Цель: на примере творчества россиян развивать потребность ребят самим трудиться и создавать прекрасное.
Задачи:
- познакомить учащихся с видами традиционных ремесел на Руси;
- рассмотреть историю их развития;
- показать на примерах конкретных изделий ручного труда красоту сделанного мастером произведения искусства;
- развивать чувство прекрасного, умение видеть и ценить мастерство человеческих рук.
Оборудование: стены кабинета украшены картинами, иллюстрациями с изображением работ русских мастеров; в центре кабинета на столе, покрытом традиционной русской скатертью, выставлены работы мастеров: хохломские чайники, блюда, ложки, изделия гжельских мастеров, подносы, матрешки, плетеные вазы и т. д.
Ребята садятся вокруг стола так, чтобы каждому была видна выставка.
- Какие чувства вы испытываете, глядя на эти предметы? Что в них привлекательного?
Подытоживая высказывания детей, учитель говорит о теплоте рук, потрудившихся над вещью, о душе мастера, частичку которой он вложил в работу.
- С радостью, любовью создавали мастера изделия, и их чувства передаются нам.
Учитель. Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами - одаренными людьми, творившими яркое самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных сказок и песен, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы... В творчестве они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала.
1-й ведущий. Русский крестьянин был не только земледельцем. Исстари занимался он разными ремеслами, которые давали ему неплохой заработок. «Живем не без промысла», - говорили крестьяне. Ремеслом, как правило, они занимались после выполнения сельскохозяйственных работ.
2-й ведущий. С преобразованиями Петра 1 крестьянское бытовое искусство начинает быстро развиваться. Возможность продать свое изделие на рынке, чтобы прокормить семью, подталкивала смекалистых крестьян заниматься промыслом. Особенно это было там, где земля дает плохой урожай. Иногда не только семьями, но целыми деревнями занимались крестьяне промыслом.
У некоторых видов народного искусства счастливая судьба. Это устюжская чернь по серебру, дымковская игрушка, хохлома. гжель и др., они продолжают развиваться и сегодня.
(Можно использовать карту «Экономическое развитие России в XIX в.)
3-й ведущий. Домашняя ремесленная промышленность пользовалась большой популярностью на торгах, ярмарках. Крестьянские изделия охотно покупали горожане, сами крестьяне и всякий простой люд. Ведь этот товар ближе, понятней да и дешевле фабричного. Несмотря на постоянный нажим крупной промышленности, крестьянский промысел удерживал свою популярность. Если продукция переставала нравиться покупателям, смекалистый ремесленник быстро улучшал её. Это и определяло живучесть и конкурентоспособность домашнего производства.
В северных районах на Руси хорошо были развиты промыслы по обработке дерева. В Каргопольском уезде были первоклассные гончары, сапожники, кузнецы. Пермские крестьяне занимались изготовлением мебели.
1-й ведущий. Творчество было широко развито среди всех российских крестьянок. Не умевшие ткать так и назывались ленивыми неумехами. То же относилось к мужчинам, не умевшим работать топором.
В центральной России крестьяне занимались ложкарным, ваяльным делом, выделкой изделий из лесных материалов. В Саратовской области делали колеса, сапоги, работали с гончарным кругом.
2-й ведущий. Необычайное разнообразие ремесел было в Московской и примыкающих к ней губерниях. Здесь изготавливали замки, инструменты, керамику, веревки, занимались кружевоплетением, вышиванием. Большим спросом пользовался рогожный промысел по изготовлению добротных мешков, кульков.
Корни домашней крестьянской ремесленной промышленности уходят в глубину нашей истории. Они основываются на неискоренимом трудолюбии русского крестьянина, не умеющего сидеть без дела долгие зимние дни. «Долог день до вечера, коли делать нечего», - говорили на Руси.
3-й ведущий. Так уж сложилось, что в большинстве крестьянских изб кто резал из дерева, кто прял, кто шил, кто мастерил из металла сначала для себя, своей семьи, близких, родственников, а потом уже и на продажу. Немало пословиц и поговорок о ремесленном труде сложилось на Руси.
Учитель. Какие вам известны?
Ребята называют пословицы. Можно заранее написать их на бумаге и после озвучивания вывесить на доске.
«Ремесло за плечами не висит (не тяготит)».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
«Ремесло пить, есть не просит, а само кормит».
«Всяко ремесло честно, кроме воровства».
«Вино ремеслу не товарищ».
