Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок памяти и благодарности для школьников с презентацией «Освобождение Белграда в 1944 году»

Урок памяти и благодарности для школьников «Освобождение Белграда в 1944 году»
Автор: Мира Симеунович, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Описание: предлагаю Вашему вниманию урок памяти и благодарности, посвящённый освобождению Белграда в октябре 1944 года. Материал – часть проекта, который мы с учениками посвятили 75 годовщине освобождения Белграда во Второй мировой войне 20 октября 1944 года. До этого, мы провели урок памяти и благодарности Н. Н. Кравцову, одному из героев Красной Армии, которые защищали нашу столицу, своей жизнью заплатили за наше мирное небо.
Назначение: материал назначается учителям РКИ, учителям истории, начальных классов, как пример познавательно-исследовательской работы учеников с применением ИКТ. Материал можно представить ученикам любого возраста.
Подготовка: материал на русском языке предоставлен ученикам старших классов (тексты с разных сайтов, фотографии) учителем. Материалы на родном языке (в печатных и интернет источниках) они собирали сами. Затем они выделили тексты, сделали презентацию и представили результаты ученикам пятого и шестого классов.
Данные об уроке
Предмет: русский язык как второй иностранный
Тема: «Освобождение Белграда в 1944 году»

Цель урока: ознакомление с обстоятельствами во время освобождения югославской столицы в октябре 1944 года.
Задачи
Обучающие: расширять словарный запас и кругозор; формировать сознание о размерах вклада русских (т.е. Красной Армии СССР) в освобождение не только Сербии, но и всей Европы и мира.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и «культуру памяти»; воспитывать уважение и благодарность к освободившему нашу страну народу; воспитывать любовь к близкому нам русскому народу, его языку, культуре, истории.
Развивающие: формировать любознательность и познавательный интерес учеников к истории своей страны, к героическому прошлому тех народов, которые боролись против фашизма; развивать умение самостоятельной работы, исследовательские и умения пользоваться ИКТ в поиске информации и подготовке презентации.

Оккупация Сербии началась бомбёжкой Белграда 6 апреля 1941 года. В Белграде создан коллаборационистский режим, который сотрудничал с немцами. Занятая противником страна была катастрофически разрушена: фашисты уничтожили около 6,5 тысяч библиотек, более 1,5 тысяч школ, свыше 50 православных церквей и монастырей, 30 университетов, 19 музеев, семь театров. Большая часть сербского культурного наследия была вывезена в Третий рейх. То, что не увезли, то разрушили, зная, что душа народа – в его культуре.

С первых же дней немецкой оккупации, в Югославии начало развиваться движение Сопротивления. Была основана Народно-освободительная Армия Югославии (НОАЮ), верховным главнокомандующим которой был Иосип Броз Тито. НОАЮ была сильной полумиллионной армией, но всё-таки было ясно, что взять столицу – Белград нельзя без помощи Красной Армии, самой мощной (на самом деле единственной) антифашистской силы. Тито обратился с просьбой о помощи И. В. Сталину: в приказе Тито от 8 сентября 1944 отмечалось, что он обратился прямо к Государственному Комитету Обороны СССР с просьбой о вводе войск Красной Армии в Югославию.

Уже в сентябре 1944 года, Красная Армия стояла у ворот одного из древнейших городов Европы: первые упоминания о Сингидунуме датируются III веком до нашей эры. Маршал Ф. И. Толбухин и генерал В. И. Жданов стояли во главе советских войск. По приказу Сталина, Толбухину надо было начать штурм на Белград: «На взятие Белграда даю тебе три дня. Но чтобы в город вошёл вместе с партизанами».

И. Броз Тито ещё 5 октября 1944 г. приказал командующему 1-й армейской группой НОАЮ генералу П. Дапчевичу: «Вся ваша группа из 9 дивизий должна принять участие во взятии Белграда. Мы хотим и русские тоже так считают, чтобы в Белград первыми вошли наши подразделения». (Первая Пролетарская бригада НОАЮ была сформирована в 1942 году и стала первым регулярным подразделением НОАЮ.)

