Цели:
1. Дать учащимся более широкое представление о земледельческом труде наших предков.
2. Познакомить с традиционными орудиями труда крестьян и хлебными злаками, которые издавна выращивали в России.
3. Воспитывать уважительное отношение к земледельческому труду, к хлебу.
В ходе подготовки к мероприятию учащиеся получают задания:
- смастерить макеты земледельческих орудий труда;
- из книг и журналов подобрать иллюстрации с изображением работы крестьян, их описание в стихах и прозе;
- принести оформленные на альбомных листах пословицы и поговорки русского народа о земледельческом труде.
Примечание. В ходе беседы учащиеся принимают активное участие, демонстрируя поделки, читая тексты или рассказывая стихотворения.
I. Рассказы учащихся.
Отношение русского человека к труду вырабатывалось в упорной борьбе за освоение новых земель с бесконечным дремучим лесом, в противостоянии ордам многочисленных кочевников. Именно в этой борьбе складывался его трудовой характер.
Чтобы освоить пашню, в первый год наши предки обдирали с деревьев кору, подсушивая деревья. В следующем году в один из зимних месяцев производилась подсека, рубка леса. Леса тогда были не такие, как сегодня, а настоящей дремучей тайгой.
Как только сходил снег и подсыхала почва, срубленные деревья складывали в гигантские костры и поджигали. Время от времени костры передвигали огромными шестами по всему палу, чтобы выжечь на нем все пни и колодцы, а землю равномерно удобрить золой. «Это адски тяжелая и трудоемкая работа в дыму и копоти, с которой люди каждый вечер возвращались домой обожженные и черные, как из пекла, - писал очевидец, - а затем надо было еще убрать все не успевшие сгореть остатки леса».
Именно о такой вырубке и уборке подсеки как о богатырском подвиге поется в одной из былин об Илье Муромце:
Пошел Илья ко родителям, ко батюшке
На тую на работу на крестьянскую,
Очистить надо пал от дубья-колодья.
Он дубья-колодья все повырубил...
Распахивать такой нераскорчеванный пал не под силу было бы даже мощному трактору. А потому его и вовсе не распахивали, а просто сеяли по пожоге, расковыряв кое-где примитивной мотыгой и заделывая брошенные зерна «наволоком» бороной-суковаткой.
Так наши предки жили не одну тысячу лет. В самом древнем славянском календаре этапы этого труда были увековечены в названиях месяцев. Месяц февраль назывался тогда «сечень», потому что именно тогда проводилась рубка леса под пашню. А месяц апрель именовался «березозол» - в это время сваленный и подсохший лес превращали в золу. Да и вообще в названиях месяцев отражался трудовой характер наших предков. Так, месяц уборки урожая назывался «серпень» или «жнивень».
Чтобы дать земле жизнь, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить. Тогда только она сделается плодородной. Для этого землю пашут, а для пахоты существовали земледельческие орудия труда: соха и косуля.
Coxa - самое простое крестьянское орудие пашни. Крестьянин ее делал сам. Тянула ее одна лошадь. «Соха-лиса во всю зиму боса», а подошло время работы, поставили ее на деревянные рогульки, чтобы не чиркала по пути дорогу, и повезли соху на работу. Соха бороздит, разрывает землю, но то и дело выскакивает и кладет борозды кривые и нечистые. У пахаря она всегда на руке, держится на весу и потому очень утомляет.
Соха столько же древняя, как и сама Русь. В самой старой песне, старше которой не найти, мы встречаемся с сохой, которой правит оратай, сродни самому языческому славянскому богу - Микулушка Селянинович:
Орет в поле ратай, понукивает,
Сошка у ратая поскрипывает,
Омешки да камешки почеркивает,
С края в край бороздки пометывает.
В край он уедет - другого не видать,
Коренья, камья вывертывает,
Великие те все камья в борозду валит.
Кобыла у ратая «обнеси голова»,
Сошка у ратая кленовая позолочена.
Божья те помощь, оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
С края на край бороздки пометывати,
Коренья, каменья вывертывати.
Как бы сошку с земелькой повыдернути,
Из омешков земельку повытряхнути,
В ракитов кустик сошку повыкинута.
Сохой или плугом пахали землю не один раз, а по два и по три раза, пока совершенно не разрыхлится почва. Натирает на руках мозоли пахарь в первый раз осенью. На этот раз надо пахать поглубже. Придет мороз - самый лучший пахарь постарается сделать землю рыхлее и мягче.