«Знай одно ремесло, да блюди, чтоб хмелем не поросло».
«Живем не без промысла».
Учитель. Подумайте, как эти пословицы характеризуют отношение крестьян к ремеслу, к труду.
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель. Трудовой крестьянин постоянно насмехался над лодырем, и это хорошо видно в пословицах и поговорках. Приведите примеры.
Учащиеся произносят поговорки о лени.
- Чем он занимается? - спрашивают труженика о лодыре.
«Кнуты вьет, да собак бьет».
«Устроился слонов продавать».
«Пошел черных кобелей набело перемывать».
«На собаках сено косит».
«У него руки, вися, отболтались» и др.
Учитель. Когда Петр I заменил все повинности единым денежным налогом, кустарные промыслы стали одним из важных средств для уплаты этого налога.
- Где же можно было приобрести изделия крестьян?
Ребята называют известные ярмарки (Ирбитская, Нижегородская, Макарьевская и др., местные торжки).
1-й ведущий. Кого только здесь не встретишь - русских купцов, торгующих чаем, армян, расхваливающих калмыцкие тулупы, хивинцев, продающих хлопок, коробейников, а среди них и крестьян, проделавших немалый путь. Скромнее других стоят они в ряду продавцов. Руками работать мастера, а зазывать покупателя не умеют. Но хороший товар сам себя хвалит.
Учитель. Ребята, попробуйте представить себя на их месте. Как бы вы предлагали свой товар?
Учащиеся говорят о достоинствах изделий. Очень интересны сообщения о дымковских игрушках, архангельских и тульских пряниках, вологодских кружевах, изделиях из кости, посуде из Хохломы, Гжели и т. д.
О кузнецах, златокузнецах и ювелирах
Из металла на Руси издавна делалось много предметов. Работа кузнеца пользовалась в народе большим уважением. Она требовала от мастера физической силы и в то же время тонкого вкуса. Простые бытовые предметы, будь то сечка для рубки капусты, овитец или висячий замок - в руках кузнеца превращались в настоящие произведения искусства. Районы Великого Устюга и Ярославля славились производством сундуков. Самыми распространенными были сундучки-подголовки. В них хранили деньги, драгоценности и документы.
Сундучок-теремок своей формой напоминал русский терем и был довольно высокий, а сундучок-подголовок был невысоким и имел окошинную крышку для того, чтобы хозяин мог подложить его ночью под голову и дома, и во время поездки. Делались эти сундучки на заказ, часто преподносились в качестве подарков и очень высоко ценились. Их деревянные стенки для прочности оковывали тонкими железными пластинами, которые просекались узорами наподобие кружева. Зачастую под эти ажурные полосы подкладывалась слюда, а под нее - красная или зеленая бумага, что придавало сундучкам еще большую нарядность. Сундучки накрепко запирались замками, медными или стальными. Особенно интересные замки изготавливались в селе Павлове на реке Оке. Им придавался вид то собаки, то льва, то птицы, то русалки.
Большим спросом пользовались изделия златокузнецов и ювелиров. Они украшали свои произведения сканью, выкладывая узор тончайшей проволокой, зернью (напаивали на изделия мельчайшие шарики), покрывали изделия эмалями, чеканным орнаментом.
О богородских игрушках
Было время, на Руси из дерева резал каждый мальчишка. И неудивительно. Вокруг, куда ни глянь, леса, леса, а попадется деревня, так любая вещь из того же дерева. А разве можно жить в такой стране и не ладить с этим благодатным, хранящим дыхание самой природы материалом?
Вот уже триста лет в подмосковном селе Богородском режут деревянную игрушку, славящуюся своей пластикой и мудрым народным юмором. Добродушно деятельные медведи, смекалистые мужички, стремительно мчащиеся упряжки - все это оттуда. Медведя же, словно явившегося из русской народной сказки, по праву можно считать символом промысла.
Богородское расположено километрах в тридцати от Троице- Сергеева посада. Игрушки мастерили здесь с давних пор. Еще в XVII веке ими торговали у стен монастыря. Стекавшиеся со всей Руси богомольцы охотно покупали и уносили в своих котомках дешевые и легкие деревянные «забавы».