Решающая атака на Белград была назначена на 14 октября. План акции освобождения разработал начальник штаба 3 Украинского фронта Сергей Семёнович Бирюзов. К началу Белградской наступательной операции советские, югославские и болгарские войска имели перевес над противником как в живой силе, так и в боевой технике, особенно в танках и авиации – более чем в 4 раза. У югославской армии не было ни танков, ни автомашин. Помощь Красной Армии в этом смысле была неизмеримой.

Белградская стратегическая наступательная операция проходила с 28 сентября по 20 октября 1944 года. Последние бои произошли 19 октября у палаты «Албания» и гостиницы «Москва», а на следующий день в крепости Калемегдан над Дунаем. С утра 20 октября Калемегдан штурмовали танкисты совместно с Первой Пролетарской бригадой Югославской армии. Особенно сильное сопротивление враг оказывал в районе старинной крепости Калемегдан. В тесном взаимодействии с советской пехотой и танками 4-го гвардейского механизированного корпуса в Белграде вели бои части пехотных дивизий Народно-освободительной армии Югославии. Поздним вечером 20 октября Белград был полностью очищен от противника.

В битвах за освобождение Белграда в октябре 1944 года участвовало порядка 45 000 советских воинов. В этой операции особое значение имела гора Авала, так как немецкая внешняя система обороны была основана именно на ней. Вслед за советскими войсками шли инженерные батальоны, которые разминировали 845 зданий.
Всего за время Белградской операции противник потерял до 45 тысяч человек убитыми и пленными, и ещё десятки танков и столько же боевых самолётов. Непосредственно на улицах столицы Югославии отдали жизнь 2953 бойца НОАЮ и около 1000 советских воинов (по данным Минобороны РФ). Так закончена одна из редких операций, в которых Красная Армия взаимодействовала с иностранными войсками.

Освободителей цветами и подарками встретил воодушевлённый народ. Тысячи людей громко приветствовали героев Красной Армии и бойцов НОАЮ, которые вместе очищали страну от немецких захватчиков. А вечером того же дня в Москве прогремел артиллерийский салют доблестным воинам 3-го Украинского фронта и войскам НОАЮ.
Советское командование (маршал Толбухин) дало возможность частям НОАЮ первыми войти в столицу, поддерживало их танками и артиллерией, обеспечивая их участие в полном освобождении города. Уже на следующий день, 21 октября, маршал Тито прислал Толбухину благодарственное письмо. Без Советского Союза, подчеркнул И. Броз Тито, «была бы невозможна победа над фашистскими захватчиками…»

«Выражаю свою благодарность бойцам, офицерам и генералам частей Красной Армии, которые совместно с частями НОАЮ освободили нашу столицу Белград. Ваш героизм и ваше упорство, проявленные в ожесточённых боях по освобождению Белграда, народы Югославии всегда будут помнить, как незабываемый героизм войск Красной Армии. Ваша кровь и кровь бойцов НОАЮ, пролитая в совместном бою против общего врага, навеки закрепит братство народов Югославии с народами Советского Союза.»
В честь погибших, отдавших жизнь в течение белградской операции, построены и сегодня в Белграде гордо стоят памятники. Самое известное – Кладбище освободителей Белграда, которое стало первым мемориальным комплексом, возникшим после Второй Мировой войны в Белграде. Оно было построено в 1959 году, в нём похоронены 3 000 солдат Югославской армии и 976 красноармейцев.

Над входом на кладбище установлены каменные ворота с надписью: «Освободителям Белграда 1944», с левой и правой сторон от ворот находятся барельефы, сделанные из мрамора. На левом барельефе изображены советские и югославские солдаты, сражающиеся против немцев, на правом – встреча советских и югославских солдат с местными жителями (в том числе рабочими и крестьянами) после освобождения города.
Одним из героев Белграда был и военфельдшер Николай Никитович Кравцов (1921 – 1944). Он боролся за освобождение Белграда, был ранен, умер от ран 18 октября 1944 года. Похоронен в Белграде в комплексе «Освободителям Белграда».

