«Полевая почта» - творческая работа старшеклассников ко Дню Победы (тема «На пути к Великой Победе»)
Автор: Мира Симеунович, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Описание: предлагаю Вашему вниманию урок памяти, который мы с учениками посвятили 75 годовщине Великой Победы. До этого, мы провели урок памяти и благодарности Н. Н. Кравцову – герою красноармейцу, павшему за освобождение Белграда. Кроме того, провели исследование об освобождении Белграда и участии Красной Армии в сражениях за Белград. Здесь представим ещё одну из наших с учениками активностей: ознакомление с письмами-треугольниками.
Назначение: материал назначается учителям РКИ, учителям истории, начальных классов, как пример творческой работы учеников. Материал можно представить ученикам любого возраста.
Подготовка: материал о полевой почте ученики скачали с интернета, просматривали примеры писем, затем сами сделали десятки писем и представили их на уроке, вместе с основной информацией о письмах-треугольниках.
Данные об уроке
Предмет: русский язык как второй иностранный
Тема: «Полевая почта»
Цель урока: ознакомление с письмами-треугольниками, которые защитники Родины посылали с фронта своим родным.
Задачи
Обучающие: расширять словарный запас и кругозор учеников
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и «культуру памяти»; воспитывать уважение и благодарность к освободившему весь мир народу; воспитывать любовь к близкому нам русскому народу, его языку, культуре, истории.
Развивающие: формировать любознательность и познавательный интерес учеников к истории своей страны, к героическому прошлому тех народов, которые боролись против фашизма; развивать умение самостоятельной работы, исследовательские и умения пользоваться ИКТ в поиске информации и подготовке презентации материала.
В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты. Непосредственно в частях были созданы почтовые полевые станции (ППС). Каждому воинскому подразделению был присвоен собственный условный код, который указывался на письме в качестве почтового адреса.
Адрес на письме, которое необходимо было доставить на фронт, в начале войны писался как Д.К.А. – Действующая Красная Армия. Затем указывался порядковый номер ППС. Позже, после аббревиатуры Д.К.А. и номера ППС стали указывать специальный условный код военного подразделения, который был известен только тем, кто читал приказ о присвоении соответствующего номера конкретной военной части. (С 6 февраля 1943 года все воинские части получили новые адреса, состоящие из пяти цифр: номера полевой почты и войскового подразделения.)
Ежемесячно только в действующую Красную Армию (РККА) доставлялось до 70 миллионов писем. В целом полевая почта за годы войны доставила 6 миллиардов писем, полных маленькими фактами человеческой жизни, деталями, без которых невозможно было бы добиться победы. Таким образом, почта тоже стала оружием победы. Ведь победу добывали живые люди, и она была невозможна без их высокого духа и стойкости — а дух бойцов на фронте во многом зависел от постоянной связи с домом, с родными, для которых они и сражались.
Во время Великой Отечественной войны в СССР пересылка корреспонденции с фронта проводилась совсем бесплатно. Проблема была в том, что бумаги в то время не было: не было ни конвертов, ни марок. Поэтому письма делали из простого листа бумаги (тетрадной, например), который складывали особым образом. На одной стороне писали текст письма, затем сгибали его в треугольник, и потом писали адрес на внешней стороне. Такие треугольники были жёстче, устойчивее прямоугольников, и они не раскрывались во время транспортировки.
О чём писали солдаты в этих фронтовых письмах? Писали о стандартном – о своей любви к родным, о том, как не могут дождаться того времени, когда поражённых фашистов больше не будет, когда они – солдаты вернутся домой, к своим родным. Писали, как скучают по детям, рисуя для них рисунки, обещая вернуться домой после войны. О мечтах и надеждах на то, что все наладится, а жизнь вновь войдёт в привычное русло…о многом они писали в своих письмах. Война не отняла у людей желание продолжать жить и любить. А дома не было большей радости, чем получать письма-треугольники! Это значило, что их любимый солдат – жив! Письма были самым ценным, что мог принести почтальон.
Фронтовые письма не заклеивались. На них не наклеивались почтовые марки. Их надо было проконтролировать цензурой, которая в то время была тотальной. Проверялось даже содержание частной переписки. Такое решение было принято на государственном уровне: письма не должны были содержать информацию о месте воинских подразделений (об их составе, численности или передвижении), о потерях на фронте; письмо не должно было содержать высказывания против системы.
Обычно на конвертах писем (на открытках и карточках – секретках) было написано «Смерть немецким оккупантам», «Письмо с фронта», «Воинское», а были на них и рисунки, касающиеся чаще всего боевых действий и героического труда в тылу.
Миллионы и миллионы таких писем находили свой путь, некоторые даже сохранились до наших дней. Вернее, тысячи писем сегодня хранятся в частных семейных коллекциях потомков тех героев, которые их посылали домой.
В фронтовых треугольниках хранятся голоса того страшного времени. Хранятся переживания, страдания человека, который ушёл на фронт защищать свою Родину, оставив своих родных. Хранятся в них голоса любви, ласки, верности, нежности тех, которые остались ждать ушедших на фронт. Дружба и надежда, вера в победу, мужество, письма родных – вот что поддерживало солдата в трудную минуту. Писали их матери, жёны, сёстры – женщины, которые своими тёплыми, нежными словами давали силу солдатам. Очень многие из воинов погибли, не дождавшись свободного, мирного неба. Не так много тех, которые вернулись домой, к своим семьям.
А письма остались, как эхо того времени, свидетельствующее о великой стране, о её великих людях, о подвиге народа, и отзвук его надо переносить на будущие поколения.
Фронтовые почтальоны, работники военно-полевой почты зачастую проявляли чудеса героизма и отваги, выполняя свои должностные обязанности. Не раз приходилось им идти в бой или отстаивать свой груз с оружием в руках. А груз этот был тяжёлым, поэтому почтальонами в основном были мужчины. Они не допускали в работе почты никаких промедлений, понимая, что каждая минута на фронте может стать для бойца последней. В первые годы войны перевозка почтовой корреспонденции преимущественно осуществлялась железнодорожным транспортом. Только за период с июня по ноябрь 1944 года почтовые самолёты перевезли несколько сотен миллионов писем и более 45 миллионов экземпляров газет.
Эти знаменитые символы надежды и прочной связи фронта с тылом часто упоминались авторами поэзии и прозы о Великой Отечественной войне.
Рекомендуем посмотреть:
Проект памяти ко Дню Победы, 5 - 11 классы
Творческий проект с элементами исследования ко Дню Победы, 5-6 класс
Творческий проект ко Дню Победы. Я не участвовал в войне, она участвует во мне
Исследовательский проект на День Победы, 8 класс