ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Формирование навыков коммуникации при обучении иностранному языку на современном этапе».
Современное общество России нуждается в активных и заинтересованных личностях, которые понимают ценность труда, науки, осознают важность образования в XXI веке. Английский язык приобрел статус языка глобального общения, и я, как учитель иностранного языка, вижу свою задачу в лингво-социальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на международный уровень общения, должен в полной мере обладать навыками выражения своих мыслей и целей на английском языке. Большинство наших учащихся, имея достаточно высокий уровень знаний, могут легко потеряться в новой для них ситуации. Поэтому необходимо учитывать, что у учащихся XXI века должен быть сформирован такой навык, как коммуникация. Именно это помогает адаптироваться учащемуся в столь быстро изменяющемся мире.
Новый ФГОС ориентирован на формирование личностных характеристик учащихся, а именно – находить компромиссы, уважать другие культуры, вежливо относиться к людям, находить пути разрешения конфликтов, сотрудничать с учителем и ровесниками.
Итак: как же помочь детям преодолеть языковой барьер и повысить мотивацию в изучении английского языка?
Песня является частью моей жизни. Поэтому к наработанным методам, таким, как карточки, газеты, журналы, диалоги, аудиозаписи я решила для повышения тонуса проводить музыкальные минутки релаксации, чтобы снять усталость и поднять настроение, а также привнести что-то новое в свои уроки. Мы начали петь. Такой элемент новизны не остался незамеченным. Учащиеся стали относиться к учителю по-другому, повысился интерес к английскому языку. Также я добавила ИК технологии. Детям нравятся игровые приемы. Таким образом, у них активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к проблеме, которую нужно решить. Благодаря музыкальным минуткам и ИКТ у учащихся повысилась познавательная активность, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.
В своей педагогической деятельности я делаю акцент на групповую (командную) работу. Эта форма работы является одной из форм интерактивного обучения школьников. Для того чтобы группа учащихся стала одним целым необходимо, чтобы у них были следующие принципы – личная ответственность и равное участие, взаимная зависимость друг от друга и, конечно же, коммуникация. Соблюдение этих главных принципов приведет к достижению высокого результата.
Целью моей педагогической практики является формирование коммуникативной компетентности учащихся и личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.
Чтобы достичь данной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
1) разнообразить формы коммуникативной деятельности учащихся на уроках английского языка, мотивировать к развитию интереса изучаемого предмета.
2) Привлекать учащихся к групповой (командной) работе для совершенствования коммуникативных навыков английской речи.
3) Повысить результативность коммуникативных навыков и умений в своих группах.
Каждый из нас нуждается в общении. Каждый день мы становимся участниками разных социальных групп: наша семья, коллектив, учащиеся, друзья. И очень важно на школьном этапе заложить в каждом школьнике базовые навыки общения на иностранном языке.
ФГОС предусматривает проведение интерактивных уроков. В таком случае в учебный процесс должны быть вовлечены все учащиеся группы. Учитель создает все необходимые условия для проявления инициативы каждого учащегося в своей группе. Благодаря командной работе, каждый ребенок задействован в учебном процессе.
Как я это провожу? На одном из своих уроков в 7 классе по теме « Внешность» я разделила класс на 4 группы. Каждая команда прослушала текст по данной теме. После чего команды имели 3-4 минуты, чтобы сформировать вопросы по содержанию текста, а затем задать вопросы их соперникам. Победа присуждается той команде, которая ответит на поставленные вопросы наиболее четко и полно.
В ходе такой работы у учащихся формируются 4 типа универсальных учебных действий (УУД). При решении проблемы, в ходе такой работы формируются познавательные УУД; выбирая лидера команды, формируются регулятивные УУД; отвечая на вопросы, отстаивая свою точку зрения, у учащихся формируются личностные УУД; работая в команде, они учатся принимать совместные решения, формулировать свои ответы и таким образом совершенствуют коммуникативные УУД.
При разработке таких интересных заданий учитель регулирует процесс, создает комфортную зону для проявления инициативы ребенка.
Результатом командной работы в моих группах стало создание проектов во внеурочной деятельности. Учащиеся участвуют в театральных постановках, в школьных мероприятиях по английскому языку, таких, как « День английского языка», « День Святого Валентина», подготовка совместных стенгазет. В этом учебном году я попробовала повысить результативность в своих группах с помощью нового метода. Я сделала 4 вида карточек-смайлов и объявила конкурс « Лучший ученик месяца» и
« Лучшая группа месяца». Этот конкурс включает в себя следующий процесс: за каждый этап учебной деятельности учащиеся получают определенную карточку в зависимости от того, как они работали на данном этапе. Самых активных я отмечаю дополнительно. В конце урока карточки суммируются, и учащиеся вносят количество собранных карточек в лист « Лестница успеха» своей группы. Итоги подводятся в конце месяца, лучшие ученики получают грамоты и результаты размещаются на информационных стендах кабинета и на сайте школы. Детям понравилась моя идея. Я могу сделать следующий вывод – благодаря такому методу повысилась результативность и качество выполнения домашних заданий; отстающие ученики перешли на уровень выше. У детей появилось желание соперничать друг с другом и группами.
В заключительном этапе своих уроков я отвожу значительную роль рефлексии собственной деятельности ученика. Я спрашиваю, что им удалось сегодня сделать на уроке, что не совсем удалось; что было интересно. Учащиеся учатся делать самооценку своей работы на каждом этапе урока. В конце каждой четверти я провожу итоговую рефлексию. Учащиеся отвечают на такие вопросы: « Какое мое большее достижение?»,
«В чем состоят мои трудности?»
Все используемые мною методы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику учащихся в результативности изучаемого предмета, в росте коммуникативных компетенций.
В заключении хочу сказать, что интерактивные и командные методы обучения на уроках иностранного языка положительно влияют на развитие коммуникативных компетенций учащихся XXI века и приносят впечатляющий результат.
Рекомендуем посмотреть:
Работа со словарем
Схема структурного анализа урока иностранного языка
Формирование у школьников способностей к межкультурной коммуникации при изучении английского языка
Использование интерактивной доски на уроках английского языка