Здешние мастера брали мягкую породу - липу, осину, ольху и работали так называемым богородским ножом специальной формы и стамесками различного размера. Резали по дереву с маху, то есть свободно, на глаз - точно, уверенно. Именно такая техника позволяла создавать выразительные произведения. Буквально несколькими прорезками мастеру удавалось показать самую суть образа. Богородские игрушки полны выдумок и изобретательности. Мастера всегда изображали своих героев в действии. Игрушки делали на подвижных планках, с балансом, с пружиной внутри - сколько в них народной смекалки, технической фантазии! И вот богородские куры клюют, кузнецы - бьют по наковальне, медведи-футболисты - ударяют по мячу. Все это и придает фигуркам из подмосковного села тот неповторимый характер, который выделяет их среди игрушек всего мира.
О глиняной игрушке
В старину во многих селах и городах проходили шумные ярмарки. Чего только не свозили на них народные мастера! И ни одной ярмарки не обходилось без забавных глиняных игрушек. Чаще всего это были звонкоголосые свистульки. Отцы и матери покупали их своим ребятишкам. А те, собравшись стайкой, брали глиняных петушков да уточек и отправлялись за деревню. А там что есть мочи дули в свистульки, чтобы скорее уносила ноги злая старуха зима.
Глиняная игрушка была не только детской забавой или украшением жилища. Образы ее отражали народные представления о мире и были тесно связаны с исконным занятием русского человека - земледелием. Земля... Она для крестьянина - словно живое существо.
По представлениям народа, она засыпала на зиму и просыпалась от горячих лучей солнца, пила воду и родила урожай. Нежно, по-матерински заботилась о людях - поила, кормила и одевала их, охраняла от бед, плакала от человеческой несправедливости. В глазах народа она была чистой и светлой. И это поистине сыновнее уважение к земле воспитывалось в людях с самого раннего возраста.
Теперь понятно, почему так часто в народном искусстве встречаются глиняные женские фигурки. Одни стоят, подбоченясь, другие несут блюда с пирогами, третьи кормят младенцев или просто держат их на руках. Все они были когда-то образом родной земли, ее животворящих сил.
В иных краях игрушки, как глиняная крестьянская посуда, покрыты зеленой глазурью, в других - цветным лаком с «серебром» и «золотом». И очень часто украшены нарядной росписью. Орнамент не сложен, но расположение элементов строго определено. Например, на юбках глиняных баб, на спинах и боках коней и птиц встречается один и тот же рисунок: красные круги, яркие кресты. Что они означают?
«Не земля хлеб родит, а небо», - говорили в народе. И верно: солнце для пахаря - это свет и тепло, а значит, и богатый урожай. Исстари с солнцем были связаны представления о здоровье и достатке, о правде и счастье.
Наступал Новый год. По народным преданиям, вновь нарождалось солнце. Эти дни праздновались очень торжественно. Во многих северных деревнях бабушки пекли внукам узорные пряники с разноцветной сахарной поливой, лепили из ржаной муки козули - игрушки, изображавшие лошадей, оленей, коров, птиц... Ко дню весеннего солнечного равноденствия пекли из теста «жаворонков» и «тетерок».
Пряники архангельские
В Архангельской области наиболее развито было пряничное дело. Кузнецовы, Васильевы, Федоровы, Доронины и другие мастера славились кто вкусным тестом, кто сахарными кружевами на пряниках, долго неосыпающейся глазурью. Изготовление козуль было семейным занятием. Мужчины делали из узких полосок кровельного железа специальные формы-резцы - контурные изображения животных и птиц. Женщины готовили замешанное на патоке тесто. Украшали - «расписывали» пряники всей семьей - взрослые и дети. Секреты приготовления теста, сахарной глазури хранили строго и передавали только родне.
Особенно берегли старинные формы. До сих пор потомственные мастерицы пользуются ими или копиями, благодаря чему сохранили древнейшие мотивы изображений и особенности стиля старых пряников. Обобщенный выразительный силуэт передает самое характерное в фигуре - человек обычно изображается в фас, животное в профиль. Изображения монументальны, статичны. Внизу - обязательная полосочка «земли», скрепляющая хрупкий материал. Такой пряник удобно взять в руки, его можно поставить. Этого требовал обычай - сохранять подарочные козули на счастье до следующего Нового года. Их ставили на видном месте - в красный угол, на полку с посудой или в буфет.
В народных сказках золотая грива коня и золотые рога оленя символизируют свет солнца, дающего жизнь и тепло. Конь, олень, птица, женская фигура - главные «персонажи» пряника, обладающие магическими свойствами. Интересно, что в 20-30-е годы XX века девушки одаривали козулями своих парней на новогодних вечеринках. К этим дням они готовили самое нарядное печенье, состязаясь друг с другом в мастерстве его украшения.
