Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по истории, 5 класс. История «Древнего Египта». Сценарий

Сценарий Египетского вечера для учащихся 5 класса
Одним из эффективных способов познания истории является её проживание на собственном опыте. Для учащихся младшего возраста важна ролевая составляющая, а также комплексное восприятие предмета через образы, звуки, движения, игру. Именно поэтому исторические спектакли и постановки - отличный способ погрузиться в историю.

Цель данной разработки – закрепление знаний по изученной теме и погружение в историю «Древнего Египта».
Данный материал может быть полезен для учителей истории, работающих в 5 классах.
За основу взят миф об Осирисе и Исиде и изложении И. Рака. Уникальность данного сценария заключается в том, что дети являются соавторами, часть текста предлагается написать самим участникам, что предоставляет им возможность продемонстрировать свои знания и понимание материала. В основном это касается текста, которым они представляли себя, выходя на сцену (боги, фараон, вельможи, крестьяне и др.). Примеры детских ответов помещены в конце текста. В самом сценарии мы оставили пропуски.

Роли:
• Осирис;
• Исида;
• Тот;
• Сет;
• Сехмет;
• Нефтида;
• Анубис;
• Маат;
• Бастет;
• Гор;
• крестьяне;
• ремесленники;
• вельможи;
• воины из свиты фараона;
• охранники фараона;
• жрец;
• «дикие египтяне»;
• слуги на пиру у Сета.
Ход мероприятия
Сцена №1. Мистерия (сценическое представление на религиозную тему)
На сцене появляется «народ» - крестьяне, ремесленники. Представляются (текст пишут ребята). Затем выходит фараон со свитой (вельможи, воины, жрец, охранники). Народ падает ниц. Фараон садится. Остальные стоят. Тоже представляются, фараон – первый. (Тексты для представления фараона, вельмож, воинов, жреца пишут ребята.)

Жрец:
- Представляется (текст пишет учащийся, исполняющий роль жреца) и объявляет начало мистерии. О, владыка Египта! Чтобы страна наша процветала, чтобы боги даровали нам хороший урожай, мы должны начать год с того, чтобы почтить первого фараона – великого бога Осириса. Да живет он вечно! И сейчас мы снова увидим представление о жизни, смерти и воскрешении Осириса.

Фараон:
- Повелеваю начать празднество.

Занавес закрывается.

Сцена №2. Приветственная
Действие происходит перед закрытым занавесом на авансцене. За занавесом в это время не занятые в сцене готовят сцену пира (ставят столы и сбоку саркофаг).

Жрец:
- Когда-то давным-давно люди были дикие, ничего не знали и ничего не умели.

Вдоль авансцены пробегает небольшая толпа диких египтян.

Жрец:
- Но потом в Египте появились великие боги, которые научили египтян разным полезным вещам.

На сцену выходят Осирис, Исида и Тот.

Осирис:
- Я дал людям знания: я разъяснил людям, что есть добро, а что есть зло. Я установил справедливые законы, научил строить плотины и оросительные каналы. Это избавило египтян от неурожаев и голода.

Тот:
- Я научил египтян медицине, астрономии, математике и другим наукам и дал людям письменность.

Исида:
-Я научила египтян совершать религиозные обряды, творить заклинания и делать амулеты, спасающие от бед. Женщин я научила вести домашнее хозяйство.

Бывшие «дикие египтяне» возвращаются на сцену облагороженные (со свитком папируса, глиняным кувшином и др.) Кто-то из них говорит:

Крестьянин/ремесленник:
- И стала страна наша процветающей, а сами мы – счастливыми. Мы очень любим нашего доброго и прекрасного фараона Осириса, и не перестаем возносить ему хвалу! (с почтением кланяются Осирису).

Жрец:
- Но был у Осириса родной брат Сет – бог пустыни, злой и завистливый. И задумал он погубить Осириса.

Сцена №3. Пир у Сета и гибель Осириса
Открывается занавес. Сет в своём дворце. Возмущается правлением Осириса.

Сет:
- Осирис забрал себе самое лучшее. Он учит людей так, что они не хотят воевать с соседями, грабить их города, захватывать в плен рабов, увеличивать мои богатства! Смерть! Да, только его смерть избавит нас от Осириса!

«Хор демонов» из-за кулис (завывают все):
- Он должен умереть! Умереть! Смерть ему!

Выходит Сехмет.

Сехмет:
— Представляется (текст пишет ученица, исполняющая роль Сехмет). Да, но как же мы его убьем?

«Хор демонов» из-за кулис (завывают все):
- Смерть ему! Смерть ему! Смерть ему!
Сет поднимает руку, приказывая всем замолчать.

Сет:
— У меня уже все продумано. Слушайте. Мне удалось тайком измерить рост моего брата, которого я ненавижу не меньше, чем вы все. Осирис не достоин царского сана! Трон владыки должен быть моим!.. (Сет медленно оглядывает зрителей). Так вот. Я велел моим рабам сделать по снятой мерке великолепный сундук, украсить его золотом, серебром, драгоценными камням. Работа скоро будет закончена. Тогда мы…
Слуги накрывают столы для пира, а также выносят угощение в зал.

На сцену выходят боги (Маат, Анубис, Нефтида, Тот, Бастет), Маат, Анубис, Бастет и Нефтида представляются, рассказывая о себе (тексты пишут ребята). Рассаживаются.

Один из слуг объявляет:
- Осирис – фараон Египта и царица Исида.
Входят Осирис и Исида, гости встают и кланяются. Затем гости садятся.

Нефтида на правах хозяйки дома:
— Угощайтесь, любезные гости! Отведайте вот этого ячменного пива. Более вкусного напитка вы не найдете во всем царстве! Пейте вино, ешьте фрукты.

Реплики гостей, например:
- Как вкусна твоя еда, Сет!
- Какой роскошный у тебя дворец!
- Какая прекрасная мебель в твоем дворце!
Сет выходит с загадочным видом на середину и говорит

Сет:
- Дорогие гости! Я приготовил вам ценный подарок, но получит его только тот, кому он будет по размеру.

Слуги (под музыку) выносят и ставят сундук (саркофаг). Гости ахают от восхищения.

Один из богов:
— Великий Сет! Я согласен отдать все мои богатства, лишь бы только заполучить это сокровище. В этом саркофаге я обрету истинное счастье в вечной жизни.

Осирис:
- Великолепная работа!

Сет:
- Давайте посмотрим, кто же станет счастливым обладателем этого прекрасного саркофага.

Выходит гость-бог, который первым примеряет, заходя в стоящий вертикально саркофаг. Выбирается ребенок, который будет или сильно больше, или сильно меньше.

Гости:
- Нет, не подходит.

Сет приглашает Осириса примерить саркофаг.

Сет:
— Попытай счастья и ты, любимый брат. Может быть, тебе повезет больше, чем остальным.

Осирис входит в саркофаг.

Сет:
— Сокровище твоё!

Слуги Сета захлопывают крышку. Сет зловеще хохочет.

Сет:
— Саркофаг навеки твой! Умри в нём!

Исида громко вскрикивает и падает в обморок. Гости ахают и замирают. Занавес.

Как вариант: здесь хорошо вставить танец плакальщиц, скорбящих о гибели Осириса.
На авансцену выходит жрец.

Жрец:
- Сет спрятал саркофаг с Осирисом, чтобы Исида не нашла его и не оживила.
На авансцену выходят Сет, Исида и Нефтида

Исида Сету:
— Придет день, когда ты дорого заплатишь за свое злодейство! Где Осирис? Отвечай, что ты сделал с моим мужем?

Сет:
— И не надейся! Я не желаю, чтоб ты нашла мертвое тело, ведь тогда ты сможешь вернуть его к жизни. Нет! Память об Осирисе должна сгинуть из людских сердец. Люди забудут его. Уходи, я не скажу, где его искать.

Исида:
- Я найду моего любимого мужа и он снова будет жив!

Нефтида:
- Дорогая сестра, я обязательно помогу тебе!
Уходят.

Жрец:
- Поиски любимого мужа и брата оказались делом небыстрым.

Как вариант: викторина для родителей по истории Древнего Египта (готовят ребята).
На авансцену выходит Сет.

Сет:
- Я теперь владыка Египта!!! Теперь я делаю все, что захочу в Египте. Вот чертог Осириса — теперь он мой. Отныне я царь Севера и Юга.

Сет уходит, выходят два простых египтянина (крестьянин и ремесленник, например). Они жалуются друг другу о том, как им плохо стало жить в Египте при Сете – все засыпало песком. Текст пишут ребята.

Что должно быть в диалоге
Крестьянин:
- урожаи очень плохие,
- все поля засыпало песком
- вода с полей исчезла
- люди и животные голодают

Ремесленник:
- мои изделия никто не покупает, у людей нет денег;
- мы голодаем
- тише, нас могут услышать слуги Сета и донести, тогда Сет расправится с нами
Занавес.
Сцена №4. Исида и Нефтида находят Осириса первый раз
Занавес открывается. Сбоку на сцене - саркофаг (закрытый и пустой, чтобы таскать было не тяжело). Исида и Нефтида в темных одеждах ищут Осириса.

Жрец:
В знак скорби Исида остригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась на поиски.

Исида:
- Сливается небо с землею, тень на земле сегодня, сердце мое пылает от долгой разлуки с тобою… О брат мой, о владыка, отошедший в край безмолвия, вернись же к нам в прежнем облике твоем! Руки мои простерты приветствовать тебя! Руки мои подняты, чтоб защищать тебя! Сливается небо с землею, тень на земле сегодня, упало небо на землю. О, приди ко мне!

Исида и Нефтида видят саркофаг, бурно радуются, обнимаются

Исида:
- Дорогая сестра, мы нашли его!

Нефтида:
- И теперь мы сможем оживить его!

При этом они отходят в другую часть сцены и отворачиваются от саркофага.
Появляется Сет.

Сет:
- Ничего у вас не получится, глупые женщины! Я сделаю так, что вы никогда не сможете оживить Осириса!

Сет утаскивает саркофаг за сцену. Женщины в ужасе: саркофаг пропал.
Сет:
- Я разрублю Осириса на кусочки, и никто не сможет его найти и оживить, потому что я разбросаю его по всему Египту.

Сет уходит, потирая руки.
Исида и Нефтида горестно рыдают – все пропало. Появляется Гор (сын Осириса и Исиды).

Гор:
- Представляется (текст пишет ученик, исполняющий роль Гора). Не надо отчаиваться! Я вырос и готов сделать все, чтобы найти отца и отомстить его врагам. Гор обращается к залу с просьбой помочь (текст пишет ученик, исполняющий роль Гора).
Занавес.

Сцена №5. Оживление Осириса
На сцене – Гор, Исида и Нефтида.

Гор:
- Чтобы оживить Осириса, мы должны призвать Анубиса – только он справится с такой сложной задачей.
Исида, Гор и Нефтида призывают Анубиса (текст пишут ребята).
Появляется Анубис.

Анубис:
- Представляется – (текст пишет ученик, исполняющий роль Анубиса). Для того чтобы душа снова вернулась в тело, нужно искусство бальзамирования. Я совершу все необходимые обряды…
Анубис утаскивает доску с пазлом за кулисы.

На сцену выскакивает Сет. Сражение Гора и Сета (врукопашную). Сет повержен и просит милости. Появляются стражники и его уводят. (Эту сцену можно разнообразить репликами. Тексты придумывают ребята.)
После победы Гора Анубис выводит замотанную мумию – Осириса (замотать в туалетную бумагу за кулисами).
Исида, Нефтида и Гор помогают Анубису размотать Осириса.
Боги, которые были на пиру, снова выходят и вершат свой суд: Сета отправляют в пустыню, Осирису отдают царство мертвых, Гор правит в Египте. Все радуются (текст у этой сцене прописывают ребята). Завершающие слова Осириса.


Осирис:
- Мой сын Гор отомстит за смерть отца и будет последним из богов, царствующих на земле. Процарствовав много лет, он вознесётся на небо, присоединился к свите Ра в Ладье Вечности и вместе с другими богами будет защищать солнце от демонов и от Апопа. С уходом Гора на небо закончится Золотой век. Земная власть перейдёт к фараонам. И каждый фараон Та-Кемет будет считаться «земным воплощением Гора».

Если есть возможность, тут отличное место для финального танца.

Примеры текстов, которые писали учащиеся для сценария
1.
…: Мы ремесленники!
…: Мы занимаемся гончарным делом
…: Сначала мы берём кусок глины, смачиваем его и ставим на гончарный круг.
…: Затем придаём ему форму, например, кружки или кувшина.
…: Затем обжигаем при очень высокой температуре и изделие готово.
…: И теперь мы можем продать изделие и получить деньги на пропитание.

2.
…: Я – Бастет. Я Богиня домашнего очага, любви, а также красоты. Я дарую счастье и любовь в семью. Сестра моя - Богиня неба Нут, а брат мой -Сфинкс. Я воплощаю такие качества как ласка и изящество. Моими рисунками будут украшать гробницы фараонов.

3.
…: Я – Сехмет, Богиня войны и палящего солнца. Я - целительница, обладающая магической силой напускать болезни и излечивать их. Я охраняю фараона. Обладаю характером, не поддающимся контролю.

4.
…: Я – крестьянка. Я собираю плоды в садах, урожаи, сею поля, развожу скот - помогаю обществу.

5.
…: Я – Нефтида, младшая дочь бога Геба и богини Нут. Я богиня священных свитков. Я научила египтян писать в свитках и я слежу по ним за рождением фараонов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории в 5 классе. Троица Рублёва Конспект урока истории в 5 классе с презентацией. Древняя Греция Викторина с ответами для 5 класса. Своя игра. Древняя Греция Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс

Похожие статьи:

Кроссворд с ответами для 5 класса «Жизнь первобытных людей»

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

Конспекты уроков истории 5 класс

Викторина по истории Древнего Востока с ответами, 5 класс

Внеклассное мероприятие по истории 5 класс. Труд земледельцев

Игра по истории, 5 класс. Древний мир | Игра по истории Средних веков, 6 класс. Сценарий
Опубликовано: 12 дней назад (10 декабря 2024)
Просмотров: 250
Рубрика: Сценарии
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!