Весною мужичок ломает плечи и мозолит руки во второй раз. После того, как навозит он со двора навозу, - троит, пашет в четвертый раз - это вспашка посевная.
На вспаханное поле напустили бойкую на ходу, шаловливую борону. Связана она в виде решетки, скреплена кореньями, в которых забиты и закреплены деревянные зубья.
«Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел», - говорит народная загадка.
Бегает борона по полю, виляя из стороны в сторону, и как гребень голову, прочесывает борона землю: выдирает камешки, выравнивает поле, вычесывает из земли сорные травы. После бороны земля, как пух. Постель мягкая, колыбель теплая для зерна готова.
Давно всеми признано и доказано, что наша страна земледельческая, а потому самих крестьян или мужиков привыкли на Руси называть хлебопашцами. И в самом деле, нам указана для жизни такая страна на земле, где родятся все виды хлебов.
- Какие вам известны? Назовите их. (Ячмень, рожь, овес, пшеница, гречиха, просо, рис, кукуруза.)
Поэтому там, где селились люди русские, всегда засевались хлебные растения.
- Хлеб да соль! - говорит коренной русский человек, приветствуя всех, кого найдет за столом и едой.
- Хлеба кушать! - непременно отвечают ему в смысле: «Милости просим к нашему столу». Этим предложением доказывается наше особенное русское свойство гостеприимства, которое называется хлебосольством.
- Хлеб - всему голова! - уверяют трудолюбивые крестьяне. Ни о чем так не хлопочут, ни о чем так усердно не молятся Богу простые русские люди, как о росте посеянного хлеба.
- Без хлеба не крестьянин.
- Хлеб - на стол, и стол - престол, а хлеба ни куска, и стол - доска.
- Без хлеба не сытно, без него и у воды худо жить.
- Без хлеба - смерть.
- Хлеб - дар божий, батюшка, кормилец.
Вот что говорил русский народ о колосовых растениях. Вот какое уважение оказывают русские люди этим злакам.
Там, где обильно родится виноград, сеют рис - самое нежное и прихотливое хлебное растение. Стоя почти по самую верхушку в воде, вырастает оно только в самых теплых местах. На Руси рис был известен под названием сарачинского пшена. В местах, где выпадают снега, рис пропадает. Там возделывают его всегдашнего соседа - кукурузу, не столь нежную и капризную, как рис. На Украине, Молдавии кукуруза приходила на выручку бедноте в виде дешевого и сытного блюда, так называемой «мамалыги» - круто затертой и заваренной каши из кукурузной муки.
В тех местах, где климат умеренный, пшеница составляет один из главных предметов земледелия. С нею рядом засевают и полбу - ее близкого родича, и просо. Народ здесь не ест другого хлеба, кроме как пшеничного, а ржаной хлеб можно было достать только у солдат и матросов в казармах: лавки им не торговали. Растет пшеница только в южных губерниях.
Там, где зима побеждает лето, и холод стоит дольше тепла, начинают властвовать матушка Рожь, батюшка Овес и Гречиха- самые любимые хлебные злаки русского народа. Царство ржи тянется далеко, даже по таким землям, где семь месяцев в году лежат глубокие снега. Рожь не боится морозов. Ее молодые побеги переносят значительный холод и созревают быстро. Граница ржаного царства доходит у нас до Архангельска, где на полях сеют 2/3 ячменя и 1/3 ржи.
Гречиха всегда пользовалась у русского народа большим уважением. Не случайно ее называли «княгиней». Гречихи на русской земле родится очень много. В северных губерниях сеяли ее потому, что она поспевает очень скоро (через два месяца). Шелуха, отбитая от зерна, в безлесых местах заменяла даже дрова.
За большую заслугу, приносимую гречихой, перед ее посевом пели:
Кормилица ты наша, радость сердца!
Цвети, расцветай, молодейся,
Мудрее, кудрявей завивайся,
Будь добрым людям на угоду...
Важное место у людей русских всегда занимал овес-благодетель. Овес главного рабочего - лошадку кормит. Чем дольше стоит овес, тем больше в нем силы. Да и самих хозяев овес кормит то кашей толокняной, то блинами, то лепешками. Он лучше всех вынослив, родится и на глинистой, и на песчаной, и почти на всех других почвах. Ячмень - самый морозостойкий злак.
II. Итог беседы.
- Что нового о земледельческом труде вы узнали сегодня?
- Каким было отношение крестьян к земле?
- Как отразился тяжелый труд на характере народа?
Внеклассное мероприятие по истории, 5 класс. Ремесла на Руси
Игра аукцион по истории и географии для школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!