Жостовский букет
Образ цветка - один из самых распространенных в народном искусстве. В прошлом, украшая цветочной росписью туесок или прялку, крестьянин как бы вел рассказ о житье-бытье, неразрывно связанном с жизнью природы, о всегдашних своих нуждах, мечтах о богатом урожае. Мастера из подмосковной деревни Жостово издавна занимались росписью подносов, которые известны во всем мире. И неудивительно. Букет, украшающий поднос, великолепно вписывался в форму предмета. Он прост и выразителен. Цветы очень похожи на настоящие и в то же время сказочные. Они словно светятся изнутри, нежно озаряя сгуставшуюся вокруг «ночь» фона. Вот так же, наверно, светился в глубине муромских лесов Аленький цветочек...
Подносное дело известно в России еще с XVIII века. У истоков его стоит нижнетагильский мастер Андрей Степанович Ху- дояров, крепостной человек заводчика Демидова. Он, по преданию, изобрел необыкновенной чистоты и прочности лак, которым покрывали подносы. Украшенные сюжетной и орнаментальной росписью, уральские изделия расходились по всей России, Средней Азии, Персии. Они вызывали у смышленых русских людей не только восхищение, но и мысль: «А не попробовать ли и нам?» Нижний Тагил был богат мастерами. Кустари покупали листы мягкого и ковкого кровельного железа и делали из них ковши, шкатулки, столики, подносы. Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла.
Жостово находится всего в нескольких километрах от Федоскино, где в начале XIX века уже было налажено производство лаковых табакерок из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью. К тому же окрестные деревни издавна славились своими кузнецами. Кому первому пришло в голову приспособить железо под лак - неизвестно. Но через некоторое время в уезде уже было несколько мастерских, выпускавших подносы. Год основания одной из них - 1825-й - и принято считать датой рождения знаменитого промысла.
Как создавались подносы? К живописцу изделие попадало уже подготовленным для росписи. Сначала над ним трудились мастера других специальностей. Прежде всего за дело брался кузнец. Ножницами он раскраивал лист кровельного железа, придавая ему нужную форму на «желобильне», молотком выравнивал поверхность заготовки. Затем наступал черед грунтовщика и лакировщика, которые покрывали поднос несколькими слоями масляного грунта и черного лака. Поверхность изделия приобретала чарующую глубину, начинала таинственно поблескивать. Наконец, приходило время для мастера-художника. В руке у него мягкая беличья кисть, краски на палитре щедро разведены льняным маслом. Энергичными поворотами кисти лепит он цветы. И все время вращает на коленях поднос, «помогая» кисти и оглядывая роспись со всех сторон. Кажется, легко и непринужденно работает художник. Однако легкость эта обманчива. Она говорит лишь о высоком мастерстве, за которым годы напряженного поиска «своего» букета.
К нашей радости, сегодня этот промысел продолжается на Жостовской фабрике, где трудятся замечательные художники и молодые выпускники Федоскинской профессиональной школы.
Федоскинский промысел
Начало федоскинскому промыслу было положено в 1795 году, когда владелец небольшой подмосковной фабрики, выпускавшей, главным образом, лакированные козырьки для армейских головных уборов, купец Коробов решил наладить производство модных лаковых табакерок. Он съездил в Германию, внимательно ознакомился с фабрикой Штобвассера, где производились тогда лучшие изделия такого рода, переманил нескольких мастеров.
Зерно упало на благодатную почву. Федоскинские крестьяне быстро освоили процесс изготовления табакерок, овладели секретами миниатюрной живописи, требующей прочных навыков и тонкого художественного вкуса. Вскоре федоскинское производство выделилось среди конкурирующих мастерских. По всей России и даже за границей большим успехом пользовались табакерки, всевозможные шкатулки, коробочки, портсигары, спичечницы, кошелечки, альбомы и другие мелкие бытовые предметы.
Свои изделия мастера украшали миниатюрной живописью. Это очень сложный процесс, который требовал большого умения и таланта. Славу промыслу принесли «тройки», «чаепития», «сенокосы», «русские пляски» и другие сцены из жизни крестьян, простого городского люда. Нередко мастера обращались к произведениям русских художников, популярных в народе, копировали полотна «передвижников».
Солома
Плетение из соломы - старинное занятие. Для крестьян солома представляла силу плодородия. Считалось, что она оказывает воздействие на благополучие крестьянской жизни. Поэтому значительная роль отводилась соломе при изготовлении обрядовых предметов. Из нее также делали предметы быта - коробочки, небольшие кубышки, тарелки для хлеба, шляпы. Из нее на радость ребятишкам плели самые разные игрушки. Все это охотно покупали на ярмарках и рынках.
Но работа с соломой не простая. На ней (соломе) не должно быть ни трещин, ни щербинок, она должна быть целехонькой. Стебли очищают от сухих листьев, разрезают, разбирают по размерам. Затем кидают в горячую воду, накрывают и выдерживают под гнетом. После такой жаркой бани они становятся мягкими, эластичными. В руках мастеров соединяются, склеиваются, сплетаются. Постепенно мастер превращает солому в нарядных кукол, добрых медведей, петухов, шкатулки и т. д.
Хохлома
Всем сердцем любя родную землю и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, истинными произведениями искусства стали эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании.
Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Предметы делали из дерева. На их округлых золотистых боках изображали ярко-красные и черные травинки, листики и веточки, сочные ягоды и нигде не виданные золотые цветы. Сами предметы домашнего обихода делали в виде сказочных птиц, им придавали необыкновенную форму, украшая растительным орнаментом, то есть узором из цветов, трав и ягод. Самый любимый и стародавний из них - «травный орнамент», или просто «травка». Настоящий хохломской художник пишет родную российскую травку, что у каждого под ногами, - пишет ее, разглядывает, а она все новой красотой оборачивается. Посуду вытачивали на токарном станке. Несмотря на то что хохломские изделия сделаны из дерева, его никогда не видно. Благодаря золотистой поверхности или узорам на цветном фоне изделия отливают мягким металлическим блеском.
Хохломские изделия продавали на базарах Городца и на самой многолюдной ярмарке России - Макарьевской, близ Нижнего Новгорода. Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась хохлома. Везли ее по деревням и селам, по городам России. «Добиралась» она до Средней Азии, Ирана, Турции и даже Индии. В начале XX века хохломские изделия покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Австралии, Америке, Африке.
Гжель
Самые древние осколки «гжелевой» керамики археологи датируют четвертым тысячелетием до нашей эры. Впервые местечко Гжель, что под Москвой, упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. По указу царя Алексея Михайловича крестьяне гжельской волости ежегодно поставляли «глины белые двадцать возов, которая пригодилась к аптекарским и алхимским делам».
Позже М. В. Ломоносов и его соученик Дмитрий Виноградов, исследовав глину, составили рецепт изготовления из нее русского фарфора.
В 1724 году Афанасий Гребенщиков основал в Москве завод по производству майоликовой посуды. Работали на заводе большей частью гжельские мужики, привозившие сюда глину. Отработав срок и разузнав все секреты, смекалистые мужики возвращались домой и продолжали заниматься гончарным ремеслом. Здешняя земля никогда не давала хорошего урожая, и гончарный промысел был для гжельских мужиков основным занятием. Они строили небольшие горны и рубили для них вековые леса. В длинном смолистом пламени сосновых и еловых поленьев из знаменитых гжельских глин получались крепкие, звонкие миски, кружки, кувшины, рукомойники, лампады, чернильницы, игрушки. Расписанные сценками из народной жизни, цветами и птицами веселыми яркими красками, эти недорогие вещи быстро раскупались. Торговали ими в Москве на Неглинной и у Замоскворецкого моста. Такую посуду москвичи называли Гжель.
А гжельские жители говорили: «Не землей мы кормимся: глина наша - золото!» Постепенно здесь развилась целая крестьянская промышленность - майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII - начале XIX века царский стол.
В заключение учитель подводит итоги.
- Ваши интересные выступления убеждают, что не перевелись еще на земле русской мастера, по-прежнему тянется душа россиянина к прекрасному, а руки - к творчеству.
Уверена, что и среди вас есть ребята, которые занимаются творчеством, рукоделием.
Познакомьте нас со своими успехами.
Желающим предоставляется возможность показать свои поделки, изделия ручной работы и рассказать, где они обучаются мастерству.
Ученикам дается информация о детских творческих объединениях района, города и предлагается подготовить для новой выставки свои поделки.
Сценарий внеклассного мероприятия «Куликовская битва»
Внеклассное мероприятие по истории 5 класс. Труд земледельцев
Нет комментариев. Ваш будет первым!