За мужество и отвагу, проявленные в боях за Белград, Президиум Антифашистского веча народного освобождения Югославии наградил орденами и медалями более 2 тысяч советских солдат и офицеров. 13 воинам было присвоено звание Народного Героя Югославии. Орденами и медалями Советского Союза были награждены 300 бойцов и командиров НОАЮ.

К 75-летию освобождения Белграда на сайте Министерства обороны РФ открылся мультимедийный раздел с рассекреченными документами из фондов Центрального архива военного ведомства.

Мы, воспитанные в духе антифашизма, должны передать правду о тех событиях будущим поколениям. Без политики. Ничего, кроме правды. А правда то, что наши предки сражались за наше будущее, за наше право быть свободными. Величественный подвиг защитников и освободителей должен остаться источником патриотизма для новых генераций.
Наша вечная благодарность героям за то, что сегодня можем жить в мире, растить детей, радоваться успехам, улыбаться солнцу, любить.
Спасибо за внимание! Всем мира и благополучия!
Презентация на тему: Освобождение Белграда в 1944 году

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий конкурсной программы ко Дню Победы в начальной школе Внеклассное мероприятие для 5-9 классов к 9 мая. Сценарий Конспект классного часа ко Дню Победы для старшеклассников Вечер памяти к 9 мая - День Победы в школе. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы в начальной школе

