащихся 5 класса «Герои Советского Союза из Бурятии»Цели и задачи: воспитательные - знакомство с жизнью и подвигами героев, формирование нравственных качеств – воспитание патриотизма, чувства долга, преданности, гордости за страну, ответственности, смелости и отваги у подрастающего поколения; развивающие – знание истории Родины, истории войны 1941 – 1945 годов, умение находить информацию, создавать компьютерные презентации, выявлять основное, развитие речи, нав... |
Тематический день в летнем лагере. Сценарий мероприятия в летнем лагере «Всемирный день океанов»Автор: Новоселова Любовь Сергеевна, студентка ГАПОУ СО Северного педагогического колледжа города Серов Свердловской области Описание: данное мероприятие можно проводить с детьми в ГОЛ, чередует интеллектуальную и двигательную активность, поэтому оно будет полезно организаторам, классным руководителям и воспитателям. Цель: развитие интереса к Мировому океану через Всемирный день океанов. Задачи: - ... |
Сценарий мероприятия «День велосипеда» в летнем лагереАвтор: Новоселова Любовь Сергеевна, студентка ГАПОУ СО Северного педагогического колледжа города Серов Свердловской области Описание: данное мероприятие можно проводить с детьми в ГОЛ как в помещении, так и на свежем воздухе, чередует интеллектуальную и двигательную активность, поэтому оно будет полезно организаторам, классным руководителям и воспитателям. Цель: развитие интереса к доступному двухколесному транспорту через День велосипеда. ... |
Конспект внеклассного мероприятия по литературе. По страницам басен А. И. Крылова (5 класс)Задачи: 1. Образовательные: 1. закрепить знания о творчестве А. И. Крылове; 2. повторить элементы структуры басни, специфику басен; 3. побудить учащихся к размышлению по поводу связи басни и реальной жизни; 2.Воспитательные: 1. воспитывать любовь к отечественной культуре; 2. воспитывать чувство коллективизма; 3. воспитывать самостоятельность учащихся; 3.Развивающие: 1. развивать умение работа... |
Конспект внеклассного занятия ценностно-ориентировочной деятельности на тему «Где живёт доброта»Описание работы: предлагаю конспект внеклассного занятия по формированию общечеловеческой ценности такой, как доброта для обучающихся среднего звена коррекционной школы. Этот материал для внеклассного занятия будет интересен воспитателям школы – интерната, классным руководителям. Цель: Создать условия для актуализации знаний понимания о доброте и добрых поступках на основе положительных примеров... |
Конспект классного часа по патриотическому воспитанию в 5 классеАудитория: 11-12 лет Продолжительность: 40 минут Количество участников: 10-15 человек Формы проведения: беседа, игра, упражнения, работа в малых группах. Методы: объяснительно иллюстративный метод, метод сотрудничества, игровой метод. Приемы: мозговой штурм, психологические игры. Цель: В игровой форме закрепить знания детей о родном крае, формирование чувства патриотизма. Задачи: 1. Формировать представления о Родине как ме... |
Досуговое мероприятие с обучающимися на тему «День зимних видов спорта»Данный материал будет полезен педагогическим работникам для проведения классный часов или на занятиях. Цель: Познакомить детей с различными видами спорта Задачи: • познакомить обучающихся с историей праздника; • расширить кругозор обучающихся о различных видах спорта; Возрастная категория: от 10 до 16 лет.Ход беседыЗдравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались чтобы поговорить о замечательном празднике – День зимних видов... |
День здоровья 5-7 классыЦели: 1. Укреплять здоровье детей и формировать у учащихся навыки здорового образа жизни. 2. Развитие и коррекция двигательных навыков у учащихся (сила, ловкость, выносливость, умение координировать свои движения). 3. Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности и прививать любовь к занятиям спортом. Ход мероприятия1. Вступительное слово учителя физкультуры. 2. Распределение учащихся по командам 3. Проведение Дня Здоровья. 1. «Змейка» - участвуют 6 человек.... |
Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»
Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения
Классный час на тему животные для 5, 6 класса
Классный час в 5 классе о дружбе
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Нет комментариев. Ваш будет первым!