Классный час на тему 9 мая День Победы, 10 класс

Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс

Классный час ко Дню Победы – 9 мая, 2 класс

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая – День Победы. Сценарий

Николай Никитович Кравцов – герой Белграда | Творческая работа школьников старших классов к 75-летию Победы
Опубликовано: 1739 дней назад (21 февраля 2020)
Просмотров: 1508
+13
Голосов: 13
Ольга Анатольевна Котенко # 21 февраля 2020 в 10:57 +6
Здравствуйте, Мира. С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией "Урок памяти и благодарности для школьников «Освобождение Белграда в 1944 году»". Отрадно, что содержание Вашего урока "Без политики. Ничего, кроме правды. А правда то, что наши предки сражались за наше будущее, за наше право быть свободными! " Больше спасибо Вам! Голос для Вас.
Мира Симеунович # 27 февраля 2020 в 23:57 +5
Ольга Анатольевна, здравствуйте! Благодарю Вас за отзыв и комментарий. Вы подчеркнули самое главное! Спасибо Вам и всего Вам лучшего! С уважением, Мира.
Ирина Николаевна Кириллова # 21 февраля 2020 в 18:31 +6
Здравствуйте, Мира! Спасибо за материал! Публикация представляет особую ценность потому, что она основана на фактическом материале. Наш долг - сохранить историческую память о подвигах участников, ветеранов Великой Отечественной Войны. Это действительно и память, и благодарность и связь поколений. Работа заслуживает огромного уважения и внимания! Низкий поклон Вам за проделанную работу. Удачи и творческих успехов! ГОЛОС.
Мира Симеунович # 28 февраля 2020 в 00:07 +5
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Большое спасибо Вам за внимание! Я очень рада Вашим впечатлениям! Знаете (я часто это говорю) в моей стране такого вида исторической памяти, к сожалению, нет. Я решила внести в свою работу хотя бы маленькую часть правильного отношения к прошлом. Мне кажется, что удаётся вызвать интерес учащихся. Но надо ещё больше и лучше! Благодарю Вас! Успехов Вам и удачи! С уважением, Мира.
Людмила Васильевна Биткова # 2 марта 2020 в 19:51 +4
Здравствуйте, Мира! Большое Вам спасибо за такое мероприятие, проведённое со своими учениками.Тема Великой Отечественной войны будет волновать всегда.Увы, историю люди стали искажать, да и дома не все правильно воспитывают детей. Много насаждается чуждых идей. И надо делать всё, что в наших силах, чтобы будущие поколения не забывали уроков истории, и чтили память своих предков.Спасибо! Голос.
Мира Симеунович # 8 марта 2020 в 00:00 +3
Здравствуйте, Людмила Васильевна! Благодарю Вас за внимание и комментарий! Я согласна с Вами: уроки истории должны сохраниться, чтобы наши дети не забыли правду. Спасибо Вам за интерес и понимание! Всего Вам самого лучшего! С уважением, Мира.
Елена Юрьевна Деришева # 9 марта 2020 в 16:09 +3
Голос.
Мира Симеунович # 16 апреля 2020 в 01:16 +1
Спасибо, Елена Юрьевна!
Елена Александровна Цепилова # 21 марта 2020 в 17:34 +3
Здравствуйте, Мира. С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией "Урок памяти и благодарности для школьников «Освобождение Белграда в 1944 году»". Тема очень актуальная во все времена. Вы формируете любознательность и познавательный интерес учеников к истории своей страны, к героическому прошлому тех народов, которые боролись против фашизма, развиваете умение самостоятельной работы, исследовательские и умения пользоваться ИКТ в поиске информации и подготовке презентации.Примите голос и пожелания успехов!
Мира Симеунович # 16 апреля 2020 в 01:17 +1
Здравствуйте, Елена Александровна! Благодарю Вас за внимание и просмотр материала. С уважением, Мира.
Наталья Косарева # 2 апреля 2020 в 08:53 +3
Здравствуйте! Ваша публикация "Урок памяти и благодарности для школьников «Освобождение Белграда в 1944 году»" впредверии 75-летия Великой Победы очень актуальна и правдива, трогательна и героична.
Больше Вам спасибо ! Голосую!.
Мира Симеунович # 16 апреля 2020 в 01:20 +1
Наталья Николаевна, большое спасибо за интерес к моей публикации. Я очень рада Вашему вниманию. С уваженим, Мира.
Ольга Валерьевна Прохорова # 3 апреля 2020 в 08:45 +2
Здравствуйте, Мира. С благодарностью к Вам познакомилась с Вашей публикацией "Урок памяти и благодарности для школьников «Освобождение Белграда в 1944 году»". Вы проводите наиважнейшую работу с учащимися. "Как назовёте Ваш корабль, так он и поплывёт". Приведены такие волнительные факты, которые не оставят равнодушными никого! Думаю, что Вы проделали большую исследовательскую работу. Надо, чтобы народы дружили между собой и помогали друг другу, тогда бы, может, и не началась война. Спасибо Вам! Здоровья, успехов. С уважением, Ольга Валерьевна. Примите мой голос.
Мира Симеунович # 16 апреля 2020 в 01:23 +1
Здравствуйте, Ольга Валерьевна! Мне очень приятно услышать слова поддержки коллеги! Огромное Вам спасибо за отзыв и такой положительный комментарий! С уважением, Мира.
Вера Владимировна Мухамадеева # 9 мая 2020 в 19:11 +2
Здравствуйте, Мира! Спасибо за урок истории, до тех пор пока люди помнят правду, будет и мир в их странах. Так просто без политических рассуждений рассказать о событиях тех лет детям: это дорогого стоит. Всех вам благ, творческих успехов.
Мира Симеунович # 5 июля 2020 в 13:36 0
Большое спасибо, Вера Владимировна, за внимание! Очень приятно, что Вы зашли ознакомиться с частью истории моей станы! Благодарю!
Валентина Николаевна Матвиенко # 9 мая 2020 в 21:45 +9
Какое красивое название урока, какая мощная эмоциональная нагрузка в двух словах "ПАМЯТЬ и БЛАГОДАРНОСТЬ"!!! Мира, спасибо Вам за трогательный и тёплый рассказ о ГЕРОЯХ, об ОСВОБОДИТЕЛЯХ, о тех, кто умел по-настоящему любить и сострадать; о тех, кто спас человечество от фашизма!
Мира Симеунович # 5 июля 2020 в 13:40 +1
Валентина Николаевна, огромное спасибо за отзыв! Вы правильно заметили главные слова - необходимые вещи: помнить подвиг, помнить цену, и быть благодарным навсегда нашим освободителям! Спасибо и всего Вам самого